В настоящее время в России, в том числе и в Астраханской области, перед населением ставятся новые задачи по поддержанию собственной конкурентоспособности и профессионально-трудовой мобильности на протяжении всей жизни. Для реализации профессиональных планов гражданам необходимо обладать знаниями и умениями, которые в случаях изменения ситуации на рынке труда или потери работы помогли бы им переориентироваться.
Помочь людям в выборе профессии, востребованной на рынке труда, научить формировать собственный образовательно-профессиональный формат на основе имеющихся ресурсов, самостоятельно управлять своей профессиональной карьерой, принимать ответственные решения в течение всей трудовой жизни призвана профессиональная ориентация.
Распоряжением Правительства Астраханской области от 11.08.2016 N 338-Пр утверждена стратегия развития профессиональной ориентации населения Астраханской области до 2020 года (далее - стратегия), направленная на содействие профессиональному самоопределению, успешной социализации и эффективной самореализации граждан, нуждающихся в выборе профессии или смене рабочих мест, а также качественное развитие трудового потенциала населения и его использование в интересах развития области.
В рамках реализации стратегии была сформирована единая система межведомственного взаимодействия и созданы условия для формирования и развития умений и навыков, необходимых человеку для профессионального самоопределения и построения различных вариантов развития профессиональной карьеры, в условиях динамично изменяющегося общества и рынка труда. Обеспечена доступность минимума бесплатных профориентационных услуг, включающего в себя представление профориентационной информации, проведение групповых и индивидуальных профессиональных консультаций и мероприятий по сопровождению профессионального выбора всех обратившихся независимо от места проживания, работы или учебы.
В рамках реализации стратегии агентством по занятости населения Астраханской области совместно с министерством образования и науки Астраханской области два раза в год проводится мониторинг профессиональных намерений обучающихся 8 - 11 классов. На основе проведенного мониторинга осуществляется анализ профессиональных намерений школьников, разрабатываются рекомендации по организации профориентационной деятельности со школьниками.
По результатам мониторинга профессиональных намерений школьников в Астраханской области дети, как правило, определяются с выбором профессии в 8 классе, окончательный выбор большинство школьников делает в 9 классе, и менее 9% выходят из школы, не сделав профессиональный выбор. Ежегодно количество детей, не сделавших профессиональный выбор по окончании школы, уменьшается.
В ходе мониторинга установлено, что большинство учащихся хотят продолжить обучение в профессиональных образовательных организациях. Рубежом профессионального самоопределения основной массы учащихся является 9 класс. Хотя примерно половина школьников еще колеблется в окончательности своего профессионального выбора. Недостаточная информированность о профессиях и образовательных организациях, неуверенность в себе, отсутствие интереса и неуспех в различных делах мешают учащимся в осуществлении профессионального самоопределения. Также школьники продолжают путать понятия как "профессия", "специальность", "должность". Все эти факторы влияют на окончательный выбор профессионального пути и говорят о необходимости продолжать системную профориентационную работу в общеобразовательных организациях.
Также в рамках реализации стратегии выстроена системная работа с различными категориями граждан: студентами и выпускниками профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования, безработными гражданами, а также гражданами, обратившимися в службу занятости с целью поиска работы, детьми, оставшимися без попечения родителей, инвалидами, женщинами, имеющими детей до семи лет, гражданами предпенсионного возраста и др.
Агентством по занятости населения Астраханской области разработаны различные проекты, направленные на оказание гражданам помощи в выборе сферы деятельности, получение навыков успешной самопрезентации, умение работать в команде и обучение технологии успешного трудоустройства.
Реализация стратегии позволила добиться следующих результатов:
- увеличилось количество выпускников образовательных организаций профессионального образования, расположенных на территории Астраханской области, трудоустроившихся в течение 1-го года после завершения обучения по профилю специальности (направления) на предприятии (организации, учреждении) в Астраханской области;
- увеличилось количество обучающихся образовательных организаций общего и дополнительного образования, принявших участие в мероприятиях по профессиональной ориентации, организованных и проведенных с привлечением различных министерств и ведомств и/или работодателей, объединений работодателей;
- увеличилось количество обучающихся образовательных организаций общего и дополнительного образования, принявших участие в профессиональных пробах, организованных и проведенных работодателями;
- увеличилось количество детей, обучающихся в профильных классах, созданных в образовательных организациях общего образования;