В соответствии с пунктом 3.2 протокола заседания Координационного совета при Правительстве Иркутской области по реализации Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства в Иркутской области, от 16 февраля 2021 года, руководствуясь статьей 59 Устава Иркутской области, постановляю:
1. Одобрить Концепцию обеспечения комплексной безопасности детей на территории Иркутской области до 2025 года (далее - Концепция) (прилагается).
2. Правительству Иркутской области в течение трех месяцев со дня принятия настоящего указа утвердить план мероприятий на 2021 - 2023 годы по реализации в Иркутской области первого этапа Концепции.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области:
1) принять участие в реализации Концепции;
2) утвердить планы мероприятий по реализации Концепции на территории соответствующих муниципальных образований Иркутской области.
4. Рекомендовать территориальным органам федеральных органов государственной власти, федеральным государственным учреждениям в рамках своей компетенции принять участие в реализации Концепции.
5. Настоящий указ подлежит официальному опубликованию в общественно-политической газете "Областная", сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области" (ogirk.ru), а также на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
6. Настоящий указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
И.И.КОБЗЕВ
КОНЦЕПЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА
Настоящая Концепция обеспечения комплексной безопасности детей на территории Иркутской области (далее - Концепция) представляет собой целостную систему принципов, целей, задач и приоритетных мер, направленных на создание безопасных условий для несовершеннолетних во всех сферах жизнедеятельности, снижение рисков детской гибели и травматизма, в том числе от угроз техногенного характера, на объектах социальной инфраструктуры, а также повышение уровня ответственности за жизнь и здоровье детей. В рамках Концепции термины "дети" и "несовершеннолетние" являются равнозначными.
В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Иркутской области в сфере обеспечения безопасности детей.
Под безопасностью детства понимаются условия для полноценного развития несовершеннолетних, не вызывающие риска причинения вреда жизни и здоровью (как физическому, так и психическому) будущего поколения региона.
Реализация настоящей Концепции органами государственной власти Иркутской области во взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, общественными организациями и некоммерческими объединениями, при поддержке территориальных органов федеральных органов государственной власти и федеральных государственных учреждений в Иркутской области позволит сконцентрировать усилия на решении конкретных проблем в вопросах безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, противодействия угрозам и рискам, имеющим место на территории Иркутской области.
На начало 2020 года общая численность постоянного населения Иркутской области составляла 2 391 193 человека, из которых 24,2%, или 579 496 являлись детьми в возрасте до 17 лет включительно.
В последние годы обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов государственной политики.
В ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации ставятся задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области поддержки и защиты детства.
В соответствии с частью 4 статьи 67.1 Конституции Российской Федерации дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим.
Право детей на безопасность не может рассматриваться в разрыве от развития общества и государства. Лишь гармоничное сочетание безопасности личности, семьи, государства и общества позволит в конечном итоге обеспечить безопасность детей.
Обеспечение безопасности детей - это общая задача органов государственной власти, органов местного самоуправления, гражданского общества по усилению межведомственного взаимодействия и принятию совместных дополнительных мер в данном направлении.
Необходимость разработки и реализации Концепции обусловлена наличием острых проблем, связанных с обеспечением безопасности несовершеннолетних от внешних и внутренних угроз, гибелью и травматизмом детей на территории Иркутской области.
Показатель детской смертности в возрасте 0 - 17 лет в Иркутской области за 2020 год составил 6,1 на 10 тыс. детского населения. Несмотря на выполнение целевого уровня показателя детской смертности, определенного Министерством здравоохранения Российской Федерации на 2020 год (7,0 на 10 тыс. детского населения), данный показатель превышает среднероссийский (по предварительным данным за 2020 год - 4,9 на 10 тыс. детского населения).
