Основные треки по направлению | Сроки оценки результативности и корректировки | |
Трек 1. Плановое повышение профессионального мастерства педагогических работников | ||
Цель: | Обеспечение профессионального роста педагогических работников на основе формирования региональной системы научно-методического сопровождения | ежегодно |
Задачи: | - диагностика профессиональных дефицитов у педагогов-предметников; - разработка образовательных программ повышения квалификации для учителей с учетом выявленных дефицитов; - формирование персональных траекторий непрерывного профессионального развития педагогов на основе выявленных дефицитов; - организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику профессионального выгорания педагогов; - совершенствование работы муниципальных методических служб по научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров | ежегодно |
Обоснование цели и задач: | Федеральные тренды. Профессиональный рост педагогов является одним из основных условий успешной реализации национального проекта "Образование" <94>. Актуальность профессионального роста педагогических кадров и необходимость инновационных изменений связаны со значительными реформами в образовании РФ. Внедрение федеральный системы профессионального развития педагогов, которая является одним из приоритетных направлений национального проекта "Образование", должно к 2024 г. охватить 70% молодых педагогов в возрасте до 35 лет, а уровень профессионального мастерства должен быть повышен у 50% педагогических работников. Данный проект рассматривает два основных направления повышения качества преподавательского состава: привлечение молодых профессионалов из реальных секторов экономики и развитие профессиональных навыков опытных преподавателей через программы государственной поддержки и повышения квалификации. В распоряжении Правительства РФ "Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста" <95> предложены мероприятия по модернизации системы подготовки педагогических кадров, а также по организации и стимулированию непрерывного профессионального развития педагогов. Важным условием успешной реализации национального проекта "Образование" является создание адресной модели профессионального роста педагога в конкретном типе образовательной организации. В России создана единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование". Утверждено распоряжение Министерства просвещения РФ "Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров" <96>. Во всех регионах России созданы центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Их цель - эффективное развитие кадрового потенциала системы образования. Центры разрабатывают для педагогов индивидуальные образовательные маршруты, оказывают адресную методическую помощь педагогам по таким приоритетным направлениям, как функциональная грамотность, воспитание, внедрение ФГОС, цифровые технологии. Региональная специфика и выявленные проблемы. Обеспечение профессионального роста педагогов в Пензенской области осуществляется через систему повышения квалификации, профессиональные конкурсы, организацию педагогических салонов и методических семинаров (где представлены лучшие образовательные практики), реализацию проектов, технологий и инновационных площадок. Повышение квалификации педагогических и руководящих работников образовательных организаций (в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" <97>) осуществляется раз в три года на средства работодателей (образовательных организаций). Образовательные организации и педагоги самостоятельно выбирают программы повышения квалификации и организацию, где эти программы реализуются. С 2014 г. значительная часть педагогов Пензенской области повышают квалификацию на договорной основе по 64 программам в ГАОУ ДПО "Институт регионального развития Пензенской области", в Педагогическом институте им. В.Г. Белинского ФГБОУ ВО "Пензенский государственный университет", ГАПОУ ПО "Пензенский социально-педагогический колледж". В 2021 г. в ГАОУ ДПО "Институт регионального развития Пензенской области" повысили квалификацию 4646 педагогических и руководящих работников образовательных организаций (более 25% педагогов региона). В июле 2021 г. в ГАОУ ДПО "Институт регионального развития Пензенской области" создан Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее - ЦНППМ). В ЦНППМ проведена оценка предметных и методических компетенций учителей географии, обществознания, истории, литературы, биологии, физики, химии, математики и русского языка в соответствии с письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 02.04.2021 N АК - 152/08 "О проведении процедуры оценки предметных и методических компетенций учителей" в рамках формирования единой региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, в которой приняли участие 456 педагогических работников. В августе - ноябре 2021 г. было организовано обучение: - педагогических работников и региональных тьюторов детских технопарков "Кванториум", центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста", центров цифрового образования "IT-куб"; - педагогов по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации "Формирование естественно-научной грамотности обучающихся при изучении раздела "Генетика" на уроках биологии" (31 человек); - педагогических работников по дополнительной