КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 26 апреля 2021 года N 50


О внесении изменений в приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 08 июня 2020 г. N 65 "Об утверждении Инструкции по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена и единого государственного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов в Волгоградской области"



В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 12 апреля 2021 г. N 10-99 приказываю:


1. Внести в приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 08 июня 2020 г. N 65 "Об утверждении Инструкции по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена и единого государственного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов в Волгоградской области" следующие изменения:


1.1. В преамбуле приказа слова "от 16 декабря 2019 г. N 10-1059" заменить словами "от 12 апреля 2021 г. N 10-99".


1.2. Инструкцию по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена и единого государственного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов в Волгоградской области, утвержденную названным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению.


2. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.



Председатель комитета
Л.М.САВИНА



Приложение
к приказу
комитета
образования, науки и
молодежной политики
Волгоградской области
от 26.04.2021 N 50



"Утверждена
приказом
комитета
образования, науки и
молодежной политики
Волгоградской области
от 08 июня 2020 г. N 65



ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМЕ ОСНОВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА И ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ИНВАЛИДОВ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ



1. Общие положения


1.1. Настоящая Инструкция определяет особенности организации и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (далее именуется - ГИА) в форме основного государственного экзамена (далее именуется - ОГЭ) и единого государственного экзамена (далее именуется - ЕГЭ) для лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее именуется - ОВЗ), детей-инвалидов и инвалидов в Волгоградской области. Положения Инструкции не распространяются на проведение ЕГЭ по информатике и информационно-коммуникационным технологиям в компьютерной форме.


В соответствии с пунктом 44 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного совместным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07 ноября 2018 г. N 189/1513 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования" (далее именуется - Порядок проведения ГИА-9), пунктом 53 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного совместным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07 ноября 2018 г. N 190/1512 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" (далее именуется - Порядок проведения ГИА-11) для участников экзаменов с ОВЗ, участников экзаменов - детей-инвалидов и инвалидов, лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в медицинских организациях, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, проведение экзаменов организуется в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.


В соответствии со статьей 5.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, решений о предоставлении инвалидам мер социальной поддержки, об оказании им государственных или муниципальных услуг, о реализации иных прав инвалидов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, а в случае отсутствия соответствующих сведений в федеральном реестре инвалидов - на основании представленных заявителем документов.


Для участников экзаменов с ОВЗ (при предъявлении копии рекомендации психолого-медико-педагогической-комиссии (далее именуется - ПМПК), для участников экзаменов - детей-инвалидов и инвалидов (на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, а в случае отсутствия соответствующих сведений в федеральном реестре инвалидов - при предъявлении оригинала или заверенной копии справки, подтверждающей инвалидность) комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области (далее именуется - комитет) обеспечивает создание следующих условий проведения экзаменов:


увеличение продолжительности экзамена по учебному предмету на 1,5 часа (ЕГЭ по иностранным языкам (раздел "Говорение") - на 30 минут);


организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена;


обеспечение беспрепятственного доступа в аудитории, туалетные и иные помещения, а также пребывания участников экзамена в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже, наличие специальных кресел и других приспособлений).


1.2. Продолжительность экзаменов для участников экзаменов с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов увеличивается на 1,5 часа независимо от формы получения ими образования (в организациях, осуществляющих образовательную деятельность или вне организаций). Обучающиеся на дому, в медицинских организациях имеют право на увеличение продолжительности экзаменов в случае, если они являются обучающимися с ОВЗ (при предъявлении копии рекомендаций ПМПК и (или) инвалидами (детьми-инвалидами) (на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, а в случае отсутствия соответствующих сведений в федеральном реестре инвалидов - при предъявлении оригинала или заверенной копии справки, подтверждающей инвалидность).


Для обучающихся, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, и обучение которых организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях, возможна организация проведения экзаменов на дому, в медицинской организации. Основанием для организации экзамена на дому, в медицинской организации являются заключение медицинской организации и рекомендации ПМПК.


