Правительство Челябинской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства Челябинской области от 16.12.2020 г. N 684-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие культуры в Челябинской области" (Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, 2020, выпуск N 11; 2021, выпуск N 4; 2021, выпуск N 5; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 29 апреля 2022 г.; 3 июня 2022 г.; 11 августа 2022 г.; 29 ноября 2022 г.; 19 декабря 2022 г.; 31 января 2023 г.; 16 мая 2023 г.; 5 июля 2023 г.; 5 сентября 2023 г.; 19 октября 2023 г.; 13 декабря 2023 г.; с изменениями от 01.02.2024 г.) следующие изменения:
1) преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Челябинской области от 04.10.2023 г. N 521-П "О Порядке принятия решений о разработке государственных программ Челябинской области, их формировании и реализации и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Челябинской области";
2) государственную программу Челябинской области "Развитие культуры в Челябинской области", утвержденную указанным постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
Председатель
Правительства
Челябинской области
А.Л.ТЕКСЛЕР
Государственная программа Челябинской области "Развитие культуры в Челябинской области"
1.1. Культура является одним из национальных приоритетов и признана важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России.
1.2. Государственная культурная политика нацелена на формирование гармонично развитой личности, укрепление единства российского общества и российской гражданской идентичности, увеличение количества граждан, вовлеченных в культурную деятельность, и повышение востребованности цифровых ресурсов в сфере культуры. В связи с этим особую актуальность приобретает модернизация инфраструктуры культуры, поддержка творческих инициатив граждан и организаций, культурно-просветительских проектов, переподготовка специалистов сферы культуры, развитие волонтерского движения и внедрение информационных технологий, а также оказание всесторонней поддержки сфере культуры на государственном и муниципальном уровнях.
1.3. Государственная программа Челябинской области "Развитие культуры в Челябинской области" (далее именуется - государственная программа) определяет цели, задачи и направления развития культуры в Челябинской области, финансовое обеспечение и механизмы реализации мероприятий, показатели их результативности.
1.4. Государственная программа направлена на создание благоприятных условий для формирования духовно-нравственных и культурно-ценностных ориентиров населения Челябинской области, обеспечение гармоничного развития личности посредством развития сферы культуры, укрепление материально-технической базы учреждений культуры и искусства Челябинской области, обеспечение эффективной деятельности Министерства культуры Челябинской области, реализацию на территории Челябинской области государственной политики в сфере культуры, искусства, кинообслуживания населения, а также в области образования в сфере культуры и искусства.
1.5. Сфера культуры в Челябинской области представлена различными видами учреждений: культурно-досуговые учреждения, библиотеки, парки культуры и отдыха, образовательные организации высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, детские школы искусств, музеи, театрально-концертные организации, киноустановки, историко-археологический музей-заповедник, зоопарк, цирки, областные методические центры, национально-культурные центры, творческие союзы.
1.6. В Челябинской области постоянно осуществляется поддержка профессиональных театральных коллективов и концертных организаций.
1.7. Работники культуры и искусства ежегодно награждаются премиями Губернатора Челябинской области и Законодательного Собрания Челябинской области.
1.8. В соответствии с Положением о премии Губернатора Челябинской области одаренным детям и единовременном поощрении их наставникам, утвержденным постановлением Губернатора Челябинской области от 11.09.2020 г. N 229 "Об учреждении премии Губернатора Челябинской области одаренным детям и единовременного поощрения их наставникам", присуждаются премии Губернатора Челябинской области одаренным детям, добившимся высоких личных результатов в области образования и науки, культуры и искусства, физической культуры и спорта, и единовременные поощрения педагогам, тренерам, научным руководителям, иным наставникам одаренных детей, под руководством которых они добились высоких личных результатов в области образования и науки, культуры и искусства, физической культуры и спорта.
