Реализация мероприятий по кардинальной оптимизации процессов основной и обеспечивающей деятельности невозможна без создания единой цифровой платформы на основании разработанного системного проекта по внедрению цифровых технологий и платформенных решений (далее - системный проект), посредством которой планируется обеспечивать осуществление функций Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, а также предоставление региональных и муниципальных мер социальной поддержки исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2023 года N 1184-р. - См. предыдущую редакцию)
Единая цифровая платформа, спроектированная в рамках системного проекта, должна представлять собой совокупность взаимосвязанных цифровых систем, подсистем и сервисов, предназначенных для обеспечения эффективного взаимодействия государства, граждан и бизнеса в рамках решения задач социальной поддержки населения.
В целях обеспечения максимальной эффективности достижения результатов создания единой цифровой платформы необходимо выполнить мероприятия по нормативно-правовому регулированию, изменяющие процессы оказания соответствующих государственных услуг и функций после ввода в эксплуатацию единой цифровой платформы.
Ключевые положения разработанного системного проекта отражены в Концепции, включая план реализации Концепции согласно приложению.
Мероприятия по реализации системного проекта включают организационные и функциональные изменения, основной состав которых отражен в Концепции, включая план реализации Концепции. Детализированный состав мероприятий нормативно-правового регулирования для реализации системного проекта будет утвержден и в дальнейшем актуализироваться Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, координирующим вопросы государственной политики в сфере социального развития, в области повышения уровня жизни и доходов населения, социального страхования и пенсионного обеспечения.
При разработке и внедрении единой цифровой платформы необходимо руководствоваться в том числе следующими документами системного проекта:
целевая модель процессов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы;
целевая информационная модель (архитектура);
целевая архитектура ландшафта информационных систем;
целевая информационно-техническая инфраструктура Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и решения по обеспечению информационной безопасности;
план реализации мероприятий по переходу к целевой архитектуре системного проекта;
план изменений нормативных правовых актов Российской Федерации для реализации целевой модели процессов;
проекты технических требований к созданию и развитию информационных систем в рамках реализации целевой архитектуры;
методика оценки эффективности выполнения мероприятий по переходу к целевой архитектуре.
В рамках разработки единой цифровой платформы предусматривается три очереди выполнения работ. Не позднее окончания работ 1-й очереди на основании положений Концепции необходимо разработать и утвердить постановлением Правительства Российской Федерации порядок функционирования единой цифровой платформы, предусматривающий в том числе обеспечение доступа к ней, правовой режим информации и программно-технических средств, правила информационного взаимодействия единой цифровой платформы с иными информационными системами, а также порядок использования единой цифровой платформы.
В единой цифровой платформе должна быть реализована целевая архитектура работы с данными, порождаемыми в информационных системах других ведомств и необходимыми для определения прав граждан на получение мер социальной поддержки, установления жизненного события (сведения о доходах, имуществе, образовании граждан, в том числе о прохождении обучения в настоящий момент, сведения о факте и сроках прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службе, сведения о фактах и периодах отбывания наказания в местах лишения свободы, сведения о выплатах гражданину по линии других ведомств и другие виды сведений), а также для решения аналитических задач посредством направления запросов к ведомственным витринам национальной системы управления данными без сохранения данных других ведомств в базе данных единой цифровой платформы в случае, если это не предусмотрено положениями соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации.
Переход к целевой архитектуре работы с данными планируется осуществлять исходя из работ по созданию и внедрению национальной системы управления данными в соответствии со следующими этапами:
1-й этап, временный (соответствует 1-й очереди создания единой цифровой платформы, до 2022 года включительно). Данные собираются из ведомственных систем и хранятся в единой цифровой платформе. На этом этапе допускается использование данных ведомственных витрин национальной системы управления данными в соответствии с их доступностью без необходимости их сохранения в единой цифровой платформе;
2-й этап, переходный (соответствует 2-й очереди создания единой цифровой платформы, начиная с 2023 года). Часть данных собирается из ведомственных систем и хранится в единой цифровой платформе, с частью данных осуществляется работа в соответствии с целевой архитектурой;
3-й этап, целевой (соответствует 3-й очереди создания единой цифровой платформы, начиная с 2024 года). Работа с данными осуществляется в соответствии с целевой архитектурой.
При этом при реализации единой цифровой платформы и ее компонентов должна использоваться единая цифровая платформа Российской Федерации "ГосТех".
Структура единой цифровой платформы определяется исходя из следующего состава планируемых компонентов:
единые базовые реестры сферы социального обеспечения;
комплекс информационных систем клиентского обслуживания;
комплекс процессных информационных систем;
информационная система хранения, обработки и анализа данных;
интеграционная информационная система.