Действующий

Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Пензенской области (с изменениями на 29 июля 2024 года)




1.1. СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Основные треки по направлению

Сроки оценки результативности и корректировки

Трек 1. Объективность оценки качества подготовки обучающихся

Цель:

Обеспечение объективности проведения оценочных процедур и оценки образовательных результатов обучающихся общеобразовательных организаций Пензенской области

ежегодно

Задачи:

- обеспечение объективности проведения федеральных оценочных процедур (ВПР, ГИА-9, ГИА-11) на территории региона;

- обеспечение объективности оценки образовательных результатов федеральных оценочных процедур (ВПР, ГИА-9, ГИА-11) на территории региона;

- выявление общеобразовательных организаций с необъективными результатами федеральных оценочных процедур и проведение с ними профилактической работы

ежегодно

Обоснование цели и задач:

Федеральные тренды.

Федеральное законодательство об образовании включает в себя Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также нормативные акты Федерального собрания, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и акты органов исполнительной власти. На основании положений указанных документов формируются федеральные тренды образовательной политики, в том числе - по направлению "Система оценки качества подготовки обучающихся".

Базовым законом выступает Конституция РФ <8>, гарантирующая каждому гражданину страны право на образование, его общедоступность и бесплатность, а также обязательность основного общего образования. В соответствии с Конституцией РФ в стране установлены федеральные государственные образовательные стандарты.

Приоритетной национальной целью развития Российской Федерации выступает повышение качества образования <9>. Достижению поставленной цели способствует сформированная в стране единая система оценки качества образования, которая позволяет проводить мониторинг подготовки обучающихся на уровнях начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования, а также выявлять причины снижения и/или повышения образовательных результатов.

Одним из главных принципов эффективного функционирования единой системы оценки качества образования выступает обеспечение объективности оценки качества подготовки обучающихся, предполагающее реализацию плана согласованных действий на всех уровнях управления образованием (федеральном, региональном, муниципальном и локальном) <10>. Данный принцип закреплен в ст. 59 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" <11>, в соответствии с которой утверждены:

- Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования <12>;

- Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования <13>.

Исполнение вышеперечисленных приказов в процессе проведения ГИА-9, ГИА-11 и проверки работ, выполненных обучающимися, обеспечивает соблюдение принципа объективности.

Рекомендации по повышению объективности оценки образовательных результатов, подготовленные Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки <14>, включают мероприятия по следующим направлениям:

- обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной оценочной процедуры в общеобразовательных организациях;

- выявление общеобразовательных организаций с необъективными результатами и профилактическая работа с выявленными общеобразовательными организациями;

- формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов.

При проведении федеральных и иных оценочных процедур наиболее эффективным является комплексное сочетание мероприятий по всем указанным направлениям.

Также Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки подготовлены Методические рекомендации по проведению ВПР <15>, в соответствии с которыми:

- органам исполнительной власти субъектов РФ в сфере образования рекомендовано определить порядок организации и проведения ВПР в субъекте РФ;

- органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, - порядок организации и проведения ВПР в соответствующем муниципальном образовании;

- общеобразовательным организациям - порядок организации и проведения ВПР в общеобразовательной организации.

Указанные федеральные тренды учитываются в процессе развития региональной системы оценки качества образования Пензенской области.

Региональная специфика и выявленные проблемы.

Обеспечение объективности проведения оценочных процедур и оценки образовательных результатов обучающихся общеобразовательных организаций Пензенской области осуществляется в соответствии с требованиями правовых актов федерального уровня, а также положениями нормативных документов регионального <16>, муниципального и локального уровней.

