Действующий

Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке нормативов градостроительного проектирования

VI. Определение значений расчетных показателей


Расчет показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами коммунальной, социальной, транспортной инфраструктур регионального и местного значения и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения рекомендуется проводить с учетом:

а) целевых показателей развития инфраструктур, установленных СПР, национальными проектами, документами стратегического планирования регионального и муниципального уровней;

б) сведений об объектах и показателях из отраслевых региональных и муниципальных программ;

в) действующих отраслевых методик, методических рекомендаций о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения, по развитию организаций сети социального обслуживания;

г) нормативов, установленных СП, СНиП, СанПиН;

д) демографической ситуации, тенденций изменения основных демографических показателей, информации о миграции населения;

е) национальных, культурных, климатических, географических и других особенностей территории.

1. Методы расчета показателей.

При определении значений расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального и местного значения могут использоваться различные методы и подходы или их сочетание. Рекомендуется выделить три основных метода:

а) нормативно-методический подход;

б) расчетный метод;

в) экспертная оценка.

1.1. Нормативно-методический подход является наиболее распространенным и рекомендуется к применению при наличии утвержденной отраслевой методики, которая может быть положена в основу расчета показателей минимально допустимого уровня обеспеченности теми или иными объектами.

В качестве примера можно привести использование действующей методики для расчета объектов в сфере культуры, утвержденной распоряжением Минкультуры России от 2 августа 2017 г. N Р-965 "Об утверждении Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации и ОМСУ по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры" (далее - Методические рекомендации Минкультуры).

Указанные Методические рекомендации Минкультуры содержат рекомендуемые нормы и нормативы размещения библиотек, объектов клубного типа, парков культуры, музеев различного уровня и многих других объектов культуры регионального и местного значения.

Норматив из Методических рекомендаций Минкультуры может быть скорректирован с учетом социологических исследований или региональной и (или) муниципальной специфики. В материалах по обоснованию основной части НГП в составе каждого раздела рекомендуется указывать перечни использованных методических рекомендаций, инструкций, СП, СанПиН и иных нормативных документов, а также ссылки на результаты социологических опросов и иные исследования в нормируемой области.

Для показателей минимальной обеспеченности и максимальной доступности, для которых рекомендуется использование нормативно-методического подхода, рекомендуемые ссылки на ведомственные методические рекомендации приведены в приложении N 4 к Рекомендациям (в том числе реквизиты методических рекомендаций, раздел или приложение в составе методических рекомендаций) в колонке "Ссылка на методические рекомендации (методику), методы расчета базового показателя".

При использовании для расчета указанных методик рекомендуется консультация с представителями профильных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, имеющих полномочия в соответствующей сфере.

Перечень методических рекомендаций, СП, СанПиН, иных нормативных документов, рекомендуемый к использованию при расчете предельных значений показателей, приведен в приложении N 5 к Рекомендациям. В случае выхода новой редакции ведомственных методических рекомендаций и СП при расчетах рекомендуется руководствоваться актуальной версией документа. Допускается использование ранее действовавших методических рекомендаций в справочно-информационных целях.

1.2. Расчетный метод рекомендуется применять в случаях однозначной математически определенной зависимости между расчетными параметрами и при условии возможности получения достоверных статистических данных и прогнозных данных высокой вероятности. В расчетных формулах не рекомендуется использовать избыточное количество переменных.

Примером использования расчетной методики может служить расчет минимально допустимого уровня обеспеченности местами в средней школе. Всеобщее среднее образование требует обеспечить местами всех детей в возрасте от 7 до 16 лет и некоторую долю детей в возрасте 17-18 лет. В то же время имеются статистические данные о численности детей в данных возрастных группах и можно сделать достоверный краткосрочный прогноз о том, как изменится это количество в течение 3-5 лет.

В формулу может быть введен коэффициент допустимой доли обучающихся во вторую смену в том случае, если в документах стратегического планирования не декларирован 100-процентный переход к обучению в одну смену. В результате может быть получен показатель минимальной обеспеченности местами в средней школе в расчете на 1000 детей школьного возраста с учетом краткосрочного прогноза изменения их численности.

При использовании расчетного метода исходные данные с указанием их источника и расчетные формулы рекомендуется приводить в материалах по обоснованию основной части НГП.

Примеры формул для расчета показателей минимально допустимого уровня обеспеченности населения объектами коммунальной, социальной, транспортной инфраструктур с описанием методики расчета в области среднего образования, среднего профессионального образования, дошкольного и дополнительного образования, автомобильных дорог (уличной сети), создания и обеспечения функционирования парковок, содержания мест захоронения, оказания ритуальных услуг, энергетики, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения приведены в приложении N 7 к Рекомендациям.

1.3. Экспертную оценку рекомендуется применять в сочетании с расчетным или нормативно-методическим подходом в тех случаях, когда полученные этими методами показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами требуют дополнительного обоснования или в недостаточной степени учитывают региональную или местную специфику. Например, экспертная оценка может дополнить нормативный расчет потребности в объектах клубного типа, скорректировав его с учетом социологических исследований или специфики территории муниципального образования, в том числе для территории городского округа, который был образован из муниципального района и в основном состоит из сельских территорий. В таком случае рекомендуется применять 2 разных коэффициента из Методических рекомендаций Минкультуры (потребность в клубных объектах в самом городе следует рассчитывать, как для городского округа, городского поселения, потребность на сельских территориях - как для сельских поселений).

Эффективным методом, дополняющим описанные ранее методы, может быть социологическое исследование.

Социологическое исследование позволяет выявить противоречия между существующим инфраструктурным развитием субъекта Российской Федерации, муниципального образования и представлениями населения о комфортной жизненной среде, зафиксировать различные группы интересов и определить приоритетные области развития с точки зрения потребительского спроса, определить особенности проведения населением досуга, установить соотношение взаимозамещающих видов объектов и спецификацию объектов одного вида, определить возможную долю участия коммерческого сектора в обеспечении достижения расчетных показателей.

Выполнение социологических исследований и опросов рекомендуются в следующих случаях: