(с изменениями на 22 ноября 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Челябинской области от 30.04.2021 N 171-П, от 20.12.2021 N 669-П, от 17.02.2022 N 76-П, от 08.06.2022 N 329-П, от 12.01.2023 N 12-П, от 08.02.2023 N 101-П, от 18.09.2023 N 486-П, от 05.10.2023 N 528-П, от 28.12.2023 N 755-П, от 19.03.2024 N 189-П, от 12.09.2024 N 525-П, от 22.11.2024 N 660-П)
В целях реализации указов Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" и от 14 сентября 2012 года N 1289 "О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" Правительство Челябинской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Челябинской области "Оказание содействия добровольному переселению в Челябинскую область соотечественников, проживающих за рубежом".
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
Председатель
Правительства
Челябинской области
А.Л.ТЕКСЛЕР
Государственная программа Челябинской области "Оказание содействия добровольному переселению в Челябинскую область соотечественников, проживающих за рубежом"
(в ред. Постановлений Правительства Челябинской области от 30.04.2021 N 171-П, от 20.12.2021 N 669-П, от 17.02.2022 N 76-П, от 08.06.2022 N 329-П, от 12.01.2023 N 12-П, от 08.02.2023 N 101-П, от 18.09.2023 N 486-П, от 05.10.2023 N 528-П, от 28.12.2023 N 755-П, от 19.03.2024 N 189-П, от 12.09.2024 N 525-П, от 22.11.2024 N 660-П)
Наименование государственной программы | - | Оказание содействия добровольному переселению в Челябинскую область соотечественников, проживающих за рубежом (далее именуется - Программа) |
Дата согласования проекта Программы Правительством Российской Федерации | - | распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 марта 2021 г. N 654-р |
Уполномоченный исполнительный орган Челябинской области, ответственный за реализацию Программы | - | Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области (далее именуется - Главное управление по труду и занятости населения) |
(в ред. Постановления Правительства Челябинской области от 18.09.2023 N 486-П) | ||
Цели Программы | - | обеспечение реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" (далее именуется - Государственная программа), на территории Челябинской области; обеспечение социально-экономического развития Челябинской области; улучшение демографической ситуации в Челябинской области |
Задачи Программы | - | обеспечение условий, способствующих закреплению переселившихся соотечественников в Челябинской области; увеличение квалифицированного кадрового потенциала Челябинской области; развитие малого и среднего бизнеса; увеличение численности молодежи, в том числе получающей образование в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования |
Исполнители основных мероприятий Программы | - | Главное управление по труду и занятости населения; Министерство социальных отношений Челябинской области; Министерство здравоохранения Челябинской области; Министерство образования и науки Челябинской области; Министерство сельского хозяйства Челябинской области |
Этапы и сроки реализации Программы | - | 2021 - 2025 годы, этапы не выделяются |
Объемы и источники финансирования Программы | - | объем финансового обеспечения Программы в целом составляет 148674,3 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 102008,0 тыс. рублей, из них по годам: 2021 год - 22258,8 тыс. рублей; 2022 год - 14457,0 тыс. рублей; 2023 год - 20603,2 тыс. рублей; 2024 год - 20002,8 тыс. рублей; 2025 год - 24686,2 тыс. рублей; средства областного бюджета - 46666,3 тыс. рублей, из них по годам: 2021 год - 5364,8 тыс. рублей; 2022 год - 6499,5 тыс. рублей; 2023 год - 9780,6 тыс. рублей; 2024 год - 6735,6 тыс. рублей; 2025 год - 18285,8 тыс. рублей. В целях софинансирования расходных обязательств Челябинской области, связанных с реализацией Программы, за счет средств федерального бюджета Челябинской области предоставляется субсидия. Включение средств федерального бюджета в объем финансирования мероприятий Программы осуществляется на основании соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Челябинской области о предоставлении субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы |
(позиция в ред. Постановления Правительства Челябинской области от 19.03.2024 N 189-П) | ||
Основные показатели эффективности Программы | - | численность участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Челябинскую область и поставленных на учет в Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области (далее именуется - ГУ МВД России по Челябинской области): 2021 год - 2700 человек (1800 участников Государственной программы и 900 членов их семей); 2022 год - 2700 человек (1800 участников Государственной программы и 900 членов их семей); 2023 год - 2700 человек (1800 участников Государственной программы и 900 членов их семей); 2024 год - 2700 человек (1800 участников Государственной программы и 900 членов их семей); 2025 год - 2700 человек (1800 участников Государственной программы и 900 членов их семей); доля трудоспособных участников Государственной программы и