МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 25 января 2021 года N ТВ-92/03

О направлении рекомендаций



Минпросвещения России направляет рекомендации по организации образовательного процесса во втором полугодии 2020/21 учебного года в условиях профилактики и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в организациях, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы; созданию условий для повышения мотивации участников образовательных отношений посредством реализации дополнительных образовательных программ различной направленности и организации внеурочной деятельности во втором полугодии 2020-2021 учебного года; реализации психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений во втором полугодии 2020-2021 учебного года.

Т.В.Васильева



Приложение



Рекомендации по особенностям организации образовательного процесса во втором полугодии 2020/21 учебного года в условиях профилактики и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в организациях, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы



В субъектах Российской Федерации предпринимаются меры по профилактике и предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции.

Учитывая различную динамику санитарно-эпидемиологической ситуации в субъектах Российской Федерации и общеобразовательных организациях в целях обеспечения оптимальных условий реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительных общеобразовательных программ во втором полугодии 2020/21 учебного года в дополнение к ранее направлявшимся в течение 2020 года в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования (совместное письмо Минпросвещения России и Роспотребнадзора об организации работы общеобразовательных организаций в 2020/2021 учебном году от 12 августа 2020 г. N ГД-1192/03 и др.), Минпросвещения России рекомендует.

1. Общеобразовательным организациям, организациям дополнительного образования детей:

1.1. Обеспечить реализацию основных и дополнительных общеобразовательных программ во втором полугодии 2020/21 учебного в полном объеме в штатном режиме с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований в условиях профилактики и распространения новой коронавирусной инфекции.

Учитывая различные формы реализации образовательного процесса, возможность использования различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий, рекомендуется пересмотреть учебный календарный график с целью оптимизации чередования учебного процесса и каникулярного времени с учетом введенных ограничений в первой половине 2020/21 учебного года. При этом следует учитывать примерные основные образовательные программы (далее - ПООП) всех уровней общего образования и производственный календарь на 2021 год.

Вместе с тем, учитывая, что разработка и утверждение образовательной программы относятся к компетенции общеобразовательной организации, обращаем внимание, что все изменения в календарный учебный график, являющийся частью образовательной программы, также должны быть утверждены.

1.2. На основе анализа результатов всероссийских проверочных работ (далее - ВПР), проведенных в сентябре - октябре 2020 года, с учетом методических рекомендаций Рособрнадзора, разработанных по их итогам, организовать деятельность по компенсации дефицитов знаний обучающихся, образовавшихся в связи с сокращением аудиторных форм организации образовательного процесса в первой половине 2020/21 учебного года. Данная деятельность должна выстраиваться с учетом необходимости достижения планируемых результатов освоения образовательной программы соответствующего уровня. При этом должны быть созданы условия, не допускающие превышения недельной образовательной нагрузки.

1.3. Обеспечить направленность деятельности общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей на поддержание высокого качества образования в особых условиях реализации образовательного процесса посредством:

организации уроков и дополнительных занятий по повторению и закреплению пройденного материала;

организации смешанного обучения (очного с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения) при реализации программ по предметам только при сохранении ограничительных мероприятий;

использования в образовательном процессе элементов Цифровой образовательной среды (электронный дневник, электронный журнал, информационные порталы и другие информационные ресурсы).

1.4. Обеспечить проведение промежуточной аттестации обучающихся по общеобразовательным программам в соответствии с порядком ее проведения, утвержденным локальным актом общеобразовательной организации, по итогам ее освоения в 2020/21 учебном году по каждому учебному предмету обязательной части учебного плана с учетом скорректированного календарного учебного графика.

1.5. Обеспечить качественную подготовку выпускников 9-х и 11-х классов к государственной итоговой аттестации, в том числе с использованием федеральных информационных ресурсов и федеральных телевизионных каналов, а также посредством специально организованных индивидуальных и групповых консультаций, дополнительных занятий, включая использование дистанционных образовательных технологий.

