Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года



3.4.2.2. Зеленомысский речной порт


В контексте задачи вовлечения в оборот ресурсов Восточного сектора Арктики Колымский бассейн занимает особое положение. На юге граничит с Яно-Колымским геолого-экономическим районом. Река Колыма и ее портовая инфраструктура обеспечивают доступ к важному энергетическому сырью - углю Зырянского угольного бассейна. Через речной и воздушный порты п. Черский, расположенного в Нижнеколымском улусе, обеспечивается завоз сырья и ресурсов к месторождениям Баимской рудной зоны (Чукотский автономный округ). Через Зеленомысский речной порт в п. Черском обеспечивается снабжение арктических улусов Колымской группы и Билибинского района Чукотского АО.


Особенности расположения ресурсной базы и транспортная система Колымского бассейна позволяют ему стать логистической и энергетической платформой освоения ресурсов Восточного сектора Арктики.


Важную роль системы портовых гидротехнических сооружений в республике занимает Зеленомысский речной порт. В короткие сроки арктической навигации жизнеобеспечивающие грузы для Верхней, Средней, Нижней Колымы и Чукотки доставляются через перевалку в речном порту "Зеленый мыс".


Зеленомысский речной порт работает сезонно: морская навигация начинается в начале июля и заканчивается в первых числах октября. Продолжительность морской навигации в среднем составляет 85 суток, речной - более 100 суток. В зимнее время с открытием автозимника между Зеленым Мысом и г. Билибино порт занимается отгрузкой клиентурного груза, оставленного на хранение грузополучателями Чукотского автономного округа.


В настоящее время перегрузочный процесс в порту осуществляется средствами механизации, отработавшими свой нормативный срок, и их дальнейшая эксплуатация по истечению 2-3 лет будет невозможна ввиду полного износа (физического) материальной части.


Инфраструктуру Зеленомысского речного порта образуют: один причал общего назначения для переработки генеральных, навалочных, лесных, тяжеловесных, контейнеризованных, пакетированных грузов общей протяженностью 635 метров (из них пригодной к эксплуатации - 510 метров).


Грузовые работы выполняются с помощью универсальных (8 ед.) портальных кранов с различными типами грузоподъемности - от 10 до 36 тонн и 1 крана козлового двухконсольного.


Основным видом груза, который обрабатывается порту, является каменный уголь. В навигацию 2019 года было переработано 90,2 тыс.тонн угля, в том числе для нужд Индигирского группы районов - 19 тыс. тонн, Чукотского АО - 59,6 тыс. тонн и Нижнеколымского района - 11,6 тыс.тонн.


Зеленомысский речной порт готов перерабатывать грузы для освоения Баимского месторождения (Чукотский автономный округ). На сегодняшний день порт в состоянии переработать до 400 тыс. тонн груза, а до 2023 года с нарастающим итогом планируется перерабатывать до 800 тыс. тонн грузов.


Ограничивающими факторами являются:


электроснабжение Черский - Билибино (в 2018 году были простои более 300 часов, в 2019 году были согласованные технологические отключения);


обеспечение гарантированных габаритов судовых ходов на р. Колыма и на баровом участке (перекат сухарный на 32 км), где в последние годы наблюдается маловодный цикл.


При поддержке федерального финансирования планируется провести:


проведение дноуглубительных работ на реке Колыма (до 2,5 м гарантированной глубины);