Анализ региональной специфики по данному вопросу за период 2019 - 2021 гг., проведенный по итогам мониторинга, позволил выявить стабильно высокие результаты либо положительную динамику по ряду показателей, в числе которых:

- охват общественным наблюдением общеобразовательных организаций и пунктов при проведении федеральных оценочных процедур (ВПР, ГИА-9 и ГИА-11) - составляет 100%;

- охват видеонаблюдением и обеспечение металлоискателями пунктов при проведении федеральных оценочных процедур (ГИА-9 и ГИА-11) - составляет 100%;

- обеспечение пунктов при проведении федеральных оценочных процедур устройствами блокировки подвижной связи (ГИА-9 - увеличилось с 55,7% до 56%, ГИА-11 - составляет 100%).

Большинство общеобразовательных организаций принимают меры по обеспечению объективности при проверке ВПР (в том числе: проводят коллегиальную проверку работ - 89,3%, привлекают к проверке методистов муниципальных служб - 40,1%). Тем не менее необходима активизация работы в данном направлении.

Также происходит сокращение доли общеобразовательных организаций, результаты которых содержат признаки необъективности по итогам ВПР: в 2019 г. - 19 юр. лиц, в 2020 г. - 11 юр. лиц и в 2021 г. - 6 юр. лиц (что составляет 2,0% от общего числа общеобразовательных организаций региона, имеющих статус юридического лица). В данных общеобразовательных организациях в присутствии общественных наблюдателей ежегодно проводится независимая диагностика качества подготовки обучающихся и коллегиальная проверка выполненных работ.

Кроме того, в регионе отмечаются проблемы, связанные с разработкой и утверждением нормативных документов, касающихся порядка проведения ВПР на муниципальном и локальном уровнях (по состоянию на сентябрь 2021 г. регламенты проведения ВПР приняты в 66,7% муниципалитетов и в 84,3% общеобразовательных организаций). Консультационная работа и контроль за данной деятельностью будут продолжены в 2022 г.

Вывод о целесообразности постановки цели и задач.

Таким образом, постановка цели по обеспечению объективности проведения оценочных процедур и оценки образовательных результатов обучающихся общеобразовательных организаций Пензенской области обусловлена федеральными трендами, а также региональной спецификой. Достижение поставленных задач в процессе развития региональной системы оценки качества образования будет способствовать повышению качества подготовки обучающихся

ежегодно

Трек 2. Сбалансированность системы оценки качества подготовки обучающихся

Цель:

Формирование сбалансированной системы диагностики и контроля состояния образования в общеобразовательных организациях Пензенской области, обеспечивающей выявление факторов, влияющих на качество образования

ежегодно

Задачи:

- обеспечение оптимизации графиков диагностических и проверочных работ в общеобразовательных организациях региона в соответствии с рекомендациями Министерства просвещения РФ и Рособрнадзора;

- обеспечение функционирования объективной ВСОКО в каждой общеобразовательной организации региона

ежегодно

Обоснование цели и задач:

Федеральные тренды.

В процессе реализации современной российской образовательной политики важное значение имеет обеспечение сбалансированности системы оценки качества подготовки обучающихся. В этой связи, при планировании оценочных процедур на региональном и локальном уровнях, важным аспектом выступает не только наличие и комплексный анализ информации, получаемой по итогам федеральных оценочных процедур, но и контроль за исключением дублирования их содержания в рамках региональных и локальных оценочных мероприятий.

Формирование сбалансированной системы оценки качества подготовки обучающихся на региональном уровне должно осуществляться с учетом требований федеральных нормативных документов, в числе которых "Рекомендации для системы общего образования по основным подходам к формированию графика проведения оценочных процедур в общеобразовательных организациях в 2021/2022 учебном году" <17>, в соответствии с которыми общеобразовательным организациям рекомендуется:

- сформировать единый для общеобразовательной организации график на учебный год либо на ближайшее полугодие с учетом оценочных процедур, запланированных в рамках учебного процесса в общеобразовательной организации, и оценочных процедур федерального и регионального уровней, документы о проведении которых опубликованы на момент начала учебного года либо на момент начала полугодия;

- разместить сформированный график не позднее чем через 2 недели после начала учебного года либо после начала полугодия, на которое формируется график, на сайте общеобразовательной организации на главной странице подраздела "Документы" раздела "Сведения об образовательной организации" в виде электронного документа.