1.6. Предусмотреть обеспечение условий для педагогов по организации образовательного процесса в очной форме посредством:

выделения защищенного пространства для работы учителя в классе;

сопровождения образовательного процесса волонтерами из числа студентов педагогических университетов в случае удаленной работы учителя (65+ или имеющего показания к самоизоляции) с классом (помощник - посредник учителя в классе).

2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования:

2.1. Организовать взаимодействие общеобразовательных организаций, методических служб, организаций дополнительного образования, педагогических университетов и других заинтересованных организаций в целях поддержания высокого качества образования в особых условиях реализации образовательного процесса.

2.2. Обеспечить проведение итогового сочинения (изложения) с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований в условиях профилактики и распространения новой коронавирусной инфекции.

2.3. Обеспечить проведение итогового собеседования в сроки, установленные Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. N 189/1513 (зарегистрирован Минюстом России 10 декабря 2018 г., регистрационный N 52953), определив формат проведения, исходя из эпидемиологической ситуации в субъекте Российской Федерации.

2.4. Обеспечить проведение регионального и заключительного этапов всероссийской олимпиады школьников в очной форме с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований в условиях профилактики и распространения новой коронавирусной инфекции, используя опыт проведения единого государственного экзамена в 2020 году, в тесном контакте с территориальными органами Роспотребнадзора.

2.5. Обеспечить проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в соответствии с особенностями проведения и расписанием, утвержденными совместными приказами Минпросвещения России и Рособрнадзора с учетом требований Роспотребнадзора, используя опыт проведения единого государственного экзамена в 2020 году.

2.6. Организовать работу по обеспечению психологического сопровождения обучающихся, а также педагогических работников и специалистов системы образования с целью сохранения физического и психического здоровья в условиях реализации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий.

3. Организациям дополнительного профессионального образования субъектов Российской Федерации (институтам повышения квалификации работников образования, институтам развития образования):

3.1. Обеспечить адресное методическое сопровождение реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых школами с низкими образовательными результатами (по результатам ВПР).

3.2. Обеспечить методическое сопровождение деятельности педагогов по подготовке выпускников 9 и 11 классов к государственной итоговой аттестации, в том числе посредством использования ресурсов информационных сервисов и регионального телевидения.

4. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, организациям дополнительного профессионального образования субъектов Российской Федерации, общеобразовательным организациям, организациям дополнительного образования детей:

4.1. Активизировать проведение информационно-разъяснительной работы со всеми участниками образовательных отношений (персонал, родители (законные представители), обучающиеся:

о мерах сохранения здоровья, о мерах профилактики и снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции;

о возможных формах обучения, возможности реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий;

об имеющихся информационных ресурсах в поддержку образовательного процесса.

Приложение 2



Рекомендации по созданию условий для повышения мотивации участников образовательных отношений посредством реализации дополнительных образовательных программ различных направленностей и организации внеурочной деятельности во втором полугодии 2020-2021 учебного года



Дополнительное образование детей - наиболее гибкая и отзывчивая к запросам детей, общества и государства сфера образования. Именно система дополнительного образования способна повысить мотивацию детей к учебе в условиях ухудшения эпидемиологической ситуации.

При организации образовательного процесса по реализации дополнительных общеобразовательных программ необходимо руководствоваться в том числе Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28.

Особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ по направленностям (техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-гуманитарная) с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий определяются спецификой предметного содержания (художественное творчество, спорт, социальное творчество, основы научных знаний и т.п.), технологическими особенностями его освоения с учетом соотношения теоретической и практической составляющей (игровые, интерактивные, проектные технологии или репродуктивные методы работы), возрастными (дошкольники, младшие школьники, подростки) и психофизиологическими (дети с ограниченными возможностями здоровья) особенностями обучающихся.

