На сельских территориях Иркутской области общеобразовательная организация (далее - школа) всегда играла более значимую роль в жизни школьника, его семьи, сельского сообщества, чем школа в крупном областном центре или даже малом городе. Ее традиционно высокий социальный статус обусловлен следующими факторами:
1) экономическими (сельская школа - кузница кадров для сельскохозяйственного производства);
2) социальными (сельская школа - сообщество немногочисленных на селе профессионально подготовленных к работе с человеком специалистов);
3) образовательными (сельская школа - порой единственная образовательная организация на селе);
4) культурными (сельская школа - сосредоточие сельской интеллигенции, культурной силы деревни);
5) нравственными (сельская школа - духовный очаг жизни села).
Потенциальные возможности развития сельской школы Иркутской области требуют для своего воплощения целенаправленной образовательной политики, государственной и научно-методической поддержки образовательной деятельности школы, а также ее собственных усилий в инновационном саморазвитии.
В Иркутской области из 415 поселений 352 (85%) - сельские. Численность населения, проживающего в сельской местности, более 500 тысяч человек, что составляет 21% от общего числа жителей области.
Спецификой региона является преобладание малых (до 100 человек) и средних (до 1000 человек) сельских населенных пунктов, наибольшая доля которых с населением от 50 до 500 человек. Крупных сел (свыше 1000 человек) в структуре всего 7%, но в них проживает 46% сельского населения.
Более половины школ области (53,7%), а это 471 школа, расположены в сельской местности. В области большое количество малокомплектных сельских школ - особенность региональной образовательной системы.
В 2014 году была разработана и утверждена Концепция развития непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области на период до 2020 года (приказ министерства образования Иркутской области, министерства сельского хозяйства Иркутской области от 18 июля 2014 года N 85-мпр/61-мпр).
Реализация проекта осуществлялась по направлениям:
1) создание системы непрерывного агробизнес-образования, развитие единой агробизнес-образовательной среды Иркутской области;
2) обеспечение доступности и качества агробизнес-образования;