1.9. Преобразования в обществе, экономические реформы не могли не затронуть сферу культуры, которая в последние годы характеризовалась ростом творческой инициативы граждан, потребителей и заказчиков услуг с одной стороны и сокращением государственной поддержки с другой. В результате этого исполнение обязательств по обеспечению прав граждан на доступ к культурным ценностям, пользование учреждениями культуры и создание условий для повышения качества жизни населения, которые являются основной задачей государственной политики по развитию сферы культуры в Российской Федерации, выполняются не в полном объеме.
1.10. В связи с этим сфере культуры существует ряд нерешенных проблем, в их числе:
1) здания муниципальных учреждений культуры имеют высокую степень изношенности, слабая материально-техническая база учреждений культуры;
2) недостаточный уровень доступности культурных форм досуга для жителей сельской местности и небольших городских поселений;
3) дефицит квалифицированных кадров в сельской местности;
4) ограничения в беспрепятственном доступе к качественным культурным продуктам людей, нуждающихся в особой поддержке государства.
1.11. Решение указанных проблем обеспечит развитие сферы культуры в соответствии с приоритетами и целями государственной политики и окажет существенное влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации.
1.12. Реализация мероприятий государственной программы за прошедший период обеспечила достижение следующих результатов и позволяет спрогнозировать уровень развития сферы культуры в Челябинской области к 2030 года, а именно:
1) доля зданий учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве зданий данных учреждений: по итогам 2023 года - 90,4 процентов, а к 2030 году - 91,3 процент;
2) уровень обеспеченности субъектов Российской Федерации организациями культуры: по итогам 2023 года - 79,9 процентов, а к 2030 году - 80,9 процентов;
3) доля региональных и муниципальных театров, учреждений культурно-досугового типа, в которых созданы новые постановки и (или) обеспечено развитие и укрепление материально-технической базы и созданию новых постановок, по отношению к запланированной к 2030 году: по итогам 2023 года - 0 процентов, а к 2030 году - 100 процентов;
4) условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности: по итогам 2023 года - 105 процентов, а к 2030 году - 130 процентов;
5) число посещений культурных мероприятий: по итогам 2023 года - 34179 тысяч единиц, а к 2030 году - 77176 тысяч единиц;
6) отношение средней заработной платы работников учреждений культуры к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по субъекту Российской Федерации: по итогам 2023 года - 100 процентов, а к 2030 году - 100 процентов;
7) количество проведенных фестивалей, выставок, смотров, конкурсов, конференций и иных мероприятий: по итогам 2023 года - 176 единиц, а к 2030 году - 175 единиц;
8) удовлетворенность населения качеством и доступностью услуг в сфере культуры: по итогам 2023 года - 90 процентов, а к 2030 году - 90 процентов;
9) доля населения, пользующегося услугами учреждений культуры: по итогам 2023 года - 41 процент, а к 2030 году - 55 процентов.
2.1. Приоритеты и цели государственной политики в сфере культуры определены в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе:
3) Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее именуется - Указ Президента Российской Федерации о национальных целях развития);
5) Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 г. N 326-р;
6) государственной программой Российской Федерации "Развитие культуры", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. N 317 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры" (далее именуется - ГП РФ "Развитие культуры");
7) Стратегией социально-экономического развития Челябинской области до 2035 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 31.01.2019 г. N 1748 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года" (далее именуется - Стратегия 2035).
2.2. Государственная культурная политика в Российской Федерации основывается на признании культуры согласно части 4 статьи 68 Конституции Российской Федерации уникальным наследием многонационального народа России, которая поддерживается и охраняется государством. При реализации государственной культурной политики в соответствии со статьей 44 Конституции Российской Федерации обеспечиваются права и свободы человека и гражданина в сфере культуры, к которым относятся в том числе гарантия свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
2.3. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России определены в качестве национальных интересов Российской Федерации на современном этапе. При этом к традиционным российским духовно-нравственным ценностям отнесены жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют нашу многонациональную и многоконфессиональную страну.