Для обеспечения перехода к предоставлению мер социальной поддержки без сбора с граждан документов, предоставления мер социальной поддержки в максимально сжатые сроки и снижения материальных и трудовых затрат в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях на предоставление региональных и муниципальных мер социальной поддержки планируется создание организационно-технологической модели использования всеми исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления единой цифровой платформы и возможности передачи функций по назначению и предоставлению региональных и муниципальных мер социальной поддержки единой уполномоченной организации на федеральном уровне.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2023 года N 1184-р. - См. предыдущую редакцию)
"Социальное казначейство" является моделью предоставления мер социальной поддержки, оказания государственных услуг в сфере социальной защиты федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления посредством использования единой цифровой платформы, обеспечивающей реализацию принципов клиентоцентричности государства, адресности и эффективности мер социальной поддержки.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2023 года N 1184-р. - См. предыдущую редакцию)
Реализация модели "Социальное казначейство" позволит предоставлять меры социальной поддержки на основании выявления жизненных обстоятельств у граждан без представления ими документов, за исключением необходимости представления заявления в случае невозможности по объективным причинам предоставления мер социальной поддержки в проактивном формате (формат "Социальное казначейство"), например, распоряжение материнским капиталом с выбором направления распоряжения. Также предоставление мер социальной поддержки будет осуществляться с минимальными трудозатратами и в сжатые сроки.
При этом исполнительные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления смогут более эффективно осуществлять свои полномочия по установлению конкретных мер социальной поддержки, исходя из социально-экономической ситуации за счет наличия необходимых данных для принятия решений по установлению категорий получателей и условий получения.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2023 года N 1184-р. - См. предыдущую редакцию)
Для перехода к предоставлению мер социальной поддержки в формате "Социальное казначейство" планируется реализовать следующие механизмы:
возможность использования единой цифровой платформы исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления для назначения мер социальной поддержки, начиная от приема заявления гражданина на предоставление меры социальной поддержки до фактического ее оказания;
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2023 года N 1184-р. - См. предыдущую редакцию)
возможность передачи отдельных функций Пенсионному фонду Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации) по предоставлению региональных и муниципальных мер социальной поддержки, осуществляемых исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2023 года N 1184-р. - См. предыдущую редакцию)
В соответствии с реализуемыми процессами при использовании единой цифровой платформы взаимодействие с гражданами будет осуществляться в электронном виде посредством единого портала, а также будет обеспечено межведомственное взаимодействие с государственными органами и организациями в электронном виде, необходимое для исключения сбора документов на бумажных носителях.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2023 года N 1184-р. - См. предыдущую редакцию)
Предусматривается возможность использования исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления собственных информационных ресурсов, которые будут соответствовать требованиям, для обеспечения взаимодействия с гражданами в электронном виде.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2023 года N 1184-р. - См. предыдущую редакцию)
Организация межведомственного взаимодействия при предоставлении мер социальной поддержки налажена должным образом не во всех субъектах Российской Федерации, требуются существенная доработка и дополнительное финансирование информационных систем (ресурсов) субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" информация о назначении гражданам мер социальной поддержки размещается назначающими их органами в собственных информационных ресурсах и впоследствии передается в единую государственную информационную систему социального обеспечения, что приводит к частичному дублированию сведений, в том числе персональных данных граждан.
У значительного количества исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, предоставляющих меры социальной поддержки, отсутствуют информационные системы, обеспечивающие выполнение функций по назначению и предоставлению мер социальной поддержки, существует потребность у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований не только в передаче сведений из информационных ресурсов в единую государственную информационную систему социального обеспечения, но и в назначении и предоставлении мер социальной поддержки посредством данной системы.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2023 года N 1184-р. - См. предыдущую редакцию)
Также большинство исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не имеют возможности получения в рамках межведомственного электронного взаимодействия необходимой информации при предоставлении мер социальной поддержки. Таким образом, граждане представляют документы на бумажных носителях, которые им необходимо получать в различных государственных органах посредством их посещения.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2023 года N 1184-р. - См. предыдущую редакцию)
В настоящее время на региональном уровне предоставляются меры социальной поддержки, количество которых достигает 20 тысяч и которые предоставляются исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, однако значительное количество мер социальной поддержки отсутствует на едином портале, что не позволяет гражданам взаимодействовать с исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде при получении мер социальной поддержки.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2023 года N 1184-р. - См. предыдущую редакцию)
Предлагается введение подхода, при котором весь процесс от приема заявления гражданина о предоставлении мер социальной поддержки до фактического ее оказания осуществляется непосредственно в единой цифровой платформе.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2023 года N 1184-р. - См. предыдущую редакцию)
Реализация указанных мероприятий планируется в том числе посредством внесения изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" в связи с законодательным закреплением правовых основ создания и функционирования единой цифровой платформы.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2023 года N 1184-р. - См. предыдущую редакцию)