(с изменениями на 7 марта 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от 10.06.2022 N 393-ПП, от 14.04.2023 N 270-ПП, от 07.03.2024 N 162-ПП)
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.06.2020 N 326 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке региональных программ снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума", Постановлением Правительства Свердловской области от 16.10.2013 N 1229-ПП "Об утверждении Порядка формирования и реализации комплексных программ Свердловской области", на основании Распоряжения Правительства Свердловской области от 19.10.2020 N 511-РП "О разработке комплексной программы Свердловской области "Снижение уровня бедности в Свердловской области на период до 2030 года" Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить комплексную программу Свердловской области "Снижение уровня бедности в Свердловской области на период до 2030 года" (прилагается).
2. Руководителям исполнительных органов государственной власти Свердловской области, являющихся заказчиками комплексной программы Свердловской области "Снижение уровня бедности в Свердловской области на период до 2030 года" (далее - комплексная программа):
1) организовать выполнение мероприятий комплексной программы;
2) представлять в Министерство социальной политики Свердловской области (далее - заказчик-координатор комплексной программы) ежеквартально в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, информацию о достижении значений целевых показателей и выполнении мероприятий комплексной программы.
3. Заказчику-координатору комплексной программы:
1) осуществлять оперативный мониторинг реализации комплексной программы;
2) размещать ежеквартально в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, на сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в программно-информационном комплексе информацию о достижении значений целевых показателей и выполнении мероприятий комплексной программы;
3) представлять в срок до 1 мая года, следующего за отчетным годом, в Правительство Свердловской области и Министерство экономики и территориального развития Свердловской области ежегодный доклад о реализации комплексной программы.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Заместителя Губернатора Свердловской области П.В. Крекова.
5. Настоящее Постановление вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.
6. Настоящее Постановление опубликовать на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru).
Губернатор
Свердловской области
Е.В.КУЙВАШЕВ
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ БЕДНОСТИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА"
(в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от 10.06.2022 N 393-ПП, от 14.04.2023 N 270-ПП, от 07.03.2024 N 162-ПП)
1. | Заказчик-координатор комплексной программы Свердловской области "Снижение уровня бедности в Свердловской области на период до 2030 года" (далее - комплексная программа) | Министерство социальной политики Свердловской области |
2. | Заказчики комплексной программы | Министерство экономики и территориального развития Свердловской области; Министерство здравоохранения Свердловской области; Министерство физической культуры и спорта Свердловской области; Министерство культуры Свердловской области; Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области; Министерство образования и молодежной политики Свердловской области; Министерство промышленности и науки Свердловской области; Министерство инвестиций и развития Свердловской области; Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области; Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области; Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области; Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области; Министерство цифрового развития и связи Свердловской области; Департамент по труду и занятости населения Свердловской области |
3. | Цели и задачи комплексной программы | цели: 1) обеспечение устойчивого роста реальных денежных доходов населения Свердловской области; 2) снижение доли населения с денежными доходами ниже границы бедности в Свердловской области. Задачи: 1) обеспечение условий для повышения уровня доходов граждан; 2) развитие системы социальной помощи нуждающимся гражданам; 3) развитие системы социального контракта; 4) обеспечение условий для организации социальной адаптации отдельных категорий граждан; 5) формирование семейно ориентированной социальной среды, единого профилактического пространства |
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 14.04.2023 N 270-ПП) | ||
4. | Важнейшие целевые показатели комплексной программы | 1) среднедушевые денежные доходы населения Свердловской области; 2) уровень бедности в Свердловской области |
5. | Сроки реализации комплексной программы | 2021 - 2030 годы |
6. | Объемы и источники финансирования комплексной программы | общий объем финансирования мероприятий комплексной программы составляет 419129068,28 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 51252508,91 тыс. рублей; средства областного бюджета - 367726874,47 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 149684,90 тыс. рублей |
(в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от 10.06.2022 N 393-ПП, от 14.04.2023 N 270-ПП, от 07.03.2024 N 162-ПП) | ||
7. | Ожидаемые конечные результаты реализации комплексной программы | достижение результатов комплексной программы будет иметь следующие социально-экономические последствия: 1) рост реальных денежных доходов населения Свердловской области; 2) снижение численности населения с денежными доходами ниже границы бедности в Свердловской области; 3) увеличение числа граждан, прошедших переобучение или повышение квалификации; 4) увеличение количества получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта |
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 14.04.2023 N 270-ПП) |
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" одной из национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации является снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года. К 2030 году уровень бедности в Российской Федерации должен быть снижен с 12,9%, как это было в 2017 году, до 6,5%.
В Свердловской области уровень бедности к 2030 году должен быть снижен до 5,6%.
Снижение уровня бедности достигается путем реализации мероприятий по стимулированию общего роста реальных доходов населения, повышения уровня социального обеспечения и адресности мер социальной поддержки.
Уровень бедности до 31 декабря 2020 года рассчитывался Федеральной службой государственной статистики как доля численности населения Российской Федерации с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в процентах к общей численности населения Российской Федерации. Начиная с 1 января 2021 года уровень бедности рассчитывается Федеральной службой государственной статистики как доля численности населения Российской Федерации с денежными доходами ниже границы бедности в процентах к общей численности населения Российской Федерации. Граница бедности определяется путем умножения значения базовой границы бедности на индекс потребительских цен за отчетный период (год) к IV кварталу 2020 года, полученный цепным методом. Базовая граница бедности установлена на уровне величины прожиточного минимума за IV квартал 2020 года. Граница бедности используется как статистический показатель для оценки прогресса в сокращении бедности и не влияет на назначение мер социальной поддержки гражданам. Для назначения мер социальной поддержки применяется прожиточный минимум.
