Действующий

Об утверждении Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года (с изменениями на 21 октября 2024 года)

V. Реализация мероприятий по трансформации процессов посредством создания единой цифровой платформы


Реализация мероприятий по кардинальной оптимизации процессов основной и обеспечивающей деятельности невозможна без создания единой цифровой платформы на основании разработанного системного проекта по внедрению цифровых технологий и платформенных решений (далее - системный проект), посредством которой планируется обеспечивать осуществление функций Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, а также предоставление региональных и муниципальных мер социальной поддержки исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2023 года N 1184-р. - См. предыдущую редакцию)

Единая цифровая платформа, спроектированная в рамках системного проекта, должна представлять собой совокупность взаимосвязанных цифровых систем, подсистем и сервисов, предназначенных для обеспечения эффективного взаимодействия государства, граждан и бизнеса в рамках решения задач социальной поддержки населения.

В целях обеспечения максимальной эффективности достижения результатов создания единой цифровой платформы необходимо выполнить мероприятия по нормативно-правовому регулированию, изменяющие процессы оказания соответствующих государственных услуг и функций после ввода в эксплуатацию единой цифровой платформы.

Ключевые положения разработанного системного проекта отражены в Концепции, включая план реализации Концепции согласно приложению.

Мероприятия по реализации системного проекта включают организационные и функциональные изменения, основной состав которых отражен в Концепции, включая план реализации Концепции. Детализированный состав мероприятий нормативно-правового регулирования для реализации системного проекта будет утвержден и в дальнейшем актуализироваться Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, координирующим вопросы государственной политики в сфере социального развития, в области повышения уровня жизни и доходов населения, социального страхования и пенсионного обеспечения.

При разработке и внедрении единой цифровой платформы необходимо руководствоваться в том числе следующими документами системного проекта:

целевая модель процессов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы;

целевая информационная модель (архитектура);

целевая архитектура ландшафта информационных систем;

целевая информационно-техническая инфраструктура Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и решения по обеспечению информационной безопасности;

план реализации мероприятий по переходу к целевой архитектуре системного проекта;

план изменений нормативных правовых актов Российской Федерации для реализации целевой модели процессов;

проекты технических требований к созданию и развитию информационных систем в рамках реализации целевой архитектуры;

методика оценки эффективности выполнения мероприятий по переходу к целевой архитектуре.

В рамках разработки единой цифровой платформы предусматривается три очереди выполнения работ. Не позднее окончания работ 1-й очереди на основании положений Концепции необходимо разработать и утвердить постановлением Правительства Российской Федерации порядок функционирования единой цифровой платформы, предусматривающий в том числе обеспечение доступа к ней, правовой режим информации и программно-технических средств, правила информационного взаимодействия единой цифровой платформы с иными информационными системами, а также порядок использования единой цифровой платформы.

В единой цифровой платформе должна быть реализована целевая архитектура работы с данными, порождаемыми в информационных системах других ведомств и необходимыми для определения прав граждан на получение мер социальной поддержки, установления жизненного события (сведения о доходах, имуществе, образовании граждан, в том числе о прохождении обучения в настоящий момент, сведения о факте и сроках прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службе, сведения о фактах и периодах отбывания наказания в местах лишения свободы, сведения о выплатах гражданину по линии других ведомств и другие виды сведений), а также для решения аналитических задач посредством направления запросов к ведомственным витринам национальной системы управления данными без сохранения данных других ведомств в базе данных единой цифровой платформы в случае, если это не предусмотрено положениями соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации.

Переход к целевой архитектуре работы с данными планируется осуществлять исходя из работ по созданию и внедрению национальной системы управления данными в соответствии со следующими этапами:

1-й этап, временный (соответствует 1-й очереди создания единой цифровой платформы, до 2022 года включительно). Данные собираются из ведомственных систем и хранятся в единой цифровой платформе. На этом этапе допускается использование данных ведомственных витрин национальной системы управления данными в соответствии с их доступностью без необходимости их сохранения в единой цифровой платформе;

2-й этап, переходный (соответствует 2-й очереди создания единой цифровой платформы, начиная с 2023 года). Часть данных собирается из ведомственных систем и хранится в единой цифровой платформе, с частью данных осуществляется работа в соответствии с целевой архитектурой;

3-й этап, целевой (соответствует 3-й очереди создания единой цифровой платформы, начиная с 2024 года). Работа с данными осуществляется в соответствии с целевой архитектурой.

При этом при реализации единой цифровой платформы и ее компонентов должна использоваться единая цифровая платформа Российской Федерации "ГосТех".

Структура единой цифровой платформы определяется исходя из следующего состава планируемых компонентов:

единые базовые реестры сферы социального обеспечения;

комплекс информационных систем клиентского обслуживания;

комплекс процессных информационных систем;

информационная система хранения, обработки и анализа данных;

интеграционная информационная система.