Выполнение указанных рекомендаций позволяет повысить эффективность планирования работы, а также минимизировать нагрузку на обучающихся.

Еще одним важным аспектом, нашедшим отражение в рамках формирования трендов федеральной политики в сфере образования, выступает обеспечение условий для формирования и совершенствования внутренней системы оценки качества образования в общеобразовательных организациях.

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" <18> относит обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования к компетенции общеобразовательной организации. Это предполагает, что каждая общеобразовательная организация разрабатывает свою систему оценки качества образования, принимает и утверждает собственные подходы к оценочной деятельности, самостоятельно определяет комплекс форм и методов оценки. Функционирование данной системы направлено на проведение самообследования, объективного анализа и корректировки различных аспектов образовательного процесса. Ключевыми показателями, отражающими особенности работы общеобразовательной организации по данному вопросу, выступают наличие положения о внутренней системе оценке качества образования и результаты проведения независимой оценки объективности внутренней системы оценки качества образования в каждой общеобразовательной организации.

Для выстраивания эффективной и адресной образовательной политики на всех уровнях управления образованием (локальном, муниципальном и региональном) необходимо обеспечить условия для формирования и совершенствования внутренней системы оценки качества образования во всех общеобразовательных организациях региона.

Указанные федеральные тренды учитываются в процессе развития региональной системы оценки качества образования Пензенской области.

Региональная специфика и выявленные проблемы.

Обеспечение сбалансированности системы оценки качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций Пензенской области осуществляется в соответствии с требованиями правовых актов федерального уровня, а также положениями нормативных документов регионального <19> и локального уровней.

Анализ региональной специфики по данному вопросу за период 2020 - 2021 гг., проведенный по итогам мониторинга, позволил выявить следующие результаты:

- доля общеобразовательных организаций, разместивших на сайте общеобразовательной организации в установленные сроки график проведения оценочных процедур на текущий учебный год в виде электронного документа - составляет 74,3%;

- доля общеобразовательных организаций, разместивших на сайте общеобразовательной организации положение, регламентирующее вопросы оценки качества образования, в виде электронного документа - составляет 63,0% (прежде всего, это положения: о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся, о формах, периодичности и порядке проведения оценивания образовательных достижений обучающихся и др.). Из них доля общеобразовательных организаций, разместивших на официальном сайте положение, полностью соответствующее требованиям Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" <20> (т.е. "Положение о внутренней системе оценки качества образования в общеобразовательной организации") - составляет 13,2% (в целом - 8,3% от общего числа общеобразовательных организаций Пензенской области, имеющих статус юридического лица).

Таким образом, очевидна необходимость активизации консультационно-методической работы по указанным направлениям на региональном уровне, что будет способствовать повышению уровня сбалансированности системы оценки качества подготовки обучающихся в общеобразовательных организациях Пензенской области.

В целях реализации российской образовательной политики в Пензенской области большое внимание уделяется вопросам независимой оценки качества образования. С 2016 г. осуществляется отработка алгоритма независимой диагностики качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций региона, проводятся соответствующие мониторинговые исследования, определены перспективы реализации мероприятий по развитию региональной системы независимой оценки качества общего образования. Создан информационно-аналитический портал "Региональная система независимой оценки качества образования Пензенской области" <21>, основной целью которого является обеспечение открытости и доступности информации о результатах независимой оценки качества образования, проведенной на территории региона.

В 2016 - 2021 гг. разработанная модель независимой оценки качества образования апробирована в 130 базовых общеобразовательных организациях ГАОУ ДПО "Институт регионального развития Пензенской области" (что составляет 43,3% от общего количества общеобразовательных организаций региона). За указанный период проведено более 3270 диагностических процедур в общеобразовательных организациях городов Пензы, Кузнецка. Заречного и 27 муниципальных районов Пензенской области, в которых приняли участие более 37000 обучающихся 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 10 классов. Диагностируемые учебные предметы: математика, русский язык, окружающий мир, литература и литературное чтение, история, биология, физика, обществознание.

