ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 декабря 2020 года N 684-П


О государственной программе Челябинской области "Развитие культуры в Челябинской области"

(с изменениями на 6 июня 2024 года)

(в ред. Постановлений Правительства Челябинской области от 27.10.2021 N 532-1-П, от 29.12.2021 N 733-П, от 27.04.2022 N 249-П, от 02.06.2022 N 322-П, от 10.08.2022 N 466-П, от 28.11.2022 N 673-П, от 16.12.2022 N 727-П, от 27.01.2023 N 50-П, от 15.05.2023 N 283-П, от 04.07.2023 N 371-П, от 04.09.2023 N 460-П, от 18.10.2023 N 561-П, от 12.12.2023 N 679-П, от 01.02.2024 N 54-П, от 02.02.2024 N 61-П, от 06.06.2024 N 347-П)




В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Челябинской области от 04.10.2023 г. N 521-П "О Порядке принятия решений о разработке государственных программ Челябинской области, их формировании и реализации и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Челябинской области" Правительство Челябинской области


(преамбула в ред. Постановления Правительства Челябинской области от 02.02.2024 N 61-П)


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Челябинской области "Развитие культуры в Челябинской области".


2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.


3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 года.



Председатель
Правительства
Челябинской области
А.Л.ТЕКСЛЕР



Утверждена
постановлением
Правительства
Челябинской области
от 16 декабря 2020 г. N 684-П



Государственная программа Челябинской области "Развитие культуры в Челябинской области"

(в ред. Постановлений Правительства Челябинской области от 02.02.2024 N 61-П, от 06.06.2024 N 347-П)




I. Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Челябинской области "Развитие культуры в Челябинской области"



1. Оценка текущего состояния сферы культуры


1.1. Культура является одним из национальных приоритетов и признана важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России.


1.2. Государственная культурная политика нацелена на формирование гармонично развитой личности, укрепление единства российского общества и российской гражданской идентичности, увеличение количества граждан, вовлеченных в культурную деятельность, и повышение востребованности цифровых ресурсов в сфере культуры. В связи с этим особую актуальность приобретает модернизация инфраструктуры культуры, поддержка творческих инициатив граждан и организаций, культурно-просветительских проектов, переподготовка специалистов сферы культуры, развитие волонтерского движения и внедрение информационных технологий, а также оказание всесторонней поддержки сфере культуры на государственном и муниципальном уровнях.


1.3. Государственная программа Челябинской области "Развитие культуры в Челябинской области" (далее именуется - государственная программа) определяет цели, задачи и направления развития культуры в Челябинской области, финансовое обеспечение и механизмы реализации мероприятий, показатели их результативности.


1.4. Государственная программа направлена на создание благоприятных условий для формирования духовно-нравственных и культурно-ценностных ориентиров населения Челябинской области, обеспечение гармоничного развития личности посредством развития сферы культуры, укрепление материально-технической базы учреждений культуры и искусства Челябинской области, обеспечение эффективной деятельности Министерства культуры Челябинской области, реализацию на территории Челябинской области государственной политики в сфере культуры, искусства, кинообслуживания населения, а также в области образования в сфере культуры и искусства.


1.5. Сфера культуры в Челябинской области представлена различными видами учреждений: культурно-досуговые учреждения, библиотеки, парки культуры и отдыха, образовательные организации высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, детские школы искусств, музеи, театрально-концертные организации, киноустановки, историко-археологический музей-заповедник, зоопарк, цирки, областные методические центры, национально-культурные центры, творческие союзы.


1.6. В Челябинской области постоянно осуществляется поддержка профессиональных театральных коллективов и концертных организаций.


1.7. Работники культуры и искусства ежегодно награждаются премиями Губернатора Челябинской области и Законодательного Собрания Челябинской области.


1.8. В соответствии с Положением о премии Губернатора Челябинской области одаренным детям и единовременном поощрении их наставникам, утвержденным постановлением Губернатора Челябинской области от 11.09.2020 г. N 229 "Об учреждении премии Губернатора Челябинской области одаренным детям и единовременного поощрения их наставникам", присуждаются премии Губернатора Челябинской области одаренным детям, добившимся высоких личных результатов в области образования и науки, культуры и искусства, физической культуры и спорта, и единовременные поощрения педагогам, тренерам, научным руководителям, иным наставникам одаренных детей, под руководством которых они добились высоких личных результатов в области образования и науки, культуры и искусства, физической культуры и спорта.


