МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 10 февраля 2021 года N 75/01-07


Об утверждении программы "Развитие воспитания в Пензенской области на период до 2025 года"

(с изменениями на 18 июня 2024 года)

(в ред. Приказов Минобразования Пензенской области от 31.08.2021 N 416/01-07, от 18.06.2024 N 16-136)




Во исполнение плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 N 2945-р, руководствуясь Положением о Министерстве образования Пензенской области, утвержденным постановлением Правительства Пензенской области от 05.08.2008 N 485-пП (с последующими изменениями), приказываю:


1. Утвердить прилагаемую программу "Развитие воспитания в Пензенской области на период до 2025 года".


2. Настоящий приказ разместить (опубликовать) на официальном сайте Министерства образования Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".


3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Министра образования Пензенской области Маркову А.В.



Исполняющий обязанности Министра
А.В.МАРКОВА



Утверждена
приказом
Министерства образования
Пензенской области
от 10 февраля 2021 г. N 75/01-07



ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ВОСПИТАНИЯ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА"

(в ред. Приказов Минобразования Пензенской области от 31.08.2021 N 416/01-07, от 18.06.2024 N 16-136)




Паспорт программы

Наименование программы

Программа "Развитие воспитания в Пензенской области на период до 2025 года"

Основание для разработки программы

Программа "Развитие воспитания в Пензенской области на период до 2025 года" разработана в соответствии с Национальным проектом "Образование", Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с последующими изменениями), Федеральным законом от 31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся", Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р

Разработчики программы

Министерство образования Пензенской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт регионального развития Пензенской области"

Цель программы

Воспитание высоконравственных, творческих, компетентных граждан, способных внести личный вклад в социально-экономическое развитие Пензенской области

Задачи программы

- создать условия для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения с опорой на лучшие воспитательные практики;

- задействовать механизмы интеграции различных социальных институтов и ведомств, участвующих в решении практических проблем воспитания подрастающего поколения, инициировать межведомственное сотрудничество на основе совместных программ и проектов;

- способствовать развитию воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры, повышению уровня психолого-педагогической поддержки в процессе социализации детей и молодежи;

- обеспечивать поддержку семейного воспитания, создавать условия для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей и формирования их ответственного отношения к воспитанию детей;

- совершенствовать меры комплексной поддержки социально незащищенных категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, находящихся в социально опасном положении, оставшихся без попечения родителей, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество;

- создавать условия для выявления, развития и поддержки детской одаренности в сфере образования, науки, культуры и спорта, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семей обучающихся

Целевые показатели и индикаторы

Оценка эффективности реализации Программы осуществляется по достижению положительной динамики показателей мониторинга эффективности реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р

Сроки реализации программы

2021 - 2025 годы

Ожидаемые результаты

- повышение значимости воспитания в общественном сознании;

- укрепление российской гражданской идентичности, традиционных общенациональных ценностей, устойчивости и сплоченности жителей региона;

- повышение общественного престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и возрождение традиционных семейных ценностей, укрепление традиций семейного воспитания;

- развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на координации и консолидации усилий всех ее институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании, эффективных механизмах управления, конкурсного отбора и использования лучшего педагогического опыта воспитательной деятельности;

- доступность для всех категорий детей качественного воспитания, способствующего удовлетворению их индивидуальных потребностей, развитию творческих способностей, независимо от места проживания, материального положения семьи, состояния здоровья;

- успешная реализация федеральных, региональных и муниципальных целевых программ поддержки одаренных детей, создание условий для развития их способностей в сфере образования, науки, культуры и спорта, независимо от их места жительства, социального положения и финансовых возможностей их семей;

- укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания;

- утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, снижение уровня негативных социальных явлений;

- развитие и поддержка социально значимых детских, семейных и родительских инициатив, обеспечение преемственности деятельности детских и молодежных общественных объединений;

- повышение уровня информационной безопасности детей;

- формирование системы осуществления мониторинга и показателей, отражающих эффективность воспитательной работы в регионе

Система организации контроля

Ежегодный публичный отчет Министерства образования Пензенской области, выполнение качественных и количественных показателей эффективности реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р



I. Общие положения


1.1. Программа "Развитие воспитания в Пензенской области на период до 2025 года" (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с последующими изменениями), Федеральным законом от 31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся", Национальным проектом "Образование", Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р, Законом Пензенской области от 31.05.2024 N 4313-ЗПО "Об образовании в Пензенской области".


(в ред. Приказа Минобразования Пензенской области от 18.06.2024 N 16-136)


1.2. Программа является основным документом, содержащим приоритетные направления развития воспитания в Пензенской области и механизмы их реализации.


1.3. Программа разработана с учетом следующих приоритетов государственной политики в области воспитания:


- развитие высоконравственной, творческой личности, принимающей судьбу Отечества как свою личную, осознающие ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины;


- создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;


- поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания;


- поддержка общественных институтов, выступающих носителями духовных ценностей;


- формирование уважения к русскому языку как государственному языку, являющемуся основой гражданской идентичности населения Российской Федерации и главным фактором национального самоопределения;


- обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов детей, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования, физической культуры и спорта, культуры и воспитания;


- формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности;


- развитие подрастающего поколения на основе признания определяющей роли семьи и соблюдения прав родителей, кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ).