При проведении диагностических процедур на всех уровнях общего образования используются комплекты контрольно-измерительных материалов по учебным предметам, разработанные на основе единой методической схемы, что позволяет не только оценить общий уровень подготовки обучающихся, но и провести сравнительный анализ итогов выполнения предметного и метапредметного блоков заданий, отдельных знаний, умений и навыков. Обработка данных по результатам оценочных процедур проводится на базе специализированных программных продуктов. Реализация указанных оценочных мероприятий способствует совершенствованию внутренней системы оценки качества образования в общеобразовательных организациях региона.

Вывод о целесообразности постановки указанных цели и задач.

Таким образом, постановка цели по формированию сбалансированной системы диагностики и контроля состояния образования в общеобразовательных организациях Пензенской области обусловлена федеральными трендами, а также региональной спецификой. Достижение поставленных задач в процессе развития региональной системы оценки качества образования будет способствовать повышению качества подготовки обучающихся

ежегодно

Трек 3. Оценка ключевых характеристик качества подготовки обучающихся

Цель:

Получение актуальной, достоверной и объективной информации о качестве подготовки обучающихся общеобразовательных организаций Пензенской области для выявления причин изменения образовательных результатов и принятия эффективных мер по их улучшению

ежегодно

Задачи:

- оценка соответствия уровня подготовки обучающихся требованиям ФГОС начального общего образования, в том числе достижения обучающимися планируемых предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (при обеспечении объективности диагностических мероприятий);

- оценка соответствия уровня подготовки обучающихся требованиям ФГОС основного общего образования, в том числе достижения обучающимися планируемых предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (при обеспечении объективности диагностических мероприятий);

- оценка соответствия уровня подготовки обучающихся требованиям ФГОС среднего общего образования, в том числе достижения обучающимися планируемых предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования (при обеспечении объективности диагностических мероприятий);

- оценка уровня сформированности функциональной грамотности у обучающихся общеобразовательных организаций региона (при обеспечении объективности диагностических мероприятий);

- внедрение организационных, методических и информационно-коммуникационных механизмов, обеспечивающих улучшение образовательных результатов, в том числе повышение функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций региона;

- изучение и популяризация результатов исследований качества образования, проводимых на национальном уровне (НИКО, МСИ и др.) для компенсации выявленных проблем и улучшения образовательных результатов обучающихся общеобразовательных организаций региона

ежегодно

Обоснование цели и задач:

Федеральные тренды.

Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" закреплено определение качества образования как "комплексной характеристики образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающей степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и/или потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы" <22>.

Основными задачами федеральных государственных образовательных стандартов является обеспечение:

- единства образовательного пространства Российской Федерации;

- преемственности основных образовательных программ;

- вариативности содержания образовательных программ соответствующего уровня образования;

- государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования <23>, основного общего образования <24> и среднего общего образования <25> определены требования к результатам обучающихся, освоивших основные образовательные программы. Требования, включенные во ФГОС, подлежат корректировке с учетом современных достижений науки и технологий, изменения запросов обучающихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных условиях. Обновление ФГОС общего образования предусмотрено мероприятиями федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" <26>. Благодаря реализации федерального проекта к 2024 г. будут обновлены содержание и технологии преподавания общеобразовательных программ <27>.

В 2021 г. Министерством юстиции РФ зарегистрированы приказы о введении в действие обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования <28> и основного общего образования <29>, разработанных Министерством просвещения РФ. В обновленных ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к результатам освоения предметов школьной программы соответствующего уровня.

Наличие требований к результатам предполагает оценку достижения этих результатов не только на федеральном, но и на региональном уровнях для выявления причин, влияющих на образовательные результаты, и выработки эффективных стратегий работы по их улучшению. Важным аспектом является обеспечение объективности на этапе проведения диагностических мероприятий и этапе проверки выполненных работ.

Оценочные процедуры, проводимые на федеральном уровне (ВПР, ГИА-9 и ГИА-11), позволяют оценить соответствие уровня подготовки обучающихся требованиям ФГОС. Прежде всего это касается предметных и метапредметных результатов обучения.

Также, в целях обеспечения реализации программ начального общего и основного общего образования, необходимо создание условий, обеспечивающих возможности формирования функциональной грамотности обучающихся. В этой связи Министерством просвещения РФ запущен проект "Мониторинг формирования функциональной грамотности", в рамках которого разработаны измерительные материалы для обучающихся 5 и 7 классов по шести направлениям функциональной грамотности (математической, читательской, естественно-научной и финансовой грамотности, а также глобальным компетенциям и креативному мышлению).

В соответствии с письмом Министерства просвещения РФ от 14.09.2021 N 03-1510 в стране реализуется комплекс мер, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся, в соответствии с которым необходимо организовать работу общеобразовательных организаций региона по внедрению в учебный процесс банков заданий для оценки функциональной грамотности <30>, что также является основанием для постановки цели и решения соответствующих задач.

Еще одним инструментом для оценки функциональной грамотности обучающихся являются ВПР, отдельные задания которых имеют высокие показатели корреляции с результатами оценки функциональной грамотности в рамках исследования "Оценка по модели PISA".

Также в соответствии с паспортом национального проекта "Образование", в 2019 - 2024 гг. в субъектах РФ проводится оценка качества общего образования в соответствии с методологией, разработанной на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся <31>. Это позволяет не только получать данные по направлениям оценки: читательской, математической и естественно-научной грамотности, но и анализировать контекстные данные, характеризующие региональную систему образования, выявлять причины изменения образовательных результатов и принимать меры, направленные на повышение качества образования.

В качестве важного федерального тренда также необходимо отметить необходимость популяризации материалов исследований качества образования, проводимых на национальном уровне (НИКО, МСИ и др.) <32>. Несмотря на то что результаты НИКО имеют выборочный характер, они могут быть обобщены и использованы в регионах со схожими условиями для совершенствования деятельности педагогического сообщества, региональной системы повышения квалификации педагогов, а также для корректировки образовательных программ. Участие в МСИ позволяет не только проводить анализ основных характеристик российской системы образования в контексте мировых образовательных тенденций, но и способствует развитию системы оценки качества образования на федеральном и региональном уровнях, расширяет объем достоверной и объективной информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений в сфере образования.

Указанные федеральные тренды учитываются в процессе развития региональной системы оценки качества образования Пензенской области.

Региональная специфика и выявленные проблемы.

Получение актуальной, достоверной и объективной информации о качестве подготовки обучающихся общеобразовательных организаций Пензенской области осуществляется в соответствии с требованиями правовых актов федерального уровня, а также положениями нормативных документов регионального <33> и локального уровней. Анализ региональной специфики по данному вопросу за период 2019 - 2021 гг., проведенный по итогам мониторинга, позволил выявить стабильно высокие результаты либо положительную динамику по ряду показателей, а также ряд проблем, требующих решения в процессе дальнейшей работы.

Федеральные оценочные процедуры (ВПР, ГИА-9 и ГИА-11), проводимые на региональном уровне (с обеспечением объективности процедур на этапе проведения и этапе проверки работ), позволяют оценить соответствие уровня подготовки обучающихся ФГОС. В первую очередь, для этих целей могут быть использованы ВПР. Анализ качества подготовки обучающихся по образовательным программам начального общего образования по учебным предметам "Русский язык" и "Математика" за период 2019 - 2021 гг. по итогам ВПР показал снижение результатов по большинству показателей в 2020 г., что обусловлено переводом общеобразовательных организаций Пензенской области на дистанционное обучение в связи со сложной эпидемиологической обстановкой и длительным каникулярным периодом перед проведением ВПР. Также необходимо отметить значительную положительную динамику в сравнительный период 2020 - 2021 гг. по ряду показателей, в числе которых:

