ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 11 августа 2016 года N 338-Пр


О стратегии развития профессиональной ориентации населения Астраханской области до 2020 года

(в редакции Распоряжения Правительства Астраханской области от 09.08.2018 N 426-Пр)  




В соответствии со статьей 7.1 - 1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации":


1. Утвердить прилагаемую стратегию развития профессиональной ориентации населения Астраханской области до 2020 года.


2. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее Распоряжение в средствах массовой информации.



Губернатор Астраханской области
А.А.ЖИЛКИН



Утверждена
Распоряжением Правительства
Астраханской области
от 11 августа 2016 г. N 338-Пр



СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА



1. Общие положения


1.1. Стратегия развития профессиональной ориентации населения Астраханской области разработана на период до 2020 года (далее - стратегия).


Стратегия направлена на:


- содействие профессиональному самоопределению, успешной социализации и эффективной самореализации всех категорий граждан (включая инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), нуждающихся в выборе профессии или смене рабочих мест;


- качественное развитие трудового потенциала населения Астраханской области и его использование в интересах развития Астраханской области.


Положения стратегии должны стать основанием для определения субъектами деятельности по профессиональной ориентации населения Астраханской области специфики, направлений, форм и методов по профессиональной ориентации с различными категориями населения Астраханской области.


В стратегии используются следующие термины и понятия:


- координация деятельности по профессиональной ориентации - согласование действий, установление целесообразных отношений между субъектами деятельности по профессиональной ориентации населения Астраханской области;


- образовательно-профессиональная траектория - персональный путь реализации личностного потенциала в образовании, получение формальных квалификаций, институционально подтвержденных компетенций, неформально приобретенного опыта в виде знаний и навыков; социальное поле применения образовательных ресурсов, их конверсия в соответствующие позиции на рынке труда;


- профессиональная ориентация - деятельность, направленная на оказание помощи в выборе профессии через организацию процесса определения личностью вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, оказание консультационной помощи в осознании личностью склонностей и способностей к определенному виду деятельности, проведение комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда;


- профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации, длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути;


- профессиональный выбор - выбор одного из нескольких вариантов профессионального самоопределения.


1.2. Профессиональная ориентация как системная и базовая платформа в вопросах кадрового обеспечения социально-экономического развития Астраханской области включает:


- организационную (проектно-организационную) деятельность, направленную на реализацию стратегии;


- профессиональную информацию - массовое и индивидуальное информирование граждан о состоянии и перспективах развития регионального рынка труда, потребностях экономики в квалифицированных кадрах, особенностях профессий и специальностей, о предъявляемых требованиях, об условиях и режиме труда, о возможностях трудоустройства и получения специальности;


- профессиональное и карьерное консультирование - оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения в выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, текущих и перспективных потребностей рынка труда;


- профессиональный отбор - изучение и прогноз степени профессиональной пригодности к конкретной профессии (специальности) в соответствии с требованиями деятельности;


- профессиональный подбор - предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической, медицинской диагностики и профессиональных проб;


- профессиональное воспитание - развитие профессиональных качеств и компетенций для современного рынка труда;


- профессиональную активизацию - создание условий для практической профессиональной пробы сил в различных сферах трудовой деятельности;


- профессиональную, производственную и социальную адаптацию - систему мер, способствующую профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному труду и достижению высшего уровня профессионализма.



2. Обоснование необходимости разработки стратегии


Согласно демографическому прогнозу территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области в ближайшие годы в составе населения Астраханской области будет увеличиваться доля молодежи и лиц старшего возраста, а численность трудоспособной части населения будет уменьшаться. В то же время по мере модернизации экономики возрастает потребность в квалифицированных кадрах. В связи с этим необходимо принятие мер, направленных на формирование современной структуры рабочей силы, соответствующей потребностям регионального рынка труда.


Стратегия призвана способствовать развитию трудового потенциала населения и его использованию в интересах развития Астраханской области.


Стратегия направлена на совершенствование работы по профессиональной ориентации населения Астраханской области.


В настоящее время профессиональная ориентация рассматривается как постоянный процесс профессионального развития человека, начиная с дошкольного и раннего школьного возраста, когда дети получают первые знания о профессиях.


В подростковом возрасте осуществляется выбор профессии, на который воздействуют социальные и экономические обстоятельства в семье и в обществе в целом, а также информированность о рынке труда.