профессиональной программе "Школа современного учителя" (561 человек); - вновь назначенных или работающих в должности до 2 лет руководителей муниципальных органов управления образованием, а также директоров образовательных организаций, работающих в должности до 2 лет, по дополнительной профессиональной программе "Школа управленцев: особенности управления образовательной организацией". - директоров и заместителей директоров общеобразовательных организаций по программе "Механизмы эффективного управления школой: кадровые и финансовые ресурсы"; - педагогических работников по программе "Искусственный интеллект в профессиональной деятельности педагога"; - педагогов-психологов общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций по программам "Организация деятельности педагога-психолога в системе общего образования: психолого-педагогическое сопровождение и межведомственное взаимодействие" и "Организация деятельности педагога-психолога в системе среднего профессионального образования: психолого-педагогическое сопровождение и межведомственное взаимодействие"; - учителей физкультуры в начальных классах по программе "Обучение гимнастике на уроках физической культуры в начальной школе (базовый уровень)"; - муниципальных служащих по программе "Муниципальная система управления качеством образования на основе показателей мотивирующего мониторинга субъектов Российской Федерации"; - педагогов профессиональных образовательных организаций по программе "Воспитательная деятельность в системе среднего профессионального образования: профилактика девиантного, суицидального поведения, безопасного поведения студентов в сети Интернет". Всего в 2021 г. в ЦНППМ обучение прошли 835 человек. Деятельность ЦНППМ осуществляется в тесном сотрудничестве с Академией просвещения Министерства просвещения РФ, используются программы из федерального реестра дополнительных профессиональных программ. В 2021 г. в него включена программа "Использование приемов ТРИЗ-технологии для развития гибких навыков у младших школьников", подготовленная Центром начального образования ГАОУ ДПО "Институт регионального развития Пензенской области". В 2021 г. ГАОУ ДПО "Институт регионального развития Пензенской области" реализовывались 13 проектов, 9 образовательных технологий (в 2020 г. - 12 проектов и 10 образовательных технологий). Пензенская область принимала активное участие в реализации федеральных проектов: "Содействие повышению финансовой грамотности", "Всероссийская школьная летопись", "Живая классика", "Культура для школьников". Все образовательные проекты, технологии, инновационные площадки направлены на рост профессионального мастерства педагогов. В числе проблем, выявленных по данному направлению деятельности, необходимо отметить: - низкий уровень организации работы муниципальных методических служб, слабое сетевое взаимодействие образовательных организаций и методических служб по выявлению и распространению лучших педагогических практик; - недостаточное качество инструментария для выявления профессиональных дефицитов педагогов и управленческих кадров, уровня их профессионального выгорания. Вывод о целесообразности постановки цели и задач: Таким образом, постановка цели по обеспечению профессионального роста педагогических работников на основе формирования региональной системы научно-методического сопровождения обусловлена федеральными трендами, а также региональной спецификой. Достижение поставленных задач будет способствовать повышению качества образования в образовательных организациях региона | ежегодно |
Трек 2. Устранение дефицита педагогических кадров | ||
Цель: | Снижение кадрового дефицита в образовательных организациях Пензенской области, прежде всего за счет сохранения имеющихся кадров, профессиональной переподготовки специалистов, совершенствования системы материального и морального стимулирования, а также за счет плановой работы с выпускниками школ, студентами педагогического колледжа и вуза | ежегодно |
Задачи: | - регулярное проведение мониторинга с целью выявления вакансий педагогических кадров в образовательных организациях Пензенской области, в том числе специалистов, необходимых для реализации адаптированных основных образовательных программ для детей с ОВЗ и детей-инвалидов (педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, тьюторы); - организация целевого набора в ГАПОУ ПО "Пензенский социально-педагогический колледж" и Педагогический институт им. В.Г. Белинского ФГБОУ ВО "Пензенский государственный университет" по педагогическим специальностям; - организация плановой профориентационной работы с обучающимися старших классов по педагогическим специальностям (педагогические классы); - организация переподготовки кадров образовательных организаций по программам дополнительного профессионального образования педагогической направленности; - создание стимулов по привлечению и закреплению молодых педагогов в образовательные организации Пензенской области, в том числе посредством реализации региональных целевых программ и системы наставничества (проведение мероприятий в рамках проектов по поддержке молодых педагогов на региональном, муниципальном уровнях; методическая поддержка молодых педагогов педагогами, включенными в региональный методический актив; создание и организация работы регионального педагогического клуба "Наставник" и др.) | ежегодно |