(часть четвертая в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 14.04.2023 N 270-ПП)
По предварительной оценке Управления Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области, численность населения Свердловской области с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в Свердловской области от общей численности населения в Свердловской области по итогам 2020 года составила 9%, или 388,0 тыс. человек (таблица 1).
Таблица 1
ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ С ДЕНЕЖНЫМИ ДОХОДАМИ НИЖЕ ВЕЛИЧИНЫ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА
(процентов от общей
численности населения)
2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | |
Российская Федерация | 12,9 | 12,6 | 12,3 | 12,1 |
Свердловская область | 9,8 | 9,5 | 8,9 | 9,0 |
Свердловская область является одним из наиболее динамично развивающихся субъектов Российской Федерации, расположенных на границе Европы и Азии. Здесь сосредоточены мощное промышленное производство, богатые природные ресурсы, крупные транспортные потоки, солидный научный и человеческий потенциал. Развитие Свердловской области происходит в условиях конкуренции среди субъектов Российской Федерации за ресурсы, включая инвестиции, рынки сбыта, транспортные потоки.
Валовой региональный продукт Свердловской области в 2019 году составил 2529,5 млрд. рублей. Индекс физического объема валового регионального продукта (далее - ВРП) в 2019 году составил 100,3% к уровню 2018 года. Свердловская область вносит весомый вклад в суммарный ВРП Российской Федерации - около 3%.
Структура экономики Свердловской области приблизилась к параметрам развитых стран: доля сферы услуг в ВРП по итогам 2019 года составила 54,6%. Несмотря на структурные сдвиги, промышленный комплекс продолжает занимать доминирующие позиции в экономике Свердловской области, поэтому темпы развития промышленности являются определяющими для темпов развития экономики Свердловской области в целом.
В составе экономики Свердловской области представлены все основные отрасли промышленного комплекса. Свердловская область относится к числу десяти основных регионов, на долю которых приходится около 50% производимой в Российской Федерации промышленной продукции.
Индекс производства в обрабатывающей промышленности Свердловской области в 2020 году составил 102,5% к уровню 2019 года.
Высокий темп роста физических объемов производства наблюдался в производстве прочих готовых изделий - в 3,4 раза к уровню 2019 года, лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, - в 1,6 раза, автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов - на 16,2%, готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, - на 15,8%, компьютеров, электронных и оптических изделий - на 13,9%, напитков - на 12,1%, машин и оборудования, не включенных в другие группировки, - на 10,9%.
В металлургии индекс промышленного производства составил 97,1% к уровню 2019 года.
Объем отгруженных товаров собственного производства предприятиями обрабатывающей промышленности в 2020 году составил 2047,1 млрд. рублей, или 102,2% к уровню 2019 года в действующих ценах.
В добыче полезных ископаемых индекс производства составил 101% к уровню 2019 года, объем отгруженной промышленной продукции - 89,1 млрд. рублей, или 98,8% к уровню 2019 года в действующих ценах.
По виду деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром" индекс промышленного производства в 2020 году составил 99,7% к уровню 2019 года, объем отгруженной промышленной продукции - 236,5 млрд. рублей, или 96,7% к уровню 2019 года в действующих ценах.
Всего индекс промышленного производства по полному кругу организаций в 2020 году составил 102,3% к уровню 2019 года. Объем отгруженной промышленной продукции по полному кругу организаций Свердловской области - 2448 млрд. рублей, или 101,8% к уровню 2019 года в действующих ценах.
Удельный вес сельскохозяйственного комплекса составляет 2,4% в ВРП Свердловской области. За 2018 - 2020 годы объем продукции сельского хозяйства, произведенной хозяйствами всех категорий, увеличился на 8% в сопоставимых ценах и в 2020 году составил 88,8 млрд. рублей. Сохраняется высокий уровень объемов производства и качества сельскохозяйственной продукции для обеспечения продовольственной безопасности Свердловской области.
К определяющим факторам роста экономики Свердловской области относится потребительская активность. В 2020 году оборот розничной торговли в Свердловской области составил 1117,6 млрд. рублей. В структуре розничной торговли преобладающим остается удельный вес непродовольственных товаров - 50,2%.
Состояние потребительского рынка является одним из важнейших показателей уровня социально-экономического благополучия населения Свердловской области. По объему оборота розничной торговли Свердловская область по итогам 2020 года занимает 1 место среди областей Уральского федерального округа, 5 место среди субъектов Российской Федерации.
Свердловская область является привлекательным регионом для вложения инвестиций. На территории Свердловской области успешно реализуется ряд крупных инвестиционных проектов. В 2018 - 2020 годах в экономику Свердловской области привлечено 1152,5 млрд. рублей инвестиций в основной капитал.
Строительный комплекс Свердловской области обеспечивает развитие многих смежных отраслей, его удельный вес в ВРП по итогам 2019 года составил 4%. За период 2018 - 2020 годов в Свердловской области выполнено строительных работ в объеме 615,3 млрд. рублей.