Основные треки по направлению | Сроки оценки результативности и корректировки | |
Трек 1. Формирование ценностных ориентаций обучающихся | ||
Цель: | Развитие личности и повышение уровня сформированности ценностных ориентаций обучающихся образовательных организаций региона | ежегодно |
Задачи: | - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности путем освоения обучающимися социокультурных, традиционных российских духовно-нравственных ценностей, принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; - совершенствование условий для самоопределения и социализации обучающихся, формирования у них трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам, уважения к человеку труда и старшему поколению; - формирование у обучающихся: чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку; - развитие у обучающихся: взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде; - обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию; - обеспечение эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей, а также с другими организациями, осуществляющими деятельность с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах | ежегодно |
Обоснование цели и задач: | Федеральные тренды. В российской системе образования большое внимание уделяется организации воспитания обучающихся, формированию их ценностных ориентаций. Для повышения эффективности воспитательной работы важное значение имеет утверждение четких целевых ориентиров, направленных на достижение намеченных результатов, а также использование современных подходов на всех уровнях управления образованием. В этой связи Указом Президента РФ "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" <102> определена необходимость внедрения на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания. Основой процесса воспитания выступает система традиционных российских духовно-нравственных ценностей, которые законодательно закреплены на государственном уровне в ряде нормативных документов. Базовым законом выступает Конституция РФ <103>, гарантирующая каждому гражданину страны право на образование, его общедоступность и бесплатность. В соответствии с Конституцией РФ устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, в которых описаны ожидаемые воспитательные результаты в формате портретов выпускника, а также личностные результаты освоения программ начального, основного и среднего общего образования. В обновленных ФГОС начального общего образования <104> и основного общего образования <105>, разработанных Министерством просвещения РФ, зафиксирован ценностный подход к определению личностных результатов. Таким образом, ФГОС закрепляют формирование значимой системы ценностей в качестве результата образования. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" <106> определяет воспитание как деятельность, направленную на развитие личности, формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, традиционных российских духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В этой связи в рамках реализации "Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" <107> предполагается решение следующих задач: - создание условий для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения; - обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей; - повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры и уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей; - создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты; - формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций; - создание условий для повышения эффективности воспитательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в сельских поселениях; - повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество; - обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей. Указанные федеральные тренды учитываются в процессе развития региональной системы организации воспитания обучающихся. Региональная специфика и выявленные проблемы. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности путем формирования ценностных ориентаций обучающихся осуществляется в соответствии с Приказом Министерства образования Пензенской области от 10.02.2021 г. N 75/01-07 "Об утверждении программы "Развитие воспитания в Пензенской области на период до 2025 года" <108>. Анализ региональной специфики по данному вопросу за период 2020 - 2021 гг. позволил выявить стабильно высокие результаты либо положительную динамику по ряду показателей, в числе которых: - доля обучающихся, принявших деятельностное участие в региональных конкурсах и проектах, мероприятиях Ежегодного календаря основных массовых мероприятий в Пензенской области, направленных на физическое воспитание и формирование культуры здоровья составила 42%; - доля победителей и призеров очных спортивных, технических олимпиад, конкурсов некоммерческого характера всероссийского и международного уровней 32,2%; - доля обучающихся, принявших участие в мероприятиях гражданского, патриотического воспитания на основе российских традиционных ценностей - 41,1%; - доля обучающихся, охваченных различными формами деятельности в каникулярное время - 85%. Также прослеживаются изменения в положительную сторону в планировании воспитательной работы образовательных организаций Пензенской области. Так, модули "Гражданское воспитание", "Духовно-нравственное развитие", "Эстетическое воспитание", "Воспитание культуры ЗОЖ", "Экологическое воспитание" присутствуют в рабочих программах воспитания в 93% образовательных организаций. В направлении обеспечения условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию намечены положительные сдвиги. Так, 92% образовательных организаций региона провели мероприятия с родительской общественностью по цифровой безопасности детей с привлечением специалистов. Обеспечение эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями происходит за счет волонтерского движения, количество волонтерских отрядов/классов в составило 1119 единиц. Из них участников в возрасте 12 - 18 лет - 30,1%. Доля образовательных организаций, в которых действуют детские общественные объединения - 82%. В регионе отмечаются проблемы, связанные с развитием детских общественных объединений, развитием социального партнерства образовательных организаций. Контроль за данной деятельностью будет продолжен в 2022 г. Вывод о целесообразности постановки цели и задач: Таким образом, постановка цели по развитию личности и обеспечению повышения уровня сформированности ценностных ориентаций обучающихся образовательных организаций Пензенской области обусловлена федеральными трендами, а также региональной спецификой. Достижение поставленных задач в процессе развития региональной системы оценки качества образования будет способствовать развитию личности обучающихся | |
Трек 2. Профилактика деструктивного поведения обучающихся | ||
Цель: | Создание условий для предотвращения деструктивного поведения обучающихся образовательных организаций региона | ежегодно |
Задачи: | - обеспечение досуговой занятости обучающихся, в том числе состоящих на различных профилактических учетах; - воспитание правового сознания у обучающихся; - вовлечение обучающихся в проведение общешкольных и других значимых мероприятий, в деятельность волонтерских организаций; - вовлечение обучающихся в занятия физкультурой, спортивных секций и кружков; - внедрение современных технологий по профилактике девиантного, зависимого поведения, табакокурения в практику работы педагогов, психологов и социальных педагогов; - организация индивидуальной профилактической работы с детьми, состоящими на внутришкольном учете и учете в подразделении по делам несовершеннолетних органов внутренних дел; - сокращение числа суицидов и самовольных уходов детей; - организация работы с семьями, состоящими на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел; - повышение уровня правовой грамотности среди обучающихся; - организация и проведение совместных рейдов по местам концентрации несовершеннолетних и молодежи, в том числе с другими субъектами профилактики; - выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений и преступлений; - развитие института наставничества в отношении подростков, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел; - профилактика экстремизма и терроризма, в том числе в подростковой и молодежной среде | ежегодно |
Обоснование цели и задач: | Федеральные тренды. Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <109> определены основные задачи по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в числе которых: - предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; - обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; - социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; - выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям. Реализация "Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года" <110> предполагает осуществление деятельности по следующим направлениям: - снижение количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними, в том числе повторных; - реализация права каждого ребенка жить и воспитываться в семье, укрепление института семьи; - защита прав несовершеннолетних, создание условий для формирования достойной жизненной перспективы; - совершенствование механизмов управления органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, включая повышение эффективности межведомственного взаимодействия; - совершенствование имеющихся и внедрение новых технологий и методов профилактической работы с несовершеннолетними, в том числе расширение практики применения технологий восстановительного подхода с учетом эффективной практики субъектов РФ; - повышение уровня профессиональной компетентности специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних <111>. Указанные федеральные тренды учитываются в процессе развития региональной системы профилактики деструктивного поведения обучающихся. Региональная специфика и выявленные проблемы: В 4 квартале 2021 г. ГАОУ ДПО "Институт регионального развития Пензенской области" был проведен мониторинг по профилактике правонарушений в отношении и среди несовершеннолетних в общеобразовательных организациях Пензенской области. Анализ результатов мониторинга выявил существующие проблемы в организации профилактической работы с обучающимися. Согласно данным, полученным в результате мониторинга, количество детей с девиантным и деструктивным поведением в регионе составляет 343 и 507 человек соответственно. Количество детей с девиантным (общественно опасным поведением) составляет 343 человека или 0,26% от числа обучающихся (в том числе, в разрезе муниципалитетов: Бековский - 4, Белинский и Тамалинский - 3, Бессоновский, Вадинский, Спасский районы и учреждения интернатного типа - 6, г. Заречный - 73, Лопатинский и Сосновоборский - 1, Лунинский - 11, Малосердобинский, Нижнеломовский и Кузнецкий - 2, Мокшанский и Каменский - 5, Никольский - 9, Пензенский - 15, Сердобский - 5, Городищенский - 7, Колышлейский - 20, г. Кузнецк - 31, г. Пенза - 120 человек). Количество детей с деструктивным поведением в регионе составляет 507 человек или 0,39% от числа обучающихся (Башмаковский - 11, Бековский - 5, Бессоновский - 60, г. Заречный - 51, Лопатинский и Никольский районы, учреждения интернатного типа - 2, Малосердобинский, Спасский, Городищенский - 1, Мокшанский - 6, Нижнеломовский и Каменский - 4, Пензенский - 53, Сердобский 55, Тамалинский - 18, Земетчинский - 13, Колышлейский - 17, Кузнецкий - 15, г. Кузнецк - 26, г. Пенза - 160 человек). Результаты данного анализа подтверждают безусловную значимость поставленных целей для Пензенской области. В 1 квартале 2022 г. был проведен аналогичный мониторинг, в который были добавлены дополнительные параметры, касающиеся выявления групп социального риска среди обучающихся. На основании данных, полученных по итогам проведения мониторинга, в Пензенской области 7 (0,01% от числа обучающихся) детей стали жертвами насилия (в Белинском, Земетчинском районах, в г. Пензе - по 2 ребенка, в Спасском - 1 человек). Количество семей, родители которых лишены родительских прав, составляет 348. Количество семей, родители которых ограничены в родительских правах - 141. 1808 детей находятся в неблагополучных семьях, что составляет 1,39% от общего числа обучающихся. На учете в подразделении по делам несовершеннолетних органов внутренних дел состоят 439 детей, что составляет 0,34% от общего числа обучающихся. 1452 ребенка находятся на внутришкольном учете, что составляет 1,11% от общего числа обучающихся. По итогам анализа результатов проведенного мониторинга были организованы соответствующие мероприятия, направленные на решение выявленных проблем. С целью повышения компетенции педагогов, представителей образовательных организаций в 2022 г. были проведены семинары и круглые столы (8 мероприятий), посвященные различным темам профилактической работы. В ноябре - декабре 2022 г. запланированы соответствующие курсы. В мае 2022 г. планируется проведение форума отцов. Мероприятие призвано привлечь внимание общественности к роли совета отцов в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Вывод о целесообразности постановки цели и задач: Таким образом, постановка цели по обеспечению условий для предотвращения деструктивного поведения среди обучающихся, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних обусловлена федеральными трендами, а также региональной спецификой. Достижение поставленных задач в процессе развития региональной системы оценки качества образования будет способствовать повышению уровня правового воспитания обучающихся |
________________
<102> Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/71937200/.
(в ред. Приказа Минобразования Пензенской области от 29.07.2024 N 16-153)
<103> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020), ст. 43. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.
<104> Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389561/.
<105> Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/.
<106> Федеральный закон от 25.12.2023 N 685-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", ст. 1. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_465629/3d0cac60971a511280cbba229d9b6329c07731f7/.
<107> Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р "Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/400951e1bec44b76d470a1deda8b17e988c587d6/.
<108> Приказ Министерства образования Пензенской области от 10.02.2021 N 75/01-07 "Об утверждении программы "Развитие воспитания в Пензенской области на период до 2025 года" (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/400311774/.
<109> Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/.
<110> Распоряжение Правительства РФ от 22.03.2017 N 520-р "Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года" (ред. от 18.03.2021). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_214734/.
<111> Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р "Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/.