МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 27 ноября 2020 года N 518

Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования, предъявляемые к предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов вертодромам"



В соответствии со статьей 48 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 2014, N 30, ст.4254), подпунктом 5.2.53.8 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342; 2018, N 52, ст.8275),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила "Требования, предъявляемые к предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов вертодромам".

2. Настоящий приказ действует в течение 6 лет со дня его вступления в силу.

И.о. Министра
А.В.Нерадько



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

29 января 2021 года,

регистрационный N 62270

     

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 27 ноября 2020 года N 518

     

Федеральные авиационные правила "Требования, предъявляемые к предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов вертодромам"

     

I. Общие положения.

1. Федеральные авиационные правила "Требования, предъявляемые к предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов вертодромам" (далее - Правила) разработаны в соответствии с требованиями статьи 48 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 2014, N 30, ст.4254), подпунктом 5.2.53.8 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342; 2018, N 52, ст.8275), приложением 14 к Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г.

________________

Ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 октября 1970 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 44) (https://store.icao.int/en/annexes/annex-14), вступила в силу для Российской Федерации 16 августа 2005 г. (далее - Конвенция).

II. Требования, предъявляемые к предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, вертодромам

     

     Класс и физические характеристики вертодромов

2. I, II и III классы вертодромов определяются по их физическим характеристикам.

3. Класс вертодрома определяется:

на однополосных вертодромах - классом взлетно-посадочной полосы (далее - ВПП);

на многополосных вертодромах - классом ВПП с искусственным покрытием (далее - ИВПП), а при ее отсутствии - грунтовой взлетно-посадочной полосы (далее - ГВПП), имеющей наибольшую длину.

4. Класс ВПП определяется длиной ВПП в соответствии с таблицей 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.

5. Ширина ВПП вертодрома должна быть не менее:

15 м - для ВПП класса III;

20 м - для ВПП классов I и II.

6. Ширина летной полосы (далее - ЛП) вертодрома должна быть не менее:

35 м - для ВПП класса III;

50 м - для ВПП классов I и II.

7. За каждым концом ВПП должен располагаться участок летной полосы длиной не менее 3 м при использовании вертолетами, выполняющими полеты в визуальных метеорологических условиях, и не менее 30 м - для полетов вертолетов, выполняющих полеты в приборных метеорологических условиях.

8. ЛП, расположенная по обе стороны от оси ВПП (на всем протяжении ЛП), должна быть спланирована и подготовлена, чтобы свести к минимуму риск повреждения вертолета при приземлении с недолетом или выкатывании за пределы ВПП.

Грунтовая поверхность ЛП в местах сопряжения с искусственными покрытиями элементов вертодрома (ИВПП, обочинами, рулежными дорожками) должна располагаться на одном уровне с ними.

9. В пределах ЛП не должно быть иных объектов, кроме тех, которые могут находиться там по своему функциональному назначению (визуальные средства), при этом данные объекты должны иметь ломкую и ослабленную конструкцию.

10. Ширина полос обеспыливания вдоль швартовочных площадок должна быть не менее:

5 м - для ВПП класса III;

10 м - для ВПП классов II;

12 м - для ВПП классов I.

11. В целях определения параметров рулежных дорожек (далее - РД) для каждой РД должны быть установлены индексы вертолетов, эксплуатируемых на данных РД. Индекс вертолета устанавливается по диаметру несущего винта и составляет:

индекс 1 - для вертолета с диаметром несущего винта до 16 м;

индекс 2 - для вертолета с диаметром несущего винта от 16 м до 22 м;

индекс 3 - для вертолета с диаметром несущего винта от 22 м и более.

12. Ширина РД должна быть не менее приведенной в таблице 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.

13. При движении по воздуху ширина воздушной РД для вертолетов должна быть не менее двойной наибольшей ширины шасси вертолетов.

14. С двух сторон РД с искусственным покрытием должны быть предусмотрены полосы обеспыливания. Общая ширина РД и двух полос обеспыливания должна быть не менее:

для вертолетов индекса 1 - 14 м;

для вертолетов индекса 2 - 22 м;

для вертолетов индекса 3 - 35 м.

При буксировке вертолетов по РД допускается отсутствие полос обеспыливания.

15. Радиус закругления РД по внутренней кромке покрытия в местах примыкания к ВПП и примыкания к отдельным местам стоянки (далее - МС) должен быть не менее:

для вертолетов индекса 1 - 12 м;

для вертолетов индекса 2 - 22 м;

для вертолетов индекса 3 - 35 м.

16. Расстояние между осевой линией РД и неподвижными препятствиями должно быть не менее приведенного в таблице 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.

17. Расстояние между осевыми линиями параллельных РД должно быть не менее приведенного в таблице 4 приложения N 2 к настоящим Правилам.

18. Расстояния между элементами вертодрома в зависимости от диаметра несущего винта (D) расчетного типа вертолета должны быть не менее:

а) между осями:

     ЛП и МС

- 3 D;

     РД и МС

- 1,5 D;

     РД и швартовочной площадкой

- 2 D;

     индивидуальных (смежных) МС

- 1,5 D;

б) между кромкой покрытия МС и неподвижными препятствиями - 1 D.

19. Размеры МС и швартовочных площадок должны соответствовать габаритам эксплуатирующихся вертолетов. Расстояние между концами лопастей винтов, стоящих и рулящих на собственной тяге вертолетов или вертолетов, буксируемых тягачом, должны быть в зависимости от диаметра несущего винта (D) расчетного типа вертолета не менее:

     при буксировке тягачом

- 0,25 D;

     при рулении на тяге несущего винта

- 0,5 D;

     при установке с разворотом в воздухе

- 2 D.

20. Искусственные покрытия и грунтовые элементы вертодрома (ВПП, РД, МС, перроны, швартовочные площадки, зоны безопасности) должны иметь несущую способность соответствующую руководству по летной эксплуатации (далее - РЛЭ) вертолета расчетного типа.

Данные о несущей способности покрытий элементов вертодрома представляются максимальной допустимой нормативная нагрузка на основную (условную) опору Fn и давлением в пневматиках (Ра) в соответствии с таблицей 5 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Покрытие может эксплуатироваться вертолетами без ограничения взлетной массы, если выполняется условие прочности:

FnFni[d]

где Fni[d] - расчетная максимальная взлетная нагрузка на основную (условную) опору любого типа вертолета, эксплуатируемого на данном элементе вертодрома.

В зависимости от дорожно-климатической зоны, в которой расположен вертодром, допускается указывать значения Fn, действие которого ограничено конкретным сезоном года с указанием сроков действия данного ограничения.

Если условие прочности не выполняется, оператор вертодрома обязан ввести ограничение взлетной массы вертолета.

21. Показатели несущей способности грунтовых элементов должны соответствовать прочности и плотности грунта для эксплуатируемых типов вертолетов согласно РЛЭ конкретного типа вертолета.

22. При введении на вертодроме ограничений массы вертолета, а также сроков действия значений максимальной допустимой массы на основную одноколесную опору они должны быть отражены оператором вертодрома в аэронавигационном паспорте вертодрома и документах аэронавигационной информации.

23. Требования к состоянию поверхности (ВПП, РД, перрон, МС) вертодромов:

а) На искусственных покрытиях ВПП не допускается наличие:

посторонних предметов или продуктов разрушения покрытия;

оголенных стержней арматуры;

уступов в швах между соседними кромками плит (трещин) высотой более 25 мм;

наплывов мастики высотой более 15 мм;

выбоин и раковин с размером в плане более 50 мм и глубиной более 25 мм, не залитых мастикой;

сколов кромок плит (трещин) шириной более 30 мм и глубиной более 25 мм, не залитых мастикой;

участков шелушения поверхности покрытий глубиной более 25 мм;

волнооброзований, образующих просвет под трехметровой рейкой более 25 мм (кроме вершин двускатного профиля и дождеприемных лотков);

снега толщиной более 100 мм, слякоти толщиной более 12 мм, воды толщиной более 10 мм.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»