В следующий период профессионального развития от 15 до 24 лет человек получает профессиональное образование, приобретая необходимые знания и навыки для выполнения определенных трудовых функций. Данный период важен как этап возможного пересмотра, корректировки и изменения первоначального выбора профессии.


До 45 лет это период профессионального саморазвития, когда человек, имея специальное образование и квалификацию, может осуществлять выбор направлений своей профессиональной деятельности, достигая наибольшего профессионализма.


В период 45 - 65 лет люди стремятся сохранить свое профессиональное развитие и передать имеющийся опыт другим.


Последние десятилетия двадцатого века показали важность и эффективность практики развития карьеры в широком плане и относительно различных групп населения, включая инвалидов и лиц с ОВЗ. Система профессиональной ориентации позволяет данной категории граждан формировать мотивацию к трудовой деятельности, социализацию и внесение личного вклада в развитие общества.


Предоставление профессиональной ориентации определяют понятием "помощь в выборе профессиональной карьеры". Карьера - результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с его профессиональным ростом и развитием.


Профессиональная ориентация (помощь людям в выборе своей профессиональной карьеры) в настоящее время становится частью социальной политики, эффективным средством снижения социальной напряженности.


В 2013 году Министерством образования и науки Российской Федерации разработана Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренная коллегией Министерства образования и науки Российской Федерации (протокол от 18 июля 2013 года N ПК-5вн), в которой говорится о необходимости формирования современной системы профессиональной ориентации и консультирования по вопросам развития карьеры и разработки ее нормативных, методических, информационных и институциональных механизмов (включая подготовку экспертов, построение сети специализированных служб, использование интернет-ресурсов, распространение моделей организации работы по профессиональной ориентации на основе механизмов межведомственного взаимодействия, развитие деятельности негосударственных специализированных учреждений в сфере профессиональной ориентации, активизацию государственно-частного партнерства) с целью обеспечения доступа граждан к качественной информации и консультациям относительно возможности получения профессионального образования и признания квалификаций. Это позволит различным категориям граждан ориентироваться на рынке труда и предоставит широкие возможности в приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности.


Стратегия будет способствовать проведению единой государственной политики по профессиональной ориентации населения Астраханской области с учетом специфики рынка труда, преодолению кадрового дефицита в реальных отраслях экономики Астраханской области.



3. Предпосылки принятия стратегии


3.1. По прогнозу баланса трудовых ресурсов Астраханской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, численность трудовых ресурсов Астраханской области в 2016 году составляет 647,6 тыс. человек, из них численность занятых в экономике Астраханской области - 442,7 тыс. человек.


Как и в предыдущие годы, наибольшая доля занятого населения приходится на сельское хозяйство - 14,6%, оптовую и розничную торговлю - 13,5%, обрабатывающее производство - 9,5%, образование - 9%, здравоохранение и предоставление социальных услуг - 8,6%, транспорт и связь - 8,6%.


Рынок труда Астраханской области в целом характеризуется довольно высокой экономической активностью населения, которая на протяжении ряда последних лет, по данным исследований по проблемам занятости населения, проводимых Федеральной службой государственной статистики, показывает положительную динамику, достигнув значения 69,7% в 2014 году и сохранив значение показателя в 2015 году.


Социально-экономическое развитие Астраханской области в 2015 году характеризуется следующими показателями.


Рост производства в промышленном секторе экономики достигнут благодаря увеличению объемов производства по двум основным видам экономической деятельности: "добыча полезных ископаемых" и "производство и распределение электроэнергии, газа и воды".


По виду экономической деятельности "добыча полезных ископаемых" индекс производства за январь - декабрь 2015 года увеличился на 12,5% по сравнению с 2014 годом.


В развитии обрабатывающих производств в целом наблюдается снижение объемов производства на 1,1%. Однако в ряде отраслей зафиксирована положительная динамика. Так, увеличены объемы производства пищевых продуктов, включая напитки и табак, - на 3,6%, кожи, изделий из кожи и обуви - на 16,5%, в деревообработке - рост в 1,5 раза, электрооборудования - на 0,8%, по производству транспортных средств и оборудования - на 30,8%, в машиностроении - на 0,9%.


В энергетической сфере индекс производства сохранился практически на уровне 2014 года. Развитие региональной энергетики обусловлено наращиванием объемов производства электроэнергии на объектах электроснабжения, а также повышением надежности их работы.


Объем производства валовой продукции сельского хозяйства составил 37618,2 млн. рублей (101,5% к 2014 году).


В 2015 году в области за счет всех источников финансирования освоено более 111 млрд рублей инвестиций в основной капитал.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»