1.9. Преобразования в обществе, экономические реформы не могли не затронуть сферу культуры, которая в последние годы характеризовалась ростом творческой инициативы граждан, потребителей и заказчиков услуг с одной стороны и сокращением государственной поддержки с другой. В результате этого исполнение обязательств по обеспечению прав граждан на доступ к культурным ценностям, пользование учреждениями культуры и создание условий для повышения качества жизни населения, которые являются основной задачей государственной политики по развитию сферы культуры в Российской Федерации, выполняются не в полном объеме.


1.10. В связи с этим сфере культуры существует ряд нерешенных проблем, в их числе:


1) здания муниципальных учреждений культуры имеют высокую степень изношенности, слабая материально-техническая база учреждений культуры;


2) недостаточный уровень доступности культурных форм досуга для жителей сельской местности и небольших городских поселений;


3) дефицит квалифицированных кадров в сельской местности;


4) ограничения в беспрепятственном доступе к качественным культурным продуктам людей, нуждающихся в особой поддержке государства.


1.11. Решение указанных проблем обеспечит развитие сферы культуры в соответствии с приоритетами и целями государственной политики и окажет существенное влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации.


1.12. Реализация мероприятий государственной программы за прошедший период обеспечила достижение следующих результатов и позволяет спрогнозировать уровень развития сферы культуры в Челябинской области к 2030 года, а именно:


1) доля зданий учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве зданий данных учреждений: по итогам 2023 года - 90,4 процентов, а к 2030 году - 91,3 процент;


2) уровень обеспеченности субъектов Российской Федерации организациями культуры: по итогам 2023 года - 79,9 процентов, а к 2030 году - 80,9 процентов;


3) доля региональных и муниципальных театров, учреждений культурно-досугового типа, в которых созданы новые постановки и (или) обеспечено развитие и укрепление материально-технической базы и созданию новых постановок, по отношению к запланированной к 2030 году: по итогам 2023 года - 0 процентов, а к 2030 году - 100 процентов;


4) условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности: по итогам 2023 года - 105 процентов, а к 2030 году - 130 процентов;


5) число посещений культурных мероприятий: по итогам 2023 года - 34179 тысяч единиц, а к 2030 году - 77176 тысяч единиц;


6) отношение средней заработной платы работников учреждений культуры к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по субъекту Российской Федерации: по итогам 2023 года - 100 процентов, а к 2030 году - 100 процентов;


7) количество проведенных фестивалей, выставок, смотров, конкурсов, конференций и иных мероприятий: по итогам 2023 года - 176 единиц, а к 2030 году - 175 единиц;


8) удовлетворенность населения качеством и доступностью услуг в сфере культуры: по итогам 2023 года - 90 процентов, а к 2030 году - 90 процентов;


9) доля населения, пользующегося услугами учреждений культуры: по итогам 2023 года - 41 процент, а к 2030 году - 55 процентов.



2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере культуры


2.1. Приоритеты и цели государственной политики в сфере культуры определены в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе:


1) Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";


2) Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики";


3) Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее именуется - Указ Президента Российской Федерации о национальных целях развития);


4) Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";


5) Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 г. N 326-р;


6) государственной программой Российской Федерации "Развитие культуры", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. N 317 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры" (далее именуется - ГП РФ "Развитие культуры");


7) Стратегией социально-экономического развития Челябинской области до 2035 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 31.01.2019 г. N 1748 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года" (далее именуется - Стратегия 2035).


2.2. Государственная культурная политика в Российской Федерации основывается на признании культуры согласно части 4 статьи 68 Конституции Российской Федерации уникальным наследием многонационального народа России, которая поддерживается и охраняется государством. При реализации государственной культурной политики в соответствии со статьей 44 Конституции Российской Федерации обеспечиваются права и свободы человека и гражданина в сфере культуры, к которым относятся в том числе гарантия свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.


2.3. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России определены в качестве национальных интересов Российской Федерации на современном этапе. При этом к традиционным российским духовно-нравственным ценностям отнесены жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют нашу многонациональную и многоконфессиональную страну.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»