МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 22 сентября 2020 года N 3.12-902-р


Об утверждении концепции персонифицированного дополнительного образования детей в Сахалинской области



В целях реализации мероприятий по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей Сахалинской области в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642:


1. Утвердить Концепцию персонифицированного дополнительного образования детей в Сахалинской области (прилагается).


2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра образования Сахалинской области Е.Ф.Бабину.



Исполняющий обязанности министра
С.А.Мирова



Утверждена
распоряжением
министерства образования
Сахалинской области
от 22.09.2020 N 3.12-902-р



КОНЦЕПЦИЯ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ


В системе дополнительного образования Сахалинской области созданы определенные условия для удовлетворения запросов и потребностей детей, а именно:


- используются разнообразные виды детских творческих объединений;


- расширяется возрастной диапазон программ;


- увеличивается доля дополнительных образовательных программ, рассчитанных на реализацию от 3 лет и более;


- расширяется спектр дополнительных программ с правом выбора индивидуального маршрута (программы для одаренных детей, программы для детей с ограниченными возможностями здоровья);


- активно осваиваются различные образовательные технологии.


Наряду с этим произошли качественные изменения в деятельности государственных и муниципальных организаций дополнительного образования, направленные на совершенствование управления в данной сфере.


Между тем быстрые темпы информационного развития современного общества, изменение экономической ситуации, высокий уровень общественной вовлеченности в вопросы образования устанавливают новые требования к сложившейся системе дополнительного образования и обозначают ряд существующих проблем:


- отсутствие законодательно закрепленного права ребенка на получение дополнительного образования на бесплатной основе;


- недостаточная эффективность бюджетных расходов в связи с отсутствием возможностей контроля за фактом получения ребенком образовательной услуги;


- низкая эффективность управленческих решений в связи с невозможностью точного определения реального, а не рассчитанного по количеству услуг, охвата детей дополнительным образованием;


- низкий уровень вариативности и разнообразия дополнительных общеобразовательных программ, ориентированных на интересы детей и решение конкретных социально-культурных и социально-экономических задач муниципальных образований Сахалинской области.


В этой связи возникает потребность в разработке и внедрении иных, социально ориентированных финансово-экономических механизмов реализации принципов государственной политики для развития системы дополнительного образования детей в Сахалинской области.



1. Общие положения


1.1. Концепция персонифицированного дополнительного образования детей в Сахалинской области (далее - Концепция) разработана в целях формирования и внедрения в Сахалинской области системы получения услуг дополнительного образования на основе выбора детьми в соответствии с их индивидуальными потребностями в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании дополнительных общеобразовательных программ, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и индивидуальных предпринимателей (далее - поставщики образовательных услуг) и последующего финансирования поставщиков образовательных услуг.


1.2. Целью реализации Концепции является обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию за счет закрепления за ним возможности оплаты услуг дополнительного образования за счет бюджетных средств.


1.3. Реализация Концепции направлена на:


- расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования за счет предоставления им выбора дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых поставщиками образовательных услуг, независимо от их правового статуса и формы собственности;


- повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого ребенка, проживающего на территории Сахалинской области;


- обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;


- формирование эффективной межведомственной системы управления развитием дополнительного образования детей, ориентированной на соблюдение баланса между образовательными потребностями детей и направлениями социально-экономического развития территорий.


1.4. Концепция реализуется через механизмы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей и персонифицированного учета детей, охваченных дополнительным образованием, посредством предоставления детям сертификатов дополнительного образования.


1.5. Реализация Концепции обеспечивается:


- на региональном уровне посредством принятия правил, регламентирующих правоотношения участников системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей;


- на муниципальном уровне посредством создания нормативной правовой базы, регламентирующей порядок формирования и ведения персонифицированного учета детей, охваченных дополнительным образованием и персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.


1.6. Сертификат дополнительного образования - реестровая запись о включении ребенка (обладателя сертификата дополнительного образования) в систему персонифицированного учета детей, охваченных дополнительным образованием и персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, удостоверяющая возможность получения ребенком услуги дополнительного образования, которая будет на основании сделанного ребенком выбора оплачена (полностью или частично) за счет бюджетных средств.


1.7. Общий объем обеспечения сертификатов дополнительного образования в рамках механизма персонифицированного учета и персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, объем обеспечения сертификатов в часах в неделю (норматив обеспечения сертификата) определяются руководством органа местного самоуправления муниципального образования.



