(с изменениями на 7 марта 2024 года)
(в ред. Постановления Правительства Орловской области от 07.03.2024 N 164)
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Законом Орловской области от 10 ноября 2015 года N 1866-ОЗ "О защите населения и территории Орловской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера", а также в целях повышения устойчивости функционирования организаций, расположенных на территории Орловской области, в чрезвычайных ситуациях Правительство Орловской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о повышении устойчивости функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях на территории Орловской области.
2. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления городских, муниципальных округов и муниципальных районов Орловской области организовать работу по приведению нормативных правовых актов муниципальных образований по повышению устойчивости функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях в соответствие с настоящим постановлением.
(в ред. Постановления Правительства Орловской области от 07.03.2024 N 164)
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Орловской области по планированию, экономике и финансам.
(п. 3 в ред. Постановления Правительства Орловской области от 07.03.2024 N 164)
Председатель Правительства
Орловской области
А.Е.КЛЫЧКОВ
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОВЫШЕНИИ УСТОЙЧИВОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА ТЕРРИТОРИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. Постановления Правительства Орловской области от 07.03.2024 N 164)
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Законом Орловской области от 10 ноября 2015 года N 1866-ОЗ "О защите населения и территории Орловской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера" и определяет основные мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций на территории Орловской области при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - соответственно ПУФ, ЧС).
2. Правительство Орловской области, органы местного самоуправления городских, муниципальных округов и муниципальных районов Орловской области содействуют устойчивому функционированию организаций в ЧС через комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики Орловской области, муниципальных образований Орловской области и организаций (далее - комиссии по ПУФ), которые обеспечивают реализацию нормативных правовых актов по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций в ЧС и контролируют выполнение мероприятий.
(в ред. Постановления Правительства Орловской области от 07.03.2024 N 164)
3. Задачи комиссий по ПУФ определяются соответствующими положениями о них, которые утверждаются постановлениями суженного заседания Правительства Орловской области и администраций городских, муниципальных округов и муниципальных районов, приказами организаций.
(в ред. Постановления Правительства Орловской области от 07.03.2024 N 164)
4. Основными направлениями ПУФ являются:
перевод потенциально опасных объектов предприятий на современные, более безопасные технологии или вывод их из населенных пунктов;
внедрение автоматизированных систем контроля и управления опасными технологическими процессами;
разработка системы безаварийной остановки технологически сложных производств;
внедрение систем оповещения и информирования о ЧС;
защита людей от поражающих факторов;
снижение количества аварийно химически опасных веществ (далее - АХОВ) и материалов на производстве;
наличие и готовность сил и средств для ликвидации последствий ЧС;
улучшение технологической дисциплины и охраны объектов.
5. Для реализации основных направлений органами управления Орловской областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (далее - ОТП РСЧС) и комиссиями по ПУФ всех уровней проводятся организационные, инженерно-технические и специальные мероприятия.
6. Организационные мероприятия обеспечивают заблаговременную разработку и планирование действий органов управления, сил и средств ОТП РСЧС, всего персонала объектов экономики при ЧС и включают:
прогнозирование последствий возможных ЧС;
создание и оснащение пунктов управления и систем оповещения всех уровней ОТП РСЧС;
подготовку руководящего состава ОТП РСЧС к работе в период предотвращения и ликвидации ЧС;
создание комиссий по ПУФ и планирование их работы в условиях ЧС;
разработку планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС всех уровней, учитывая весь комплекс работ в интересах ПУФ;
разработку инструкций (наставлений) по снижению опасности возникновения аварийных ситуаций, безаварийной остановке производства, локализации аварий и ликвидации последствий, а также по организации восстановления нарушенного производства;
обучение производственного персонала соблюдению мер безопасности, порядку действий при возникновении ЧС, ликвидации последствий и восстановлении нарушенного производства;
подготовку сил и средств ОТП РСЧС к локализации и ликвидации ЧС;
подготовку к эвакуации производственного персонала, населения и материальных ценностей из зон ЧС;
определение размеров опасных зон вокруг потенциально опасных объектов;
проверку готовности систем оповещения и управления в ЧС;
организацию медицинского наблюдения и контроля за состоянием здоровья лиц, получивших различные поражения.
7. Инженерно-технические мероприятия обеспечивают повышение физической устойчивости зданий, сооружений, технологического оборудования и в целом производства, а также создание условий для его быстрейшего восстановления, повышения системы защищенности людей от поражающих факторов ЧС и включают:
создание на всех опасных объектах системы автоматизированного контроля за ходом технологических процессов, уровнями загрязнения помещений и воздушной среды цехов опасными веществами и пылевыми частицами;
накопление фонда защитных сооружений гражданской обороны и повышение их защитных свойств;
противопожарные мероприятия;
сокращение запасов и сроков хранения взрывоопасных и пожароопасных веществ, обвалование емкостей для хранения, устройство заглубленных емкостей для слива особо опасных веществ из технологических установок;
безаварийную остановку технологически сложных производств;
локализацию аварий, тушение пожаров, ликвидацию последствий аварии и восстановление нарушенного производства;
дублирование источников энергоснабжения;
защиту водоисточников и контроль качества воды;
герметизацию складов и холодильников;
защиту наиболее ценного и уникального оборудования.
8. Специальные мероприятия создают благоприятные условия для проведения успешных работ по защите и спасению людей и быстрейшей ликвидации ЧС и их последствий и включают:
накопление средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;
создание на химически опасных объектах запасов материалов для нейтрализации разлившихся АХОВ и дегазации местности, зараженных строений, средств транспорта, одежды и обуви;
разработку и внедрение автоматизированных систем нейтрализации выбросов АХОВ;
обеспечение герметизации помещений в жилых и общественных зданиях, расположенных в зонах возможного распространения АХОВ;
разработку и внедрение в производство защитной тары для обеспечения сохранности продуктов и пищевого сырья при перевозке, хранении и раздаче продовольствия;
регулярное проведение учений и тренировок по действиям в ЧС с органами управления и силами ОТП РСЧС, производственным персоналом организаций;