- достижение младшими школьниками базового уровня предметной подготовки по результатам ВПР по предмету "Русский язык" (увеличение с 90,7% до 95,1%) и предмету "Математика" (увеличение с 94,7% до 97,9%);

- доля обучающихся младших школьников, выполнивших задания ВПР повышенного уровня по предмету "Русский язык" - в 2021 г. составляет 68,8%, (что на 5,9% выше величины показателя 2020 г.), по предмету "Математика" - в 2021 г. составляет 39,0% (что на 5,7% выше величины показателя 2020 г.);

- доля обучающихся младших школьников, выполнивших задания ВПР базового уровня, направленные на оценку сформированности метапредметных результатов, по предмету "Русский язык" - в 2021 г. составляет 64,7% (что на 4,6% выше величины показателя 2020 г.), по предмету "Математика" - в 2021 г. составляет 67,5% (что на 5,7% выше величины показателя 2020 г.).

Учитывая существенное изменение достигнутых величин показателей по итогам ВПР по учебным предметам "Русский язык" и "Математика" за период 2019 - 2021 гг., необходима дальнейшая оценка и наблюдение динамики полученных результатов.

Также, для оценки уровня сформированности функциональной грамотности был проведен анализ показателей выполнения заданий ВПР младшими школьниками по учебным предметам "Русский язык" и "Математика", которые имеют высокие показатели корреляции с результатами оценки функциональной грамотности в рамках исследования "Оценка по модели PISA". Средневзвешенный процент выполнения младшими школьниками заданий ВПР, оценивающих функциональную грамотность, по предмету "Русский язык" - в 2021 г. составляет 69,01% (что на 3,9% выше величины показателя 2020 г.), по предмету "Математика" - в 2021 г. составляет 49,3% (что на 4,5% выше величины показателя 2020 г.).

В Пензенской области осуществляется работа по внедрению в учебный процесс открытых банков заданий для оценки функциональной грамотности (согласно результатам проведенного мониторинга, доля общеобразовательных организаций, в которых проведена оценка функциональной грамотности с использованием инструментария, разработанного на основе открытых банков заданий в 2020 - 2021 учебном году составила 46,3%), а также наблюдается умеренная положительная динамика увеличения доли обучающихся, в отношении которых проведена оценка функциональной грамотности в общеобразовательных организациях (в 2020 - 2021 учебном году совокупная величина этого показателя составила более 31,0%). Необходимо активизировать работу в данном направлении.

В числе проблем необходимо отметить отрицательную динамику по достижению обучающимися общеобразовательных организаций Пензенской области планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, выявленную по итогам ГИА-9 за период 2019 - 2021 гг., в том числе:

- снижение доли обучающихся, достигших базового уровня предметной подготовки: по учебному предмету "Русский язык" (с 98,5% до 94,5%), по учебному предмету "Математика" (с 97,1% до 92,2%);

- снижение доли обучающихся, достигших уровня предметной подготовки выше базового: по учебному предмету "Русский язык" (с 66,9% до 59,1%), по учебному предмету "Математика" (с 55,9% до 37,7%), что обусловлено переводом общеобразовательных организаций Пензенской области на дистанционное обучение в связи со сложной эпидемиологической обстановкой.

Тем не менее, отмечается положительная динамика по достижению обучающимися общеобразовательных организаций Пензенской области планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования, выявленная по итогам ГИА-11 за период 2019 - 2021 гг., в том числе:

- увеличение доли обучающихся, достигших базового уровня предметной подготовки: по учебному предмету "Русский язык" (с 99,5% до 99,9%), по учебному предмету "Математика" (с 96% до 96,6%);

- увеличение доли обучающихся, достигших уровня предметной подготовки выше базового: по учебному предмету "Русский язык" (с 75% до 77,6%), по учебному предмету "Математика" (с 48,9% до 51,9%).

