ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 апреля 2021 года N 146-П


О государственной программе Челябинской области "Оказание содействия добровольному переселению в Челябинскую область соотечественников, проживающих за рубежом"

(с изменениями на 22 ноября 2024 года)

(в ред. Постановлений Правительства Челябинской области от 30.04.2021 N 171-П, от 20.12.2021 N 669-П, от 17.02.2022 N 76-П, от 08.06.2022 N 329-П, от 12.01.2023 N 12-П, от 08.02.2023 N 101-П, от 18.09.2023 N 486-П, от 05.10.2023 N 528-П, от 28.12.2023 N 755-П, от 19.03.2024 N 189-П, от 12.09.2024 N 525-П, от 22.11.2024 N 660-П)




В целях реализации указов Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" и от 14 сентября 2012 года N 1289 "О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" Правительство Челябинской области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Челябинской области "Оказание содействия добровольному переселению в Челябинскую область соотечественников, проживающих за рубежом".


2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.



Председатель
Правительства
Челябинской области
А.Л.ТЕКСЛЕР



Утверждена
постановлением
Правительства
Челябинской области
от 23 апреля 2021 г. N 146-П



Государственная программа Челябинской области "Оказание содействия добровольному переселению в Челябинскую область соотечественников, проживающих за рубежом"

(в ред. Постановлений Правительства Челябинской области от 30.04.2021 N 171-П, от 20.12.2021 N 669-П, от 17.02.2022 N 76-П, от 08.06.2022 N 329-П, от 12.01.2023 N 12-П, от 08.02.2023 N 101-П, от 18.09.2023 N 486-П, от 05.10.2023 N 528-П, от 28.12.2023 N 755-П, от 19.03.2024 N 189-П, от 12.09.2024 N 525-П, от 22.11.2024 N 660-П)




I. Паспорт Государственной программы Челябинской области "Оказание содействия добровольному переселению в Челябинскую область соотечественников, проживающих за рубежом"

Наименование государственной программы

-

Оказание содействия добровольному переселению в Челябинскую область соотечественников, проживающих за рубежом (далее именуется - Программа)

Дата согласования проекта Программы Правительством Российской Федерации

-

распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 марта 2021 г. N 654-р

Уполномоченный исполнительный орган Челябинской области, ответственный за реализацию Программы

-

Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области (далее именуется - Главное управление по труду и занятости населения)

(в ред. Постановления Правительства Челябинской области от 18.09.2023 N 486-П)

Цели Программы

-

обеспечение реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" (далее именуется - Государственная программа), на территории Челябинской области;

обеспечение социально-экономического развития Челябинской области;

улучшение демографической ситуации в Челябинской области

Задачи Программы

-

обеспечение условий, способствующих закреплению переселившихся соотечественников в Челябинской области;

увеличение квалифицированного кадрового потенциала Челябинской области;

развитие малого и среднего бизнеса;

увеличение численности молодежи, в том числе получающей образование в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования

Исполнители основных мероприятий Программы

-

Главное управление по труду и занятости населения;

Министерство социальных отношений Челябинской области;

Министерство здравоохранения Челябинской области;

Министерство образования и науки Челябинской области;

Министерство сельского хозяйства Челябинской области

Этапы и сроки реализации Программы

-

2021 - 2025 годы,

этапы не выделяются

Объемы и источники финансирования Программы

-

объем финансового обеспечения Программы в целом составляет 148674,3 тыс. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 102008,0 тыс. рублей, из них по годам:

2021 год - 22258,8 тыс. рублей;

2022 год - 14457,0 тыс. рублей;

2023 год - 20603,2 тыс. рублей;

2024 год - 20002,8 тыс. рублей;

2025 год - 24686,2 тыс. рублей;

средства областного бюджета - 46666,3 тыс. рублей, из них по годам:

2021 год - 5364,8 тыс. рублей;

2022 год - 6499,5 тыс. рублей;

2023 год - 9780,6 тыс. рублей;

2024 год - 6735,6 тыс. рублей;

2025 год - 18285,8 тыс. рублей.

