Одним из этапов реформирования лесного хозяйства должно стать совершенствование распределения функций по управлению лесами между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации на принципах рационального сочетания федерализма и централизации в сфере государственного управления лесами.
С учетом складывающейся социально-экономической ситуации в стране и на основе сценариев развития отрасли предусматривается по результатам оценки возможных рисков, анализа последствий, создания финансово-экономической модели системы новых взаимоотношений поэтапный переход от института переданных полномочий в сфере лесных отношений к разделению на собственные полномочия субъектов Российской Федерации и полномочия Российской Федерации при сохранении государственной собственности на земли лесного фонда.
Корректировка федеральных и региональных полномочий по управлению лесами должна производиться с учетом региональных особенностей субъектов Российской Федерации, в том числе показателей развития лесной промышленности, площади земель лесного фонда в общей площади региона, лесистости, целевого назначения лесов, рекреационной нагрузки, вклада лесной отрасли в экономику региона и ряда других.
Для осуществления такой корректировки потребуется разработка на основе указанных показателей системы зонирования лесов и типовых моделей государственного управления лесами как государственным имуществом в части полномочий субъектов Российской Федерации и полномочий Российской Федерации, скоординированных с принципами организации и управления лесным комплексом в целом. Такой подход позволит обеспечить целостность регулирования лесных отношений и управления лесами при повышении мотивации к их рациональному использованию и эффективному воспроизводству, развитию лесной отрасли, сокращению правонарушений в лесной сфере.
Необходимо реализовать комплекс мер по повышению эффективности деятельности специализированных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных органам исполнительной власти в области лесных отношений субъектов Российской Федерации, в том числе осуществить оптимизацию сети учреждений, подведомственных уполномоченным в области лесных отношений органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; а также предоставить возможность осуществления указанными учреждениями переданных государственных функций и оказания ими услуг, осуществления работ в рамках приносящей доход деятельности.
Особого внимания требует управление лесами, имеющими существенное социально-экологическое значение (городские леса, леса "зеленого пояса" вокруг населенных пунктов). Это касается, прежде всего, правового статуса таких лесов, а также совершенствования системы ведения лесного хозяйства в них, направленной на сохранение и повышение их полезных функций.
Пристального внимания заслуживают леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения. В качестве первоочередной меры требуется проведение инвентаризации и учета лесов, расположенных на таких землях. Для эффективного вовлечения этих лесов в социально-экономическое развитие сельских территорий необходимо предложить модели хозяйственной деятельности, учесть интересы местного населения. Необходимо учитывать, что в лесах на землях сельскохозяйственного назначения, не используемых для сельскохозяйственного производства, как и в лесах на землях лесного фонда, должны обеспечиваться сохранение и увеличение поглощающей способности лесов, а также ее максимально возможный учет при реализации механизмов Парижского соглашения по климату от 12 декабря 2015 г., подписанного от имени Российской Федерации в г.Нью-Йорке 22 апреля 2016 г., принятого постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2019 г. N 1228 "О принятии Парижского соглашения" (далее - Парижское соглашение по климату).
С учетом особой роли лесов на землях сельскохозяйственного назначения, расположенных вблизи сельских населенных пунктов, необходимо установить режим лесопользования, обеспечивающий право граждан на благоприятную окружающую среду.
В лесах на землях любых категорий должна быть обеспечена система мер по обеспечению пожарной и санитарной безопасности, направленная на минимизацию потерь ценных лесных ресурсов и экосистем от огня, вредителей и болезней, сокращение случаев перехода огня на населенные пункты и объекты инфраструктуры, случаев опасного для здоровья и жизни людей задымления населенных пунктов. Необходимо исключить мотивы и стимулы к расчистке участков или уничтожению древесно-кустарниковой растительности путем выжигания и другими опасными способами.
В целях дальнейшего развития системы стратегического и среднесрочного планирования в лесном комплексе потребуется совершенствование на федеральном, региональном и муниципальном уровнях документов долгосрочного планирования и прогнозирования, в том числе государственной и региональных программ развития лесного хозяйства и лесной промышленности, лесных планов субъектов Российской Федерации, дальнейшего продолжения проектного планирования в лесной сфере.
