Действующий

Об утверждении методических рекомендаций по вовлечению граждан, их объединений и иных лиц в решение вопросов развития городской среды (с изменениями на 2 сентября 2022 года)

6. Вовлечение граждан на этапах планирования и реализации проекта развития территории

     

6.1. В целях повышения уровня доверия граждан, их объединений и иных лиц к участникам разработки проекта развития городской среды и уровня лояльности к реализуемому проекту, а также в целях повышения компетенции граждан в вопросах развития общественных и дворовых территорий уполномоченным органам рекомендуется осуществлять постоянную коммуникацию с гражданами, их объединениями и иными лицами на всех этапах реализации проекта развития территории.

6.2. На этапе планирования проекта развития территории вовлечение граждан рекомендуется осуществлять в целях определения степени участия граждан, их объединений и иных лиц для каждого этапа реализации проекта развития территории, а также определения ресурсов, необходимых для проведения мероприятий по вовлечению, с составлением графика, указанного в пунктах 4.3-4.5 настоящих Методических рекомендаций.

6.3. На этапе инициирования проекта развития территории вовлечение граждан рекомендуется осуществлять в целях совместного выбора и согласования территории, определения целей, задач и функций территории.

6.3.1. На этапе инициирования проекта развития территории уполномоченным органам рекомендуется предоставить гражданам, их объединениям и иным лицам следующую информацию:

цели и задачи проекта;

влияние проекта на дальнейшее развитие территории населенного пункта, включая изменения, которые повлечет за собой реализация проекта;

характеристиках участка (места);

планируемый объем финансирования;

планируемые форматы вовлечения, с указанием места и сроков проведения мероприятий.

6.3.2. На этапе инициирования проекта развития территории рекомендуется:

а) информирование применять в случаях, когда в силу определенных причин территория, цели и задачи развития