членов их семей, переселившихся в регион, от общей численности участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Челябинскую область и поставленных на учет в ГУ МВД России по Челябинской области: 2021 год - 60 процентов; 2022 год - 60 процентов; 2023 год - 60 процентов; 2024 год - 60 процентов; 2025 год - 60 процентов; доля участников Государственной программы, переселившихся в регион и имеющих несовершеннолетних членов семьи, от общей численности участников Государственной программы, прибывших в Челябинскую область и поставленных на учет в ГУ МВД России по Челябинской области: 2021 год - 10 процентов; 2022 год - 10 процентов; 2023 год - 10 процентов; 2024 год - 10 процентов; 2025 год - 10 процентов; доля участников Государственной программы и членов их семей, выехавших на постоянное место жительства из Челябинской области ранее чем через 3 года со дня постановки на учет в ГУ МВД России по Челябинской области, от общей численности соотечественников, прибывших в Челябинскую область в рамках Государственной программы и поставленных на учет в ГУ МВД России по Челябинской области: 2021 год - 5 процентов; 2022 год - 5 процентов; 2023 год - 5 процентов; 2024 год - 5 процентов; 2025 год - 5 процентов; доля участников Государственной программы, переселившихся в регион и имеющих среднее профессиональное и высшее образование, от общей численности участников Государственной программы, прибывших в Челябинскую область и поставленных на учет в ГУ МВД России по Челябинской области: 2021 год - 50 процентов; 2022 год - 52 процента; 2023 год - 54 процента; 2024 год - 56 процентов; 2025 год - 58 процентов; количество участников Государственной программы, осуществляющих предпринимательскую деятельность, прибывших в Челябинскую область и поставленных на учет в ГУ МВД России по Челябинской области: 2021 год - 5 человек; 2022 год - 5 человек; 2023 год - 5 человек; 2024 год - 5 человек; 2025 год - 5 человек; доля участников Государственной программы в возрасте от 18 до 35 лет, переселившихся в регион, от общей численности участников Государственной программы, прибывших в Челябинскую область и поставленных на учет в ГУ МВД России по Челябинской области: 2021 год - 5 процентов; 2022 год - 5 процентов; 2023 год - 5 процентов; 2024 год - 5 процентов; 2025 год - 5 процентов |
Ожидаемые конечные результаты Программы | - | численность участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Челябинскую область и поставленных на учет в ГУ МВД России по Челябинской области, составит 13500 соотечественников, из них 9000 участников Государственной программы и 4500 членов их семей; доля трудоспособных участников Государственной программы и членов их семей, переселившихся в регион, от общей численности участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Челябинскую область и поставленных на учет в ГУ МВД России по Челябинской области, составит 60 процентов; доля участников Государственной программы, переселившихся в регион и имеющих несовершеннолетних членов семьи, от общей численности участников Государственной программы, прибывших в Челябинскую область и поставленных на учет в ГУ МВД России по Челябинской области, составит 10 процентов; доля участников Государственной программы и членов их семей, выехавших на постоянное место жительства из Челябинской области ранее чем через 3 года со дня постановки на учет в ГУ МВД России по Челябинской области, от общей численности соотечественников, прибывших в Челябинскую область в рамках Государственной программы и поставленных на учет в ГУ МВД России по Челябинской области, составит 5 процентов; доля участников Государственной программы, переселившихся в регион и имеющих среднее профессиональное и высшее образование, от общей численности участников Государственной программы, прибывших в Челябинскую область и поставленных на учет в ГУ МВД России по Челябинской области, составит 54 процента; количество участников Государственной программы, осуществляющих предпринимательскую деятельность, прибывших в Челябинскую область и поставленных на учет в ГУ МВД России по Челябинской области, составит 5 человек; доля участников Государственной программы в возрасте от 18 до 35 лет, переселившихся в регион, от общей численности участников Государственной программы, прибывших в Челябинскую область и поставленных на учет в ГУ МВД России по Челябинской области, составит 5 процентов |
1. Необходимость разработки и реализации Программы обусловлена потребностью предприятий реального сектора экономики и бюджетной сферы Челябинской области в трудовых ресурсах.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 31.01.2019 N 1748 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года" (далее именуется - Стратегия), главной стратегической целью развития региона является рост численности, благосостояния, продолжительности и качества жизни населения Челябинской области. Преодоление негативных явлений в демографическом развитии остается приоритетной задачей, от решения которой зависит успех всей социально-экономической политики.
2. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области (далее именуется - Челябинскстат), на 1 января 2020 года численность населения Челябинской области составила 3466,4 тыс. человек (на 1 января 2019 года - 3475,7 тыс. человек, на 1 января 2018 года - 3493,0 тыс. человек). На долю городского населения приходится около 83 процентов.
С 2012 года по 2016 год в демографической ситуации Челябинской области наблюдались положительные тенденции - фиксировался рост численности населения как за счет положительного миграционного прироста, так и естественного прироста населения. Однако третий год подряд отмечается снижение численности населения за счет сокращения рождаемости.
Основные показатели естественного движения населения представлены в таблице 1.
Основные показатели естественного движения населения, человек*
________________
* По данным Челябинскстата.
Территория | На 1 тыс. человек населения | |||||||||||
родившихся | умерших | естественный прирост (убыль) | ||||||||||
2017 год | 2018 год | 2019 год | ноябрь 2020 | 2017 год | 2018 год | 2019 год | ноябрь 2020 | 2017 год | 2018 год | 2019 год | ноябрь 2020 | |
Челябинская область | 11,5 | 10,8 | 9,9 | 9,6 | 13,0 | 13,2 | 13,1 | 15,5 | -1,5 | -2,4 | -3,2 | -5,9 |
Общие итоги миграции населения представлены в таблице 2.
Общие итоги миграции населения (на начало года), человек
Территория | Миграционный прирост (убыль) | |||
2017 год | 2018 год | 2019 год | январь - октябрь 2020 года | |
Челябинская область | -3840 | -8953 | +1805 | -435 |
3. Основной причиной миграционной убыли за январь - октябрь 2020 года является уменьшение числа прибывших по международному потоку. Причиной миграционного прироста до 2020 года являлось увеличение числа прибывших по международному потоку. По сравнению с 2018 годом число прибывших по международному потоку увеличилось на 6817 человек (на 81,1 процента), из них за счет иммигрантов из государств - участников СНГ на 6385 человек (на 78 процентов).
Наибольший миграционный прирост населения по международному потоку миграции в 2019 году сложился с Республикой Казахстан (50,8 процента от общего объема миграционного прироста с государствами - участниками СНГ), Республикой Таджикистан (20,7 процента) и Республикой Армения (12 процентов).
Высокой миграционной подвижностью обладает население трудоспособного возраста. Более половины всех мигрантов составляют молодые люди в возрасте от 15 до 34 лет. Молодежь переезжает в районные центры для получения профессионального образования. Не во всех городах Челябинской области есть возможность получить высшее образование, и молодежь мигрирует в другие регионы. Молодежь стремится в крупные города, где больше вакансий, высокий уровень заработной платы, низкий уровень безработицы, более развита социальная сфера и медицинское обслуживание.
Большое количество временных трудовых мигрантов, которые плохо адаптируются к условиям принимающего сообщества, в регионе отсутствует.
4. На территории Челябинской области актуально стоит вопрос о потребности в квалифицированных кадрах. В регионе 5 территорий опережающего социально-экономического развития (далее именуется - ТОСЭР): "Бакал", "Верхний Уфалей", "Озерск", "Снежинск", "Миасс", на которых в ближайшие годы востребованными будут специалисты строительной отрасли и инженеры. В результате реализации мероприятий на ТОСЭР на территории региона будет создано около 1300 рабочих мест.
На территории Челябинской области развит агропромышленный комплекс.
В 2020 году Челябинская область среди субъектов Российской Федерации сохраняет лидирующие позиции по ряду направлений:
1 место - по производству макаронных изделий;
3 место - по производству мяса птицы;
6 место - по производству яиц;
6 место - по объему отгруженной продукции в обрабатывающих производствах;
7 место - по производству скота и птицы на убой в живом весе;
12 место - по объему платных услуг населению;
13 место - по вводу жилья;
14 место - по объему продукции сельского хозяйства;
15 место - по обороту розничной торговли;
16 место - по объему инвестиций в основной капитал.
В связи с большим объемом сельскохозяйственного производства в регионе проблема дефицита кадров в агропромышленном комплексе стоит достаточно остро. Согласно рейтингу востребованности профессий за последние годы большой коэффициент востребованности на рынке труда Челябинской области наблюдается по следующим профессиям: обработчик птицы, овощевод, птицевод, оператор свиноводческих комплексов и механизированных ферм, птицефабрик и механизированных ферм.
5. В соответствии со Стратегией одним из способов решения проблем развития региона является создание условий для развития малого и среднего предпринимательства и стимулирования предпринимательской активности.