На протяжении многих лет на первом месте среди причин смертности у несовершеннолетних внешние причины, несчастные случаи. Так, по данным Росстата в 2020 году от внешних причин смерти (несчастные случаи, травмы, отравления) умерли 133 ребенка в возрасте от 0 до 17 лет, что составило 37,9% от всех причин смерти (в 2019 году - 132 ребенка и 38,0%, в 2018 году - 162 ребенка и 38,2% соответственно). Основными причинами смерти явились гибель детей на пожарах, в результате дорожно-транспортных происшествий, утоплений.
В целях обеспечения в Иркутской области безопасности детей, защиты их жизни и здоровья необходимо принятие мер в следующих сферах:
при пребывании детей на объектах социальной инфраструктуры;
по предупреждению дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних;
по предупреждению травматизма и гибели детей при пожарах, на водных объектах, выпадения несовершеннолетних из окон;
по предупреждению преступлений и правонарушений в отношении несовершеннолетних;
по обеспечению информационной безопасности детей, противодействию идеологии терроризма и экстремизма среди несовершеннолетних, по профилактике буллинга (агрессивного преследования одного ребенка другими);
по безопасному и качественному питанию в образовательных организациях.
Целью Концепции является создание единого подхода к решению вопросов комплексной безопасности детей и подростков, гарантирующей качество условий для полноценного развития каждого ребенка.
Основные задачи Концепции:
создание комфортной и безопасной социальной инфраструктуры для несовершеннолетних;
комплексная работа по профилактике травматизма и гибели детей, в том числе воспитание у детей ответственного отношения к собственной и общественной безопасности, формирование культуры безопасного поведения, при пожарах, на водных объектах, в местах отдыха и массового пребывания детей;
привлечение внимания родителей (законных представителей) несовершеннолетних к воспитанию и развитию у детей навыков безопасного поведения в повседневной жизни;
снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей;
совершенствование организации перевозки детей от места жительства к образовательной организации и обратно, повышение уровня безопасности и комфорта детей при организованных перевозках к месту обучения;
обеспечение для детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка, не допускаются любые формы жестокого обращения;
создание и развитие в информационном пространстве положительного детского и семейного контента, формирование надежной системы защиты детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред здоровью, нравственному и духовному развитию;
обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуальной работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми;
принятие профилактических мер по предотвращению распространения среди несовершеннолетних табакокурения, наркомании и алкоголизма;
укрепление психического здоровья учащихся, оказание психологической помощи детям и родителям в вопросах предупреждения подростковых суицидов;
совершенствование системы организации питания несовершеннолетних в образовательных учреждениях;
совершенствование информационной и воспитательной работы, направленной на патриотическое воспитание, профилактику и предупреждение террористических и экстремистских проявлений среди молодежи.
Особого внимания требует социальная инфраструктура для детей, которая представляет собой систему объектов (зданий, строений, сооружений), созданных в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления детей, удовлетворения их общественных потребностей.
Безопасность объектов инфраструктуры для детей - это одно из условий сохранения их жизни и здоровья, а также материальных ценностей от возможных пожаров, террористических актов, чрезвычайных ситуаций, преступных посягательств.
Нахождение ребенка без надзора со стороны взрослых лиц напрямую увеличивает риск совершения преступления в отношении него, продуцирует комплекс угроз личной безопасности ребенка.
Нехватка детских садов, учреждений, секций, кружков, недостаточное количество бесплатных культурно-досуговых учреждений для детей, детско-юношеских клубов, организации условий по проведению развивающих занятий, ограниченный доступ к спортивным учреждениям, упразднение детских секций, передача отведенных помещений для реализации коммерческих целей - все это приводит к тому, что дети предоставлены "сами себе", их привлекают объекты незавершенного строительства, железнодорожные пути, заброшенные здания и водоемы и так далее.
В рамках Всероссийской акции "Безопасность детства" только за 6 месяцев 2020 года различными заинтересованными органами и учреждениями, общественными организациями Иркутской области на предмет безопасности осуществлена проверка 8 400 объектов, из которых на 240 объектах указанные нарушения устранены силами участников акции.
По всем выявленным и не устраненным на месте нарушениям подготовлены и направлены в компетентные органы предписания и письма об устранении недостатков.