Необходимо добиться обеспечения единого вектора развития лесопромышленного комплекса и координации государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" с государственной программой Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".
Важным аспектом совершенствования программно-целевого метода реализации Стратегии должен стать принцип межотраслевой синергии государственных программ лесного комплекса с государственными программами смежных отраслей экономики, в частности с государственной программой Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", в рамках которой предусматривается ряд мер государственной поддержки для жителей сельских территорий.
В целях разработки финансово-экономической модели новой системы взаимоотношений в лесном комплексе представляется целесообразным провести анализ эффективности выполнения хозяйственных услуг и функций и в последующем осуществить поэтапную централизацию на федеральном уровне тех из них, эффективность централизации которых будет подтверждена результатами проведенной аналитической работы. Это, в частности, хозяйственные услуги и функции, связанные с контролем за состоянием, выбытием и воспроизводством лесов, в том числе оказание услуг и выполнение работ по лесоустройству, проектированию лесных участков, разработке документов лесного планирования, ведению государственного лесного реестра, проведению лесопатологических обследований, оценке лесов, воспроизводству лесов и лесоразведению, организации лесного семеноводства на генетико-селекционной основе, организации системы опытных хозяйств, испытательных станций и полигонов, проведению электронных аукционов и открытых конкурсов, заключению соответствующих договоров на торгах, развитию информационных систем и реестров учета, движения и оборота лесных ресурсов.
Такая централизация позволит повысить экономическую эффективность лесного хозяйства, обеспечить достоверной и полной информацией о лесах, гарантировать выполнение работ по их охране, защите и воспроизводству.
На региональном уровне рекомендуется обеспечить учет целей и задач Стратегии при доработке стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, корректировке документов стратегического планирования субъектов Российской Федерации, группируя мероприятия по развитию лесного комплекса в рамках отдельно выделяемых задач или подпрограмм.
Наряду с этим потребуют уточнения полномочия органов исполнительной власти, особенно в части ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, формирования и содержания соответствующих федеральных сил и средств тушения лесных пожаров.
В целях повышения эффективности лесоуправления дальнейшее развитие должны получить такие инструменты, как лесоустройство, государственная инвентаризация лесов и система мониторинга лесов (лесопожарный и лесопатологический мониторинг, мониторинг радиационной обстановки в лесах, мониторинг воспроизводства лесов).
Необходимо уточнить порядок организации и финансирования работ по осуществлению лесоустройства с ориентиром на его централизацию. Объектом лесоустройства должно сохраниться лесничество как территориальная единица управления лесами и ведения государственного управления лесами. Лесоустройство должно организовываться централизованной федеральной государственной организацией. Это позволит сформировать единую государственную систему лесоучетных работ и актуальную информационную базу о состоянии, об использовании, охране, о защите и воспроизводстве лесов, которые смогут обеспечить возможность поддержки принятия обоснованных управленческих решений по различным вопросам лесных отношений.
Предусматривается поэтапная централизация выполнения работ по лесоустройству.
При этом необходимо добиться:
определения результатов лесоустройства как основы получения информации для лесного планирования, государственной инвентаризации лесов, ведения государственного лесного реестра и оценки лесов;
разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере лесоустройства с учетом категорий земель, на которых расположены леса;
передачи функций по осуществлению лесоустройства на землях лесного фонда на федеральный уровень с возложением обязанностей по осуществлению указанной деятельности на подведомственное федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области лесных отношений, государственное бюджетное учреждение;
введения правового института отвода и таксации лесосек;
введения квалификационных требований к лицам, выполняющим работы и оказывающим услуги по лесоустройству, отводу и таксации лесосек, а также установления ответственности указанных лиц за нарушения при проведении работ и оказании соответствующих услуг;
обеспечения автоматизированного сбора (ввода и обработки) материалов лесоустройства, данных об объемах и о финансировании лесоустроительных работ на основании доработки имеющихся информационных ресурсов;
перехода к единому перспективному планированию лесоустроительных работ на федеральном уровне с учетом определения зон интенсивного использования лесов и их критериев, обеспечивающему периодичность (цикличность) лесоустроительных работ;
нормативного установления требования о возможности предоставления лесного участка в аренду в целях заготовки древесины при наличии актуальных материалов лесоустройства.