1.3. Участники экзаменов с ОВЗ (при предъявлении копии рекомендации ПМПК), участники экзаменов - дети-инвалиды и инвалиды (на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, а в случае отсутствия соответствующих сведений в федеральном реестре инвалидов - при предъявлении оригинала или заверенной копии справки, подтверждающей инвалидность, а также копии рекомендаций ПМПК) имеют право на создание специальных условий проведения экзамена:


присутствие ассистентов, оказывающих указанным лицам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающих им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание, перенести ответы в экзаменационные листы (бланки) для записи ответов;


использование на экзамене необходимых для выполнения заданий технических средств;


оборудование аудитории для проведения экзамена звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования (для слабослышащих участников экзамена);


привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика (для глухих и слабослышащих участников экзамена);


оформление экзаменационных материалов рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера; выполнение письменной экзаменационной работы рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере; обеспечение достаточным количеством специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютером (для слепых участников экзамена);


копирование экзаменационных материалов в день проведения экзамена в аудитории в присутствии членов ГЭК в увеличенном размере; обеспечение аудиторий для проведения экзаменов увеличительными устройствами; индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (для слабовидящих участников экзамена);


выполнение письменной экзаменационной работы на компьютере по желанию.


1.4. В заявлении об участии в ГИА участники экзаменов с ОВЗ, участники экзаменов - дети-инвалиды и инвалиды указывают специальные условия, учитывающие состояние их здоровья, особенности психофизического развития, необходимые им при проведении экзаменов, в том числе предоставление специализированной (отдельной) аудитории.



2. Особенности организации пункта проведения экзамена


2.1. Пункт проведения экзаменов (далее именуется - ППЭ) для всех участников экзаменов с ОВЗ, участников экзаменов - детей-инвалидов и инвалидов организуется в условиях, обеспечивающих беспрепятственный доступ в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).


Допускается создание отдельных "опорных" ППЭ с оптимальными условиями проведения экзамена для участников экзамена с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов по определенным нозологическим группам или ограничений по здоровью, оборудованных соответствующими специальными техническими средствами.


2.2. В ППЭ, организованных на базе образовательной организации, медицинской организации, допускается назначение специализированной (отдельной) аудитории для проведения экзаменов для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов.


Специализированные (отдельные) аудитории для участников экзамена с ОВЗ, участников экзамена - детей-инвалидов и инвалидов организуются в зависимости от категории нозологической группы:


слепых, поздноослепших, слабовидящих;


глухих, позднооглохших;


слабослышащих;


с тяжелыми нарушениями речи;


с нарушениями опорно-двигательного аппарата;


с задержкой психического развития;


с расстройствами аутистического спектра;


иных категорий участников экзамена, которым требуется создание специальных условий.


Допускается нахождение в одной аудитории участников экзамена, относящихся к разным нозологическим группам. Например, в одной аудитории могут находиться слабослышащие участники экзамена и участники экзамена с тяжелыми нарушениями речи).


Количество рабочих мест в каждой аудитории определяется в зависимости от категории нозологической группы, используемых технических средств согласно Особенностям организации пунктов проведения экзаменов для участников экзаменов с ограниченными возможностями здоровья, участников экзаменов - детей-инвалидов и инвалидов, указанным в приложении 1 к настоящей Инструкции.


В аудиториях предусматриваются места для ассистентов, которые оказывают участникам экзамена с ОВЗ, участникам экзамена - детям-инвалидам и инвалидам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей.


Количество, общая площадь и состояние аудиторий, предоставляемых для проведения экзаменов, обеспечивают проведение экзаменов в условиях, соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.


2.3. Специализированные (отдельные) аудитории для проведения экзаменов оборудуются средствами видеонаблюдения, позволяющими осуществлять видеозапись без трансляции проведения экзаменов в информационно-коммуникационной сети "Интернет" (далее именуется - сеть "Интернет") (в режиме "офлайн"). Аудитории оборудуются средствами видеонаблюдения без трансляции проведения экзаменов в сети "Интернет" по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее именуется - Рособрнадзор). Информацию о количестве и характеристике таких аудиторий комитет направляет в Рособрнадзор для последующего согласования.


2.4. Аудитории ППЭ для участников экзаменов с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов имеют особенности:


для слабослышащих участников экзамена аудитории ППЭ оборудуются звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»