(с изменениями на 18 июня 2024 года)
(в ред. Приказов Минобразования Пензенской области от 31.08.2021 N 416/01-07, от 18.06.2024 N 16-136)
Во исполнение плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 N 2945-р, руководствуясь Положением о Министерстве образования Пензенской области, утвержденным постановлением Правительства Пензенской области от 05.08.2008 N 485-пП (с последующими изменениями), приказываю:
1. Утвердить прилагаемую программу "Развитие воспитания в Пензенской области на период до 2025 года".
2. Настоящий приказ разместить (опубликовать) на официальном сайте Министерства образования Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Министра образования Пензенской области Маркову А.В.
Исполняющий обязанности Министра
А.В.МАРКОВА
ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ВОСПИТАНИЯ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА"
(в ред. Приказов Минобразования Пензенской области от 31.08.2021 N 416/01-07, от 18.06.2024 N 16-136)
Наименование программы | Программа "Развитие воспитания в Пензенской области на период до 2025 года" |
Основание для разработки программы | Программа "Развитие воспитания в Пензенской области на период до 2025 года" разработана в соответствии с Национальным проектом "Образование", Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с последующими изменениями), Федеральным законом от 31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся", Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р |
Разработчики программы | Министерство образования Пензенской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт регионального развития Пензенской области" |
Цель программы | Воспитание высоконравственных, творческих, компетентных граждан, способных внести личный вклад в социально-экономическое развитие Пензенской области |
Задачи программы | - создать условия для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения с опорой на лучшие воспитательные практики; - задействовать механизмы интеграции различных социальных институтов и ведомств, участвующих в решении практических проблем воспитания подрастающего поколения, инициировать межведомственное сотрудничество на основе совместных программ и проектов; - способствовать развитию воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры, повышению уровня психолого-педагогической поддержки в процессе социализации детей и молодежи; - обеспечивать поддержку семейного воспитания, создавать условия для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей и формирования их ответственного отношения к воспитанию детей; - совершенствовать меры комплексной поддержки социально незащищенных категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, находящихся в социально опасном положении, оставшихся без попечения родителей, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество; - создавать условия для выявления, развития и поддержки детской одаренности в сфере образования, науки, культуры и спорта, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семей обучающихся |
Целевые показатели и индикаторы | Оценка эффективности реализации Программы осуществляется по достижению положительной динамики показателей мониторинга эффективности реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р |
Сроки реализации программы | 2021 - 2025 годы |
Ожидаемые результаты | - повышение значимости воспитания в общественном сознании; - укрепление российской гражданской идентичности, традиционных общенациональных ценностей, устойчивости и сплоченности жителей региона; - повышение общественного престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и возрождение традиционных семейных ценностей, укрепление традиций семейного воспитания; - развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на координации и консолидации усилий всех ее институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании, эффективных механизмах управления, конкурсного отбора и использования лучшего педагогического опыта воспитательной деятельности; - доступность для всех категорий детей качественного воспитания, способствующего удовлетворению их индивидуальных потребностей, развитию творческих способностей, независимо от места проживания, материального положения семьи, состояния здоровья; - успешная реализация федеральных, региональных и муниципальных целевых программ поддержки одаренных детей, создание условий для развития их способностей в сфере образования, науки, культуры и спорта, независимо от их места жительства, социального положения и финансовых возможностей их семей; - укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания; - утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, снижение уровня негативных социальных явлений; - развитие и поддержка социально значимых детских, семейных и родительских инициатив, обеспечение преемственности деятельности детских и молодежных общественных объединений; - повышение уровня информационной безопасности детей; - формирование системы осуществления мониторинга и показателей, отражающих эффективность воспитательной работы в регионе |
Система организации контроля | Ежегодный публичный отчет Министерства образования Пензенской области, выполнение качественных и количественных показателей эффективности реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р |
1.1. Программа "Развитие воспитания в Пензенской области на период до 2025 года" (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с последующими изменениями), Федеральным законом от 31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся", Национальным проектом "Образование", Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р, Законом Пензенской области от 31.05.2024 N 4313-ЗПО "Об образовании в Пензенской области".
(в ред. Приказа Минобразования Пензенской области от 18.06.2024 N 16-136)
1.2. Программа является основным документом, содержащим приоритетные направления развития воспитания в Пензенской области и механизмы их реализации.
1.3. Программа разработана с учетом следующих приоритетов государственной политики в области воспитания:
- развитие высоконравственной, творческой личности, принимающей судьбу Отечества как свою личную, осознающие ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины;
- создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;
- поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания;
- поддержка общественных институтов, выступающих носителями духовных ценностей;
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку, являющемуся основой гражданской идентичности населения Российской Федерации и главным фактором национального самоопределения;
- обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов детей, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования, физической культуры и спорта, культуры и воспитания;
- формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности;
- развитие подрастающего поколения на основе признания определяющей роли семьи и соблюдения прав родителей, кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ).