Обоснование цели и задач: | Федеральные тренды. Для эффективного использования новых технологий и новых знаний в образовательном процессе необходимы высокопрофессиональные педагогические кадры. В последнее время все более актуальной становится проблема дефицита кадров в современной школе. Министерством просвещения РФ совместно с Общероссийским Профсоюзом образования разработаны Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях общего, среднего профессионального, дополнительного образования. Методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 33 распоряжения Правительства Российской Федерации "Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста" <98>, а также в рамках реализации паспорта федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" <99>. В системе образования обостряются проблемы старения педагогических кадров, слабого закрепления молодых педагогов, нежелания выпускников педагогических вузов и колледжей приходить на работу в образовательные организации. Молодым и начинающим педагогам необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, классного руководителя. Решению этих задач способствует создание гибкой и мобильной системы, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога и вновь прибывшего учителя, сформировать у них мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. При этом кадровый дефицит является одним из важнейших факторов, влияющих на качество образования. Снижению кадрового дефицита будет способствовать: - выявление кадровых потребностей в образовательных организациях; - профессиональная переподготовка специалистов по дополнительным профессиональным программам педагогической направленности; - привлечение и закрепление молодых педагогов в образовательных организациях. Система наставничества (целевая модель) включает Концептуально-методологическое обоснование, разработку основных категорий и понятий, связанных с наставничеством, нормативное правовое обеспечение наставнической деятельности, направленное на повышение правового статуса наставничества и наставников, определение организационно-педагогических, методических и технологических механизмов реализации системы наставничества педагогических работников в образовательных организациях. Система (целевая модель) наставничества в системе общего образования ориентирована на реализацию федерального проекта "Современная школа", в системе дополнительного образования - на реализацию федерального проекта "Успех каждого ребенка", в системе среднего профессионального образования - на реализацию федерального проекта "Молодые профессионалы", проведение профориентационной работы по педагогическим специальностям в старших классах образовательных организаций (педагогические классы). Региональная специфика и выявленные проблемы. Общая численность педагогических работников в системе образования Пензенской области составляет 18069 человек, в том числе учителей - 8883. Высшее образование имеют 87,8% учителей, из них высшее педагогическое образование - 86,4%. Средний возраст учителя составляет 46,5 лет. Доля учителей в возрасте до 35 лет - 19,5%, доля молодых учителей, стаж работы которых составляет до трех лет - 8,4%. Для сокращения дефицита педагогических кадров (по итогам регулярного мониторинга) в системе образования Пензенской области в настоящее время реализуются следующие меры: - утверждены ежегодные денежные выплаты молодым педагогам. Постановлением Правительства Пензенской области от 30.10.2008 N 736-пП "Об утверждении Положения о системе оплаты труда работников государственных образовательных организаций Пензенской области" молодым специалистам - педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Пензенской области устанавливается повышающий коэффициент для осуществления ежемесячных выплат в размере 0,35 к должностному окладу; молодым специалистам - педагогическим работникам рекомендуются повышающие коэффициенты за наличие квалификационной категории по профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников за высшую квалификационную категорию - 0,5, за первую квалификационную категорию - 0,25; - Постановлением Правительства Пензенской области от 08.09.2011 N 623-пП "О порядке и условиях назначения и осуществления ежегодных выплат молодым специалистам" предусмотрена ежегодная денежная выплата, которую получают молодые специалисты в течение первых трех лет работы (учителям, воспитателям, преподавателям, мастерам производственного обучения, преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности, руководителям физического воспитания, тренерам-преподавателям - 35000 рублей; педагогическим работникам, занимающим иные должности - 24000 рублей); - Законом Пензенской области от 28.02.2011 N 2034-ЗПО "О мерах социальной поддержки педагогических работников государственных образовательных организаций Пензенской области и муниципальных образовательных организаций, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)" предусмотрена 100-процентная компенсация фактически произведенных расходов на оплату жилых помещений); - проводятся "Ярмарки вакансий" с выпускниками и студентами старших курсов Педагогического института им. В.