Одной из главных причин низкого уровня продолжительности жизни в России эксперты называют загрязнение атмосферы, основным источником которого являются транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания. Согласно данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, на долю автотранспорта в ряде регионов России приходится 70 - 87% от общего объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. В целом по России от автотранспорта за год в атмосферу поступает 27 тыс. т бензола, 17,5 тыс. т формальдегида, 1,5 т бензапирена и 5 тыс. т свинца. В перечне факторов негативного воздействия на окружающую среду и причинения экологического ущерба автомобильный транспорт лидирует: загрязнение воздуха - 95%, шум - 49,5%, воздействие на климат - 68%.
При анализе результатов исследований токсичности автомобилей с двигателями, работающими на газомоторном топливе, видно, что при использовании природного газа вместо нефтяного топлива выброс токсичных веществ в окружающую среду снижается приблизительно в 8 раз по оксиду углерода, по окислам азота - в 2 раза, по углеводородам - в 3 раза, по задымленности - в 9 раз, а образование сажи, свойственное дизельным двигателям, полностью отсутствует.
В Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 N 1523-р, одним из перспективных направлений обозначено расширение использования газа в качестве моторного топлива с соответствующим развитием рынка газомоторного топлива.
Конкретные шаги в данном направлении определены в распоряжении Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 767-р и Перечне поручений Президента Российской Федерации от 11.06.2013 N Пр-1298.
В себестоимости транспортных услуг затраты на приобретение моторного топлива могут достигать 45 процентов. Поэтому использование более дешевых альтернативных видов моторного топлива для предприятий и организаций, в том числе осуществляющих деятельность в сфере перевозок пассажиров и грузов, имеет важное социально-экономическое значение, поскольку позволяет снизить затраты на топливо и направить дополнительные средства на модернизацию материально-технической базы и обновление парка.
Компримированный природный газ (далее - КПГ) в настоящее время является одним из самых доступных и эффективных альтернативных видов моторного топлива. КПГ имеет целый ряд преимуществ, в том числе и перед сжиженным углеводородным газом (пропан-бутаном), и в последние годы получает распространение.
КПГ дешевле традиционного топлива и пропан-бутана. При одинаковом расходе на 100 км пути стоимость КПГ в 3 раза ниже стоимости бензина или дизельного топлива. КПГ легче воздуха и в случае аварийного разлива быстро испаряется в отличие от более тяжелого пропан-бутана, накапливающегося в естественных и искусственных углублениях и создающего опасность взрыва. Отечественная и зарубежная практика подтверждает его эксплуатационные и экологические преимущества при использовании в качестве моторного топлива для двигателей внутреннего сгорания. При работе двигателя на природном газе объем выброса окиси углерода в атмосферу ниже в 3,2 раза, чем у бензина, и в 2,2 раза, чем у дизельного топлива. Природный газ является самым безопасным из горючих веществ (IV класс опасности, у дизельного топлива - III). Метан почти в 2 раза легче воздуха, поэтому при разгерметизации он сразу улетучивается, а не оседает в отличие от других видов топлива. Природный газ не токсичен в малых концентрациях и не канцерогенен. Кроме того, нижние температурные и концентрационные показатели воспламенения у газов существенно выше, чем у бензина и дизельного топлива. За счет того, что газ находится в баллонах под давлением, исключается возможность попадания в них воздуха, необходимого для воспламенения или взрыва, в то время как в баках с бензином или дизельным топливом все время присутствует смесь их паров с воздухом.
Газовые баллоны имеют многократный запас прочности и устанавливаются в наименее уязвимые места автомобиля. В случае пожара баллоны, наполненные метаном, не взрываются, а газ стравливается в атмосферу через специальные вставки и выгорает.
Основные потребители метана - это транспортные средства, работающие ежедневно, имеющие большие пробеги и большой расход топлива. Прежде всего, это автобусы и коммунально-дорожная, строительная, специальная техника.
Годовой экономический эффект от использования КПГ в качестве моторного топлива достигается за счет разницы между затратами на моторное топливо, которые несет собственник транспортного средства, если он эксплуатирует его с использованием традиционного топлива, и затратами, которые несет собственник в случае перевода транспортного средства на использование КПГ.
Исключается возможность недобросовестного использования газомоторного топлива.
В Тамбовской области КПГ реализуется на 2 АГНКС публичного доступа. На АГНКС в городе Тамбове размещено по 2 компрессора мощностью по 800 м3/час, заправку транспорта возможно осуществлять через 10 постов (газораздаточных диспенсеров) круглосуточно. НА АГНКС в городе Моршанске установлен 1 компрессор мощностью 1000 м3/час, транспорт заправляется на 2 постах (газораздаточных диспенсерах) круглосуточно.
В 2020 году введена в эксплуатацию 1 АГНКС, расположенная на территории Моршанского линейного производственного управления магистральных газопроводов ООО "Газпром трансгаз Москва" (п/о Давыдово Моршанский район). Доступ для сторонних потребителей на данную АГНКС закрыт.
В городе Тамбове в настоящее время открыт один сервисный центр по оснащению транспортных средств оборудованием для их работы как на бензине, так и на метане, а также их техническому обслуживанию. В течение 2015 - 2020 годов наблюдается активный рост числа транспортных средств, оборудованных двигателями, работающими на природном газе, или переоборудованных для работы как на бензине, так и на метане. Приобретаются легковые такси с газовыми двигателями, переоборудуется легкий коммерческий транспорт и транспорт медицинских организаций.