Свердловская область занимает уникальное транспортно-географическое положение на стыке региональных и глобальных евразийских континентальных транспортных связей.
В пределах Свердловской области функционирует один из крупнейших железнодорожных узлов Российской Федерации - Екатеринбургский железнодорожный транспортный узел, расположенный на основном ходе Транссибирской железнодорожной магистрали (далее - Транссиб). Всего в узле стыкуется семь железнодорожных подходов: Пермский, Казанский, Курганский, Тюменский и Челябинский имеют общероссийское значение, Нижнетагильский и Егоршинский - региональное.
Екатеринбургский железнодорожный транспортный узел расположен в пределах Екатеринбургской городской агломерации, через которую непосредственно проходит автодорожный транспортный коридор Запад - Восток. На основе автомобильной дороги вокруг города Екатеринбурга сформирован крупный узел, в котором сходятся четыре автомобильные дороги федерального значения (Пермь - Екатеринбург, Екатеринбург - Тюмень, подъезд к городу Екатеринбургу от автомобильной дороги М-5 "Урал" и Екатеринбург - Шадринск - Курган) и важнейшие автомобильные дороги регионального значения (Екатеринбург - Нижний Тагил - Серов, Екатеринбург - Реж - Алапаевск, Екатеринбург - Невьянск, Екатеринбург - Полевской).
Близ города Екатеринбурга расположен международный аэропорт "Кольцово" (далее - аэропорт "Кольцово") - один из наиболее крупных, современных и динамично развивающихся аэропортов России.
Развитая сеть автомобильных и железных дорог, наличие современного аэропорта, мощная собственная экспортно ориентированная грузовая база, обладающая большим потенциалом контейнеризации, и работа крупнейших транспортно-логистических компаний Российской Федерации, в том числе ОАО "Трансконтейнер", позволяют Свердловской области претендовать на роль распределительного центра не только на соседние регионы, но и на регионы, находящиеся на значительном удалении.
В Свердловской области действует значительная по протяженности сеть пригородного железнодорожного и межмуниципального автомобильного транспорта. Необходимо отметить, что сегодня большая часть населенных пунктов (1464 из 1837) охвачена транспортным сообщением.
Данные по протяженности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием и эксплуатационной длине железнодорожных путей общего пользования представлены на рисунках 1 и 2 (не приводятся).
Изменение протяженности автомобильных дорог в 2012 году связано с постановкой на учет бесхозяйных автомобильных дорог и строительством новых объектов. Из рисунков 1 и 2 видно, что по протяженности автомобильных дорог общего пользования Свердловская область уступает республике Татарстан, но опережает остальные субъекты Российской Федерации, выбранные для сравнения (Челябинская, Тюменская, Новосибирская области, Пермский край и республика Татарстан). По эксплуатационной длине железнодорожных путей общего пользования (рисунок 2) Свердловская область является лидером, существенно опережая выбранные для сравнения субъекты Российской Федерации.
Тенденции изменения показателей деятельности сухопутного транспорта представлены на рисунках 3 и 4 (не приводятся).