Г. Белинского ФГБОУ ВО "Пензенский государственный университет" с участием представителей Министерства образования Пензенской области, администраций городских округов и муниципальных районов, руководителей образовательных организаций; - организуется форум молодых педагогов "Будущее - за профессионалами" (организаторы: Пензенская областная организация профсоюза работников народного образования и науки РФ, Министерство образования Пензенской области, ГАОУ ДПО "Институт регионального развития Пензенской области"); - проводится церемония посвящения молодых педагогов в профессию; - проводится областной конкурс молодых педагогов и наставников "Педагогический дуэт"; - реализуется региональный проект "Дорога к мастерству" (включающий: методические мероприятия по устранению выявленных профессиональных затруднений молодых учителей, мастер-классы ведущих учителей региона, актуальные практики наставничества, сетевое сообщество молодых педагогов и наставников); - работает школа молодых педагогов (в 21 муниципалитете); - функционируют советы по наставничеству (в 7 муниципалитетах); - проводятся конкурсы молодых педагогов (в 11 муниципалитетах). Согласно результатам мониторинга кадровых ресурсов в общеобразовательных организациях Пензенской области, проведенного в 2021 г.: - доля педагогов, имеющих стаж работы от 0 до 5 лет, увеличилась (по сравнению с 2020 г. - на 2%), и составляет 12% от общей численности педагогических работников; - из трудоустроившихся за последние 5 лет молодых специалистов остались работать в школах 67% учителей; - 36% образовательных организаций Пензенской области нуждаются в привлечении молодых специалистов. Несмотря на то, что принятые в регионе меры по сокращению дефицита педагогических кадров дают положительные результаты, необходима активизация работы по следующим направлениям деятельности: - проведение регулярного мониторинга по выявлению вакансий педагогических кадров; - организация ежегодного целевого набора в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования по педагогическим специальностям; - совершенствование плановой профориентационной работы с обучающимися старших классов; - организация переподготовки кадров образовательных организаций по программам дополнительного профессионального образования педагогической направленности; - расширение набора стимулов по привлечению и закреплению молодых педагогов в образовательные организации Пензенской области, в том числе посредством реализации региональных целевых программ и системы наставничества. Вывод о целесообразности постановки цели и задач: Таким образом, постановка цели по снижению кадрового дефицита в образовательных организациях Пензенской области обусловлена федеральными трендами, а также региональной спецификой. Достижение поставленных задач будет способствовать повышению качества образования в образовательных организациях региона | ежегодно |
Трек 3. Повышение квалификации педагогических работников в рамках реализации приоритетных федеральных программ | ||
Цель: | Повышение уровня теоретических знаний педагогов, а также совершенствование практических навыков и умений по вопросам: формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся в соответствии с требованиями обновленных федеральных государственных образовательных стандартов, работы с цифровыми технологиями, воспитания обучающихся на основе социокультурных, традиционных российских духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства | ежегодно |
Задачи: | - развитие профессиональной компетентности педагогов через программы дополнительного профессионального образования по вопросам: формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся, введения обновленных ФГОС, внедрения цифровой образовательной среды, воспитания обучающихся на основе социокультурных, традиционных российских духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; - формирование устойчивых навыков системной рефлексии педагогического процесса и его результатов (работа педагога с тьютором, адресные программы дополнительного профессионального образования); - формирование структурной целостности педагогической деятельности каждого работника (работа педагога с тьютором, адресные программы дополнительного профессионального образования) | ежегодно |
Обоснование цели и задач: | Федеральные тренды. Повышение квалификации - это один из видов профессионального обучения педагогических работников. Повышение квалификации направлено на последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, рост мастерства. В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" <100>, педагогические работники обязаны выполнять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, систематически повышать свой профессиональный уровень. В 2021 г., в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", а также в соответствии с основными принципами национальной системы профессионального роста педагогических работников (утвержденными распоряжением Правительства РФ от 31.12.2019 N 3273-р), создана единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров. Актуальность создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров определяется значимостью профессиональной деятельности педагогов в достижении приоритетных национальных задач и обеспечении повышения качества образования. Особо актуальной становится персонификация повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров и сопровождение их непрерывного развития на