Общие рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ в условиях активного внедрения электронного и дистанционного обучения:

По содержанию:

создание банка лекционного материала, подкрепленного методическими заданиями (вопросы и задания, упражнения, необходимые пояснения);

усиление акцента на самостоятельной творческой работе;

реализация сложных для понимания обучающимися тем в режиме видеотрансляции или обязательное подкрепление их с учетом модели взаимодействия педагога и обучающихся схемами, диаграммами, рисунками, компьютерными презентациями и другим наглядным материалом.

По организации:

организация регулярной обратной связи с обучающимися;

включение в учебный процесс планировщика задач (календари, доски задач);

использование возможности внешней интеграции (например, Trello и др.).

По форме проведения занятий:

разнообразие форм проведения занятий (прямые видеотрансляции, использование игровых видеоплатформ, сервиса "совместная интерактивная онлайн-доска" для совместной работы с обучающимися в реальном времени); использование нескольких каналов коммуникации.

В рамках реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья необходимо использовать электронные образовательные ресурсы, адаптированные к ограничениям их здоровья и восприятия информации (аудиофайл для лиц с нарушением зрения, видеофайл с титрами или сурдопереводом для лиц с нарушением слуха, тексты с иллюстрациями для учащихся с нарушениями в интеллектуальном иди эмоциональном развитии).

     Особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ по направленностям


Техническая направленность

С точки зрения реализации дополнительных общеобразовательных программ технической направленности через исследовательскую и проектную деятельность педагогу рекомендуется использовать:

инструменты структурного представления образовательного материала, например, Microsoft OneNote;

инструменты совместной организации проектной деятельности, например, Trello;

инструменты совместной работы над документами, например Google Docs или образовательную версию MS Office 365;

инструменты совместного структурирования и анализа результатов исследований и поиска информации, например, Miro;

коммуникационные системы, с возможностью организации командной работы, в том числе распределения задач, например, бесплатную образовательную версию Microsoft Teams.

Для реализации дополнительных общеобразовательных программ, в рамках которых изучается конструирование и программирование, необходимы как онлайн инструменты, так и гибридные инструменты с возможностью локализации данных и синхронизации с облаком. Для занятий по конструированию механических компонентов могут быть полезны такие платформы САПР как Tinkercad (для младших детей), Autodesk Fusion 360 или Siemens Solid Edge (для более старших возрастных групп). Для полигонального 3D моделирования можно использовать бесплатную платформу Blender. Эту платформу можно также использовать для рендера 3D сцен, анимаций и монтажа видео. Для изучения основ программирования существует большое количество бесплатных онлайн-платформ и бесплатного программного обеспечения как для персонального компьютера, так и для смартфонов.

Основные риски реализации дополнительных общеобразовательных программ технической направленности в дистанционном формате связаны с:

отсутствием доступа к инфраструктуре у детей и педагогов;

низкой квалификацией, включая низкую цифровую грамотность большей части педагогов;

физиологическими особенностями процесса обучения детей (например, при личном общении значительно эффективней работают зеркальные нейроны, отвечающие за эмпатию и обучение через наблюдение);

низкой эффективностью существующего подхода к дистанционному обучению для формирования большей части гибких компетенций;

негативным отношением родительского сообщества и сложившихся стереотипах о низкой эффективности дистанционного обучения.

Основные действия для повышения эффективности реализации дополнительных общеобразовательных программ технической направленности в дистанционном формате:

обеспечение доступности электронной информационно-образовательной среды для детей и их родителей;

повышение квалификации педагогов и/или обеспечение конкуренции в профессии;

разработка новых методик, позволяющих реализовать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся в командах с минимизацией традиционного лекционного формата занятий (в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ по Робототехнике все лекции можно записать в качестве видео, составить практический курс на Stepik и базу знаний по программе в OneNote, на видеовстречах обсуждать основные вопросы по теоретическому материалу, распределять задачи для решения образовательных кейсов и реализовывать знания на практикумах с помощью различных симуляторов или дистанционного подключения к полигонам, находящимся на территории Организации);

вовлечение родителей в образовательный процесс, т.к. в дистанционном формате нет ограничений доступа к освоению дополнительных общеобразовательных программ по сравнению с обычными занятиями в аудиториях.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»