2. Механизм реализации Концепции


2.1. Реализация Концепции на территории Сахалинской области осуществляется посредством формирования и использования организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, предусматривающих персонифицированный учет детей, охваченных дополнительным образованием и персонифицированное финансирование дополнительного образования детей.


2.2. В целях обеспечения персонифицированного учета детей, охваченных дополнительным образованием и персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, органами местного самоуправления муниципальных образований обеспечивается ведение реестра сертификатов дополнительного образования в соответствии с утверждаемым этими органами порядком. Указанный порядок должен предусматривать правила предоставления и прекращения действия сертификатов дополнительного образования.


2.3. В целях обеспечения вариативности и доступности дополнительного образования органом местного самоуправления муниципального образования обеспечивается учет образовательных программ, доступных для прохождения обучения по ним детьми, имеющими сертификаты дополнительного образования.


2.4. Для обеспечения учета образовательных программ, осуществляется отдельное ведение следующих реестров:


- реестр сертифицированных образовательных программ, в который включаются дополнительные общеобразовательные программы, реализуемые негосударственными поставщиками образовательных услуг, а также государственными (муниципальными) поставщиками образовательных услуг в рамках внебюджетной деятельности, прошедшие сертификацию в соответствии с Правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Сахалинской области, утверждаемыми правовым актом министерства образования Сахалинской области (далее - Правила);


- реестр предпрофессиональных программ, в который включаются дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и (или) физической культуры и спорта, реализуемые за счет бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг;


- реестр значимых программ, в который включаются в установленном порядке дополнительные общеразвивающие программы, реализуемые за счет бюджетных средств, признаваемые важными для социально-экономического развития Сахалинской области;


- реестр иных образовательных программ, в который включаются не вошедшие в реестр значимых программ дополнительные общеразвивающие программы, реализуемые за счет бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг муниципальными общеобразовательными организациями; иные дополнительные общеразвивающие программы, реализуемые за счет бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг муниципальными образовательными организациями, освоение которых продолжается детьми, зачисленными на обучение и переведенными в учебном году, предшествующему году формирования реестров программ.


2.5. В реестр сертифицированных образовательных программ включаются дополнительные общеобразовательные программы, прошедшие в порядке, устанавливаемом Правилами, добровольную сертификацию, осуществляемую региональным оператором персонифицированного финансирования, определяемым министерством образования Сахалинской области.


2.6. В целях формирования реестров предпрофессиональных программ, значимых программ, иных образовательных программ на уровне органа местного самоуправления муниципального образования проводится оценка образовательных программ, реализуемых образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ за счет бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг.


2.6.1. Оценка программ проводится комиссией по формированию реестров программ дополнительного образования (далее - Комиссия), состав которой ежегодно утверждается органом местного самоуправления муниципального образования.


2.6.2. По результатам указанной оценки по каждой дополнительной общеобразовательной программе принимается решение о ее включении в соответствующий реестр образовательных программ, максимальном числе обучающихся по соответствующей программе за счет бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг (далее - Решение).


2.6.3. Оценки Комиссии учитываются при формировании и утверждении муниципальных заданий бюджетным и автономным учреждениям органом местного самоуправления муниципального образования, осуществляющего функции и полномочия учредителей.


2.7. Решение о включении дополнительной общеразвивающей программы в реестр значимых программ принимается в случае соответствия программ условиям признания их важными для социально-экономического развития муниципального образования, определяемым органом местного самоуправления муниципального образования.


2.7.1. Дополнительные общеразвивающие программы, реализуемые за счет бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг, автоматически включаются в реестр значимых программ (по территориальному признаку расположения образовательной организации).


2.8. Сертификат дополнительного образования может использоваться для получения ребенком дополнительного образования по дополнительным общеобразовательным программам, включенным в реестры образовательных программ, в том числе для получения образования одновременно по нескольким программам в пределах установленного нормативом обеспечения еженедельного числа часов учебной нагрузки. Порядок зачисления на дополнительные общеобразовательные программы с использованием сертификата устанавливается с соблюдением требований федерального законодательства и локальных актов поставщиков образовательных услуг.


2.9. Зачисление ребенка на обучение за счет бюджетных средств для освоения образовательной программы, включенной в реестр предпрофессиональных, значимых и (или) иных образовательных программ, допускается в случае, если после начала освоения указанной программы число часов учебной нагрузки, приходящееся на ребенка по сертификату, не превысит норматив обеспечения сертификата.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»