В целях софинансирования расходных обязательств Челябинской области, связанных с реализацией Программы, за счет средств федерального бюджета Челябинской области предоставляется субсидия. Включение средств федерального бюджета в объем финансирования мероприятий Программы осуществляется на основании соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Челябинской области о предоставлении субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы

(позиция в ред. Постановления Правительства Челябинской области от 19.03.2024 N 189-П)

Основные показатели эффективности Программы

-

численность участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Челябинскую область и поставленных на учет в Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области (далее именуется - ГУ МВД России по Челябинской области):

2021 год - 2700 человек (1800 участников Государственной программы и 900 членов их семей);

2022 год - 2700 человек (1800 участников Государственной программы и 900 членов их семей);

2023 год - 2700 человек (1800 участников Государственной программы и 900 членов их семей);

2024 год - 2700 человек (1800 участников Государственной программы и 900 членов их семей);

2025 год - 2700 человек (1800 участников Государственной программы и 900 членов их семей);

доля трудоспособных участников Государственной программы и членов их семей, переселившихся в регион, от общей численности участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Челябинскую область и поставленных на учет в ГУ МВД России по Челябинской области:

2021 год - 60 процентов;

2022 год - 60 процентов;

2023 год - 60 процентов;

2024 год - 60 процентов;

2025 год - 60 процентов;

доля участников Государственной программы, переселившихся в регион и имеющих несовершеннолетних членов семьи, от общей численности участников Государственной программы, прибывших в Челябинскую область и поставленных на учет в ГУ МВД России по Челябинской области:

2021 год - 10 процентов;

2022 год - 10 процентов;

2023 год - 10 процентов;

2024 год - 10 процентов;

2025 год - 10 процентов;

доля участников Государственной программы и членов их семей, выехавших на постоянное место жительства из Челябинской области ранее чем через 3 года со дня постановки на учет в ГУ МВД России по Челябинской области, от общей численности соотечественников, прибывших в Челябинскую область в рамках Государственной программы и поставленных на учет в ГУ МВД России по Челябинской области:

2021 год - 5 процентов;

2022 год - 5 процентов;

2023 год - 5 процентов;

2024 год - 5 процентов;

2025 год - 5 процентов;

доля участников Государственной программы, переселившихся в регион и имеющих среднее профессиональное и высшее образование, от общей численности участников Государственной программы, прибывших в Челябинскую область и поставленных на учет в ГУ МВД России по Челябинской области:

2021 год - 50 процентов;

2022 год - 52 процента;

2023 год - 54 процента;

2024 год - 56 процентов;

2025 год - 58 процентов;

количество участников Государственной программы, осуществляющих предпринимательскую деятельность, прибывших в Челябинскую область и поставленных на учет в ГУ МВД России по Челябинской области:

2021 год - 5 человек;

2022 год - 5 человек;

2023 год - 5 человек;

2024 год - 5 человек;

2025 год - 5 человек;

доля участников Государственной программы в возрасте от 18 до 35 лет, переселившихся в регион, от общей численности участников Государственной программы, прибывших в Челябинскую область и поставленных на учет в ГУ МВД России по Челябинской области:

2021 год - 5 процентов;

2022 год - 5 процентов;

2023 год - 5 процентов;

2024 год - 5 процентов;

2025 год - 5 процентов

Ожидаемые конечные результаты Программы

-

численность участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Челябинскую область и поставленных на учет в ГУ МВД России по Челябинской области, составит 13500 соотечественников, из них 9000 участников Государственной программы и 4500 членов их семей;

доля трудоспособных участников Государственной программы и членов их семей, переселившихся в регион, от общей численности участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Челябинскую область и поставленных на учет в ГУ МВД России по Челябинской области, составит 60 процентов;

доля участников Государственной программы, переселившихся в регион и имеющих несовершеннолетних членов семьи, от общей численности участников Государственной программы, прибывших в Челябинскую область и поставленных на учет в ГУ МВД России по Челябинской области, составит 10 процентов;

доля участников Государственной программы и членов их семей, выехавших на постоянное место жительства из Челябинской области ранее чем через 3 года со дня постановки на учет в ГУ МВД России по Челябинской области, от общей численности соотечественников, прибывших в Челябинскую область в рамках Государственной программы и поставленных на учет в ГУ МВД России по Челябинской области, составит 5 процентов;

доля участников Государственной программы, переселившихся в регион и имеющих среднее профессиональное и высшее образование, от общей численности участников Государственной программы, прибывших в Челябинскую область и поставленных на учет в ГУ МВД России по Челябинской области, составит 54 процента;

количество участников Государственной программы, осуществляющих предпринимательскую деятельность, прибывших в Челябинскую область и поставленных на учет в ГУ МВД России по Челябинской области, составит 5 человек;

доля участников Государственной программы в возрасте от 18 до 35 лет, переселившихся в регион, от общей численности участников Государственной программы, прибывших в Челябинскую область и поставленных на учет в ГУ МВД России по Челябинской области, составит 5 процентов



II. Общая характеристика сферы реализации Программы


1. Необходимость разработки и реализации Программы обусловлена потребностью предприятий реального сектора экономики и бюджетной сферы Челябинской области в трудовых ресурсах.