основе выявленных профессиональных дефицитов. Во всех регионах России созданы центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Их цель - эффективное развитие кадрового потенциала системы образования. Центры разрабатывают для педагогов индивидуальные образовательные маршруты, оказывают адресную методическую помощь педагогам по таким приоритетным направлениям, как функциональная грамотность, воспитание, федеральные государственные образовательные стандарты, цифровые технологии. Региональная специфика и выявленные проблемы. Повышение квалификации педагогических и руководящих работников образовательных организаций в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" <101> осуществляется раз в три года на средства работодателей (образовательных организаций). Образовательные организации и педагоги самостоятельно выбирают программы повышения квалификации и организацию, где эти программы реализуются. Большинство педагогов Пензенской области повышают квалификацию образовательных организациях региона (ГАОУ ДПО "Институт регионального развития Пензенской области", Педагогический институт им. В.Г. Белинского ФГБОУ ВО "Пензенский государственный университет", ГАПОУ ПО "Пензенский социально-педагогический колледж" и др.). Наиболее активную деятельность в данном направлении осуществляет ГАОУ ДПО "Институт регионального развития Пензенской области", на базе которого в 2021 г. повысили квалификацию 4646 педагогических и руководящих работников образовательных организаций (что составляет более 25% педагогов региона). Важную роль в процессе повышения квалификации педагогических работников в рамках реализации приоритетных федеральных программ играет ЦНППМ (являющийся структурным подразделением ГАОУ ДПО "Институт регионального развития Пензенской области"). Повышение квалификации педагогических работников осуществляется как по федеральным программам дополнительного профессионального образования через ЦНППМ, так и по региональным. Большая часть программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) ориентирована на совершенствование или формирование новых компетенций педагогов и руководителей образовательных организаций, прежде всего на повышение их профессионального уровня по вопросам реализации ФГОС общего и профессионального образования (включая стандарты для обучающихся с ОВЗ), а также по вопросам функциональной грамотности, воспитания, цифровых технологий. В ЦНППМ в 2021 г. прошли повышение квалификации 835 педагогов. Также 64 общеобразовательные организации Пензенской области принимают участие в программе "Цифровая платформа персонализированного образования для школы" Благотворительного фонда "Вклад в будущее". Координатором реализации данной программы на территории региона выступает ГАОУ ДПО "Институт регионального развития Пензенской области". В рамках программы "Цифровая платформа персонализированного образования для школы" прошли соответствующее обучение 902 педагога. В числе проблем, выявленных по данному направлению деятельности, необходимо отметить: - недостаточное количество часов в действующих программах дополнительного профессионального образования по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся, внедрения цифровых технологий. Необходима разработка новых программ дополнительного профессионального образования и включение в действующие программы модулей по указанным вопросам; - недостаточный охват педагогов адресными и персонифицированными программами дополнительного профессионального образования; - недостаток форм (форматов) повышения квалификации, удобных для педагогических работников и управленческих кадров; - недостаточно активная подготовка тьюторов (находится на начальном этапе развития). Вывод о целесообразности постановки цели и задач: Таким образом, постановка цели, связанной с повышением уровня теоретических знаний педагогов, совершенствованием их практических навыков и умений, обусловлена федеральными трендами, а также региональной спецификой. Достижение поставленных задач будет способствовать повышению качества образования в образовательных организациях региона |
________________
<94> Паспорт национального проекта "Образование" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/.
<95> Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2019 N 3273-р "Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста" (ред. от 20.08.2021). URL: https://www.zakonrf.info/rasporiazhenie-pravitelstvo-rf-3273-r-31122019/.
<96> Распоряжение Министерства просвещения РФ от 16.12.2020 N Р-174 "Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров". URL: https://base.garant.ru/403147873/.
<97> Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), ст. 47. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
<98> Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2019 N 3273-р "Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста" (ред. от 20.08.2021). URL: https://www.zakonrf.info/rasporiazhenie-pravitelstvo-rf-3273-r-31122019/.
<99> Паспорт национального проекта "Образование" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/.
<100> Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), ст. 48. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
<101> Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), ст. 47. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.