207. С целью развития тверского региона на перспективу возникает необходимость дальнейшей реализации Государственной программы в Тверской области в 2019 - 2024 годах.
208. С начала реализации мероприятий по содействию добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в Тверскую область (по состоянию на 1 января 2020 года) прибыли более 23,0 тыс. переселенцев - участников Государственной программы и членов их семей. Основными вакансиями, на которые приглашались соотечественники, были вакансии в сфере здравоохранения (врачи различных специализаций и средний медицинский персонал), образования и сельского хозяйства (животноводы, дояры, механизаторы, агрономы). Доля прибывших соотечественников трудоспособного возраста составляет 0,5% от занятых в экономике Тверской области.
209. Реализация Государственной программы в Тверской области обусловлена комплексом основных факторов: экономическое развитие региона, влияющее на увеличение потребности в кадрах на фоне естественной убыли населения, снижение численности трудовых ресурсов и занятых в экономике области, уменьшение доли трудоспособного населения, в том числе за счет оттока населения из Тверской области.
210. Ожидается, что в ближайшие годы тенденция сокращения численности населения Тверской области сохранится, одновременно будет сокращаться и доля трудоспособного населения, что может обострить имеющиеся проблемы в обеспечении действующих и вновь создаваемых предприятий рабочей силой.
211. Наличие мощного столичного центра создает условия жесткой конкуренции между регионами центральной России не только за финансово-экономические, но и за человеческие ресурсы.
212. Существующий и ожидаемый дефицит рабочей силы, прежде всего квалифицированных трудовых ресурсов, в условиях конкуренции на рынке труда с близлежащими экономическими мегаполисами (Москва, Санкт-Петербург) является сдерживающим фактором для развития экономического потенциала и Тверской области.
213. В конкуренции за рабочую силу у значительной части предприятий Тверской области изначально оказываются более слабые позиции по сравнению с предприятиями Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга (работники имеют меньший уровень оплаты труда, меньшие возможности приобрести современные ключевые квалификации, престижную работу).
214. Возможности привлечения трудовых ресурсов из других областей Российской Федерации крайне ограничены в силу аналогичных социально-демографических причин.
215. Миграционный прирост не оказывает существенного влияния на изменение ситуации, так как он значительно ниже естественной убыли населения. На фоне постоянного оттока кадров в рамках межрегиональной миграции международная миграция выполняла компенсирующую роль - приток мигрантов на территорию области обеспечивали страны СНГ.
216. Динамика миграционного прироста/убыли населения Тверской области за 2014 - 2018 годы представлена на рисунке*.
________________
* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Рисунок. Миграционный прирост/убыль населения Тверской области за 2014 - 2018 годы.
217. Если в возрастном составе международной миграции преобладают лица трудоспособного возраста, причем наиболее активных групп в возрасте 20 - 39 лет, то в результате межрегионального обмена Тверская область имеет потери населения в возрастных группах от 15 до 44 лет.
218. Общий показатель сальдо миграции за 5 лет по отдельным возрастным группам представлен в таблице 17.