Здесь также целесообразно проведение углубленной оценки и наблюдение динамики полученных результатов.

Необходимо отметить, что в Пензенской области осуществляется внедрение организационных, методических и информационно-коммуникационных механизмов, направленных на улучшение образовательных результатов, в том числе повышение функциональной грамотности обучающихся. Согласно представленным итогам мониторинга, можно сделать вывод, что данная работа дает положительные результаты и необходима ее активизация.

Важным аспектом работы в Пензенской области также выступает изучение и популяризация результатов исследований качества образования, проводимых на национальном уровне. В частности, в 2020 г. по итогам участия в НИКО <34> обучающихся 8 общеобразовательных организаций Пензенской области, вошедших в федеральную выборку, в регионе (так же, как и в целом по РФ) были выявлены проблемы, связанные с недостаточной сформированностью метапредметных умений, навыков и способов деятельности у большинства школьников 6 и 8 классов. Прежде всего, это: недостаточная грамотность чтения, слабая способность интегрировать разные источники информации, недостаточно развитые аналитические навыки и навыки монологической речи. Компенсация указанных дефицитов в общеобразовательных организациях Пензенской области осуществляется путем усиления внимания к развитию универсальных учебных действий на уроках по всем учебным предметам. В этой связи в регионе необходимо дальнейшее развитие деятельности по изучению и популяризации результатов исследований качества образования, проводимых на национальном уровне.

Вывод о целесообразности постановки указанных цели и задач.

Таким образом, постановка цели, связанной с получением актуальной, достоверной и объективной информации о качестве подготовки обучающихся общеобразовательных организаций Пензенской области, обусловлена федеральными трендами, а также региональной спецификой. Достижение поставленных задач в процессе развития региональной системы оценки качества образования будет способствовать повышению качества подготовки обучающихся

ежегодно


________________


<8> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020), ст. 43. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.


<9> Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/71937200/.


(в ред. Приказа Минобразования Пензенской области от 29.07.2024 N 16-153)


<10> Рекомендации по повышению объективности оценки образовательных результатов. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) от 16.03.2018 N 05-71 "О направлении рекомендаций по повышению объективности оценки образовательных результатов". URL: https://fioco.ru/ru/osoko/vpr/.


<11> Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.


<12> Приказ Министерства просвещения РФ N 189 и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки N 1513 от 07.11.2018 (с изм. от 16.03.2021) "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 10.12.2018 N 52953). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_313211/.


<13> Приказ Министерства просвещения РФ N 190, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки N 1512 от 07.11.2018 (с изм. от 16.03.2021) "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 10.12.2018 N 52952). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_313212/.


<14> Рекомендации по повышению объективности оценки образовательных результатов. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) от 16.03.2018 N 05-71 "О направлении рекомендаций по повышению объективности оценки образовательных результатов". URL: https://fioco.ru/ru/osoko/vpr/.


<15> Методические рекомендации по проведению Всероссийских проверочных работ. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) от 10.02.2020 N 13-35. URL: https://fioco.ru/ru/osoko/vpr/.


<16> Закон Пензенской области от 31.05.2024 N 4313-ЗПО "Об образовании в Пензенской области". URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?base=RLAW021&n=69320&req=doc#VqPIKATSaJnSylvp; Постановление Правительства Пензенской области от 30.10.2013 N 804-пП "Об утверждении государственной программы Пензенской области "Развитие образования в Пензенской области" (с последующими изменениями). URL: https://docs.cntd.ru/document/424055908.


(в ред. Приказа Минобразования Пензенской области от 18.06.2024 N 16-136)


<17> Письмо Министерства просвещения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 6.08.2021 N СК-228/03, N 01-169/08-01 "О направлении Рекомендаций для системы общего образования по основным подходам к формированию графика проведения оценочных процедур в общеобразовательных организациях в 2021/2022 учебном году". URL: https://base.garant.ru/402622790/.