1.4. Программа служит основой для координации деятельности исполнительных органов государственной власти Пензенской области и органов местного самоуправления муниципальных образований региона, а также их взаимодействия с институтами гражданского общества в сфере воспитания детей и молодежи.
1.5. Программа рассчитана на период до 2025 года.
2.1. Анализ состояния внутреннего потенциала и перспектив развития системы воспитания Пензенской области.
Пензенская область - один из регионов Российской Федерации, имеющих высокий производственный и инновационный потенциал. Регион перешел в статус лидеров по масштабам и скорости развития инфраструктуры, поддержки инновационной деятельности, в нем активно развиваются отрасли с высоким удельным весом человеческого капитала: образование, наука, информационные отрасли, интеллектуальные услуги.
Вызовы цифровой экономики и усиление научно-технического развития Пензенской области инициируют развитие новой образовательной экосистемы региона.
Формируется внешний запрос к региональной системе образования, в том числе и к системе воспитания детей и молодежи региона, именно ценностные установки молодых людей, их духовное развитие, культурный уровень определят будущее Пензенской области.
Появление новых федеральных и региональных инициатив, которые определяют нововведения в воспитательной деятельности образовательных организаций, требует своевременного анализа состояния системы воспитания региона и ее поступательного развития, с другой стороны, существуют проблемные точки, обусловленные характером социокультурного развития Российской Федерации и Пензенской области в частности:
- негативное влияние внешней среды, IT-индустрии, средств массовой информации на поведение подростков, давление на ценностную основу их личности;
- пропаганда вредных привычек и ложных ценностей жизни, "романтизация смерти", "философия потребителя", невысокая социальная активность;
- низкая культура чувств, недостаточный интерес к истории, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом;
- сложности адаптации детей из семей мигрантов.
2.2. Основные направления воспитательной деятельности образовательных организаций региона базируются на ценностях, которые определены приоритетными нормативными документами.
2.2.1. Гражданско-патриотическое воспитание.
В систему гражданско-патриотического воспитания Пензенской области включены следующие компоненты: школьные музеи, именные школы, кадетские школы и классы, реализуемые региональные и всероссийские акции и проекты.
В настоящее время в области функционирует 207 школьных музеев и музейных комнат, из них 138 паспортизированы, 18 школьных музеев боевой и трудовой славы. Во всех краеведческих музеях образовательных организаций имеются экспозиции, стенды, освещаются события Великой Отечественной войны и подвиги земляков на фронтах и в тылу в военное время, ведется активная гражданско-патриотическая деятельность. В области регулярно проводятся смотры-конкурсы школьных музеев.
Образовательными организациями региона проведена работа по прохождению сертификации школьных музеев на официальном сайте проекта "Школьный Музей Победы" (37 школьных музеев стали партнерами главного военно-исторического музея страны).
Высоким воспитательным потенциалом в формировании чувства патриотизма, гордости за свою малую родину, Отчизну обладает присвоение школам имен выдающихся соотечественников. Опыт поисково-исследовательской работы образовательных организаций региона, организация совместной деятельности детей и взрослых, включающей работу в архивах, составление истории своей школы и летописи села формирует у обучающихся высокие моральные ориентиры на основе выдающихся поступков конкретных людей, воспитывает личность "пензенца" на основе преемственности и развития культурно-исторических традиций Пензенского края.
Одним из важнейших инструментом воспитания патриота и гражданина является кадетское образование.
В настоящее время в Пензенской области действуют две кадетские школы: "Кадетская школа N 46" города Пензы. Пензенский казачий генерала Слепцова кадетский корпус" и "Кадетская школа по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 70" города Пензы им. 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, а также 41 класс с углубленным изучением предметов военно-патриотической и оборонно-спортивной направленности, в которых обучается более 4 тыс. школьников.
Содержание деятельности по воспитанию патриота и гражданина в 2020 году было окрашено знаменательной датой 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Одним из масштабных событий стал региональный проект "А мы из Пензы. Наследники победителей", в котором приняли участие 100% общеобразовательных организаций. В рамках реализации проекта вышли из печати в "Издательском доме "Живая Классика" 20 Книг Памяти (Книги друзей) "А мы из Пензы. Наследники Победителей".
Также в рамках проекта в подарок каждой школьной библиотеке по распоряжению Губернатора Пензенской области И.А. Белозерцева была передана подборка из 37 книг о Великой Отечественной войне и героях.
2.2.2. Физическое развитие и культура здоровья.
Развитие культуры здоровья и физическое воспитание обучающихся традиционно обусловлено необходимостью формирования гармонично развитой личности, укреплением здоровья подрастающего поколения. В регионе функционирует система мер, направленных на формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни. Активно функционирует спортивная инфраструктура для занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.