Задача возрождения Северного морского пути предполагает необходимость развития транспортной инфраструктуры и стимулирование роста грузопотока. В настоящее время интенсивность навигации существенно различается в Восточном и Западном секторе Арктики - более 90% всех рейсов приходится на ее Западную часть. В результате портовая инфраструктура Мурманской и Архангельской области, Республики Карелии, Ямало-Ненецкого АО и Красноярского края получает значительное преимущество. В свою очередь, портовое хозяйство Республики Саха (Якутия) и Чукотского АО испытывает серьезные сложности, связанные с отсутствием достаточных финансовых средств для амортизации основных фондов и увеличения производственных мощностей.
Дисбаланс в развитии транспортной инфраструктуры подкрепляется разным уровнем геологического изучения и освоения месторождений полезных ископаемых. Таким образом, развитие Восточного сектора Арктики в части соответствия задаче возрождения Северного морского пути должно предусматривать как увеличение грузопотока за счет разработки новых месторождений, так и развитие береговой инфраструктуры Северного морского пути.
Формирование морского макрокомплекса, принципиально нового направления развития хозяйства Республики Саха (Якутия), предполагает реализацию шельфовых проектов, интенсивное развитие Северного морского пути с созданием соответствующей инфраструктуры на побережье Восточной Арктики с участием крупных российских и международных компаний при поддержке государства.