Согласно Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 31.01.2019 N 1748 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года" (далее именуется - Стратегия), главной стратегической целью развития региона является рост численности, благосостояния, продолжительности и качества жизни населения Челябинской области. Преодоление негативных явлений в демографическом развитии остается приоритетной задачей, от решения которой зависит успех всей социально-экономической политики.


2. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области (далее именуется - Челябинскстат), на 1 января 2020 года численность населения Челябинской области составила 3466,4 тыс. человек (на 1 января 2019 года - 3475,7 тыс. человек, на 1 января 2018 года - 3493,0 тыс. человек). На долю городского населения приходится около 83 процентов.


С 2012 года по 2016 год в демографической ситуации Челябинской области наблюдались положительные тенденции - фиксировался рост численности населения как за счет положительного миграционного прироста, так и естественного прироста населения. Однако третий год подряд отмечается снижение численности населения за счет сокращения рождаемости.


Основные показатели естественного движения населения представлены в таблице 1.



Таблица 1



Основные показатели естественного движения населения, человек*


________________


* По данным Челябинскстата.

Территория

На 1 тыс. человек населения

родившихся

умерших

естественный прирост (убыль)

2017 год

2018 год

2019 год

ноябрь 2020

2017 год

2018 год

2019 год

ноябрь 2020

2017 год

2018 год

2019 год

ноябрь 2020

Челябинская область

11,5

10,8

9,9

9,6

13,0

13,2

13,1

15,5

-1,5

-2,4

-3,2

-5,9


Общие итоги миграции населения представлены в таблице 2.



Таблица 2



Общие итоги миграции населения (на начало года), человек

Территория

Миграционный прирост (убыль)

2017 год

2018 год

2019 год

январь - октябрь 2020 года

Челябинская область

-3840

-8953

+1805

-435


3. Основной причиной миграционной убыли за январь - октябрь 2020 года является уменьшение числа прибывших по международному потоку. Причиной миграционного прироста до 2020 года являлось увеличение числа прибывших по международному потоку. По сравнению с 2018 годом число прибывших по международному потоку увеличилось на 6817 человек (на 81,1 процента), из них за счет иммигрантов из государств - участников СНГ на 6385 человек (на 78 процентов).


Наибольший миграционный прирост населения по международному потоку миграции в 2019 году сложился с Республикой Казахстан (50,8 процента от общего объема миграционного прироста с государствами - участниками СНГ), Республикой Таджикистан (20,7 процента) и Республикой Армения (12 процентов).


Высокой миграционной подвижностью обладает население трудоспособного возраста. Более половины всех мигрантов составляют молодые люди в возрасте от 15 до 34 лет. Молодежь переезжает в районные центры для получения профессионального образования. Не во всех городах Челябинской области есть возможность получить высшее образование, и молодежь мигрирует в другие регионы. Молодежь стремится в крупные города, где больше вакансий, высокий уровень заработной платы, низкий уровень безработицы, более развита социальная сфера и медицинское обслуживание.


Большое количество временных трудовых мигрантов, которые плохо адаптируются к условиям принимающего сообщества, в регионе отсутствует.


4. На территории Челябинской области актуально стоит вопрос о потребности в квалифицированных кадрах. В регионе 5 территорий опережающего социально-экономического развития (далее именуется - ТОСЭР): "Бакал", "Верхний Уфалей", "Озерск", "Снежинск", "Миасс", на которых в ближайшие годы востребованными будут специалисты строительной отрасли и инженеры. В результате реализации мероприятий на ТОСЭР на территории региона будет создано около 1300 рабочих мест.


На территории Челябинской области развит агропромышленный комплекс.


В 2020 году Челябинская область среди субъектов Российской Федерации сохраняет лидирующие позиции по ряду направлений:


1 место - по производству макаронных изделий;


3 место - по производству мяса птицы;


6 место - по производству яиц;


6 место - по объему отгруженной продукции в обрабатывающих производствах;


7 место - по производству скота и птицы на убой в живом весе;


12 место - по объему платных услуг населению;


13 место - по вводу жилья;


14 место - по объему продукции сельского хозяйства;


15 место - по обороту розничной торговли;


16 место - по объему инвестиций в основной капитал.


В связи с большим объемом сельскохозяйственного производства в регионе проблема дефицита кадров в агропромышленном комплексе стоит достаточно остро. Согласно рейтингу востребованности профессий за последние годы большой коэффициент востребованности на рынке труда Челябинской области наблюдается по следующим профессиям: обработчик птицы, овощевод, птицевод, оператор свиноводческих комплексов и механизированных ферм, птицефабрик и механизированных ферм.


5. В соответствии со Стратегией одним из способов решения проблем развития региона является создание условий для развития малого и среднего предпринимательства и стимулирования предпринимательской активности.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»