1.4. Программа служит основой для координации деятельности исполнительных органов государственной власти Пензенской области и органов местного самоуправления муниципальных образований региона, а также их взаимодействия с институтами гражданского общества в сфере воспитания детей и молодежи.


1.5. Программа рассчитана на период до 2025 года.



II. Анализ состояния внутреннего потенциала и перспектив развития системы воспитания Пензенской области


2.1. Анализ состояния внутреннего потенциала и перспектив развития системы воспитания Пензенской области.


Пензенская область - один из регионов Российской Федерации, имеющих высокий производственный и инновационный потенциал. Регион перешел в статус лидеров по масштабам и скорости развития инфраструктуры, поддержки инновационной деятельности, в нем активно развиваются отрасли с высоким удельным весом человеческого капитала: образование, наука, информационные отрасли, интеллектуальные услуги.


Вызовы цифровой экономики и усиление научно-технического развития Пензенской области инициируют развитие новой образовательной экосистемы региона.


Формируется внешний запрос к региональной системе образования, в том числе и к системе воспитания детей и молодежи региона, именно ценностные установки молодых людей, их духовное развитие, культурный уровень определят будущее Пензенской области.


Появление новых федеральных и региональных инициатив, которые определяют нововведения в воспитательной деятельности образовательных организаций, требует своевременного анализа состояния системы воспитания региона и ее поступательного развития, с другой стороны, существуют проблемные точки, обусловленные характером социокультурного развития Российской Федерации и Пензенской области в частности:


- негативное влияние внешней среды, IT-индустрии, средств массовой информации на поведение подростков, давление на ценностную основу их личности;


- пропаганда вредных привычек и ложных ценностей жизни, "романтизация смерти", "философия потребителя", невысокая социальная активность;


- низкая культура чувств, недостаточный интерес к истории, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом;


- сложности адаптации детей из семей мигрантов.


2.2. Основные направления воспитательной деятельности образовательных организаций региона базируются на ценностях, которые определены приоритетными нормативными документами.


2.2.1. Гражданско-патриотическое воспитание.


В систему гражданско-патриотического воспитания Пензенской области включены следующие компоненты: школьные музеи, именные школы, кадетские школы и классы, реализуемые региональные и всероссийские акции и проекты.


В настоящее время в области функционирует 207 школьных музеев и музейных комнат, из них 138 паспортизированы, 18 школьных музеев боевой и трудовой славы. Во всех краеведческих музеях образовательных организаций имеются экспозиции, стенды, освещаются события Великой Отечественной войны и подвиги земляков на фронтах и в тылу в военное время, ведется активная гражданско-патриотическая деятельность. В области регулярно проводятся смотры-конкурсы школьных музеев.


Образовательными организациями региона проведена работа по прохождению сертификации школьных музеев на официальном сайте проекта "Школьный Музей Победы" (37 школьных музеев стали партнерами главного военно-исторического музея страны).


Высоким воспитательным потенциалом в формировании чувства патриотизма, гордости за свою малую родину, Отчизну обладает присвоение школам имен выдающихся соотечественников. Опыт поисково-исследовательской работы образовательных организаций региона, организация совместной деятельности детей и взрослых, включающей работу в архивах, составление истории своей школы и летописи села формирует у обучающихся высокие моральные ориентиры на основе выдающихся поступков конкретных людей, воспитывает личность "пензенца" на основе преемственности и развития культурно-исторических традиций Пензенского края.


Одним из важнейших инструментом воспитания патриота и гражданина является кадетское образование.


В настоящее время в Пензенской области действуют две кадетские школы: "Кадетская школа N 46" города Пензы. Пензенский казачий генерала Слепцова кадетский корпус" и "Кадетская школа по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 70" города Пензы им. 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, а также 41 класс с углубленным изучением предметов военно-патриотической и оборонно-спортивной направленности, в которых обучается более 4 тыс. школьников.


Содержание деятельности по воспитанию патриота и гражданина в 2020 году было окрашено знаменательной датой 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Одним из масштабных событий стал региональный проект "А мы из Пензы. Наследники победителей", в котором приняли участие 100% общеобразовательных организаций. В рамках реализации проекта вышли из печати в "Издательском доме "Живая Классика" 20 Книг Памяти (Книги друзей) "А мы из Пензы. Наследники Победителей".


Также в рамках проекта в подарок каждой школьной библиотеке по распоряжению Губернатора Пензенской области И.А. Белозерцева была передана подборка из 37 книг о Великой Отечественной войне и героях.


2.2.2. Физическое развитие и культура здоровья.


Развитие культуры здоровья и физическое воспитание обучающихся традиционно обусловлено необходимостью формирования гармонично развитой личности, укреплением здоровья подрастающего поколения. В регионе функционирует система мер, направленных на формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни. Активно функционирует спортивная инфраструктура для занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»