Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года



3.4. Реализация крупных инвестиционных и инфраструктурных проектов


По запасам минеральных ресурсов месторождения Восточной Арктики имеют общефедеральное значение, а в ряде случаев - мировую значимость. Здесь расположены крупнейшие месторождения золота, олова, меди, редкоземельных металлов, разработка которых сдерживается отсутствием необходимой транспортной и энергетической инфраструктуры.


Экономика Арктической зоны Российской Федерации в целом ориентирована на Северный Ледовитый океан, на изучение, освоение и эксплуатацию богатейшей природно-ресурсной базы с учетом системообразующей роли Северного морского пути в социально-экономическом развитии приарктических регионов и территорий.


Промышленный и транзитный векторы новой модели развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) связаны с освоением перспективных месторождений минерально-сырьевых ресурсов материковой части и континентального шельфа морей Лаптевых и Восточно-Сибирского и созданием мультимодальных транспортных узлов на основе арктического судоходства современной модификации.


Специфика арктической экономики такова, что больше шансов на коммерческий успех имеют крупные проекты, осуществляемые комплексно. Однако большой срок их окупаемости требует принятия преференциальных мер и специальных адресных мер экономического стимулирования. Важнейшее условие устойчивого развития Арктической зоны состоит в создании институциональной основы реализации арктической политики с участием государства, бизнеса, науки, структур гражданского общества (некоммерческих организаций и др.), коренных народов на основе взаимной ответственности и внедрения гражданско-правовых основ в отношения между государством и природопользователями.


Инвестиционные проекты будут реализовываться в правовом режиме Арктической зоны Российской Федерации, предусматривающем оказание мер государственной поддержки и порядок осуществления предпринимательской деятельности, определенных в рамках Федерального закона о государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации.


Реализация Стратегии предполагает разработку механизмов согласования и принятия нормативно-правовых актов, регулирующих взаимоотношения коренных малочисленных народов Севера с хозяйствующими субъектами, ведущими свою деятельность на территориях традиционного природопользования, в том числе порядка передачи отдельных участков под промышленное использование на условиях компенсационных договоров.


Меры, направленные на повышение степени "локализации" эффектов от развития минерально-сырьевого комплекса Арктической зоны Республики Саха (Якутия), должны предусматривать:


формирование и поддержка цепочек создания добавленной стоимости: от проведения геологоразведочных работ до получения продуктов переработки сырья на территории Республики Саха (Якутия);


создание благоприятных условия для реализации крупных проектов - содействие строительству якорной инфраструктуры на территории Республики Саха (Якутия);


расширение степени участия местных предприятий, организаций и учебных заведений в решении производственно-технических проблем и вопросов компаний минерально-сырьевого комплекса;


усиление кооперационных связей в процессе реализации проектов освоения месторождений и создания производственно-технологической инфраструктуры, совместное создание якорной инфраструктуры на принципах государственно-частного партнерства;


усиление внимания к аспектам корпоративной социальной ответственности компаний, их участие в социально-экономическом развитии Арктической зоны Республики Саха (Якутия), оказании содействия и поддержки местным производителям товаров и услуг.


Перечень реализуемых (планируемых к реализации) крупных инфраструктурных и инвестиционных проектов Арктической зоны Республики Саха (Якутия) в инновационном варианте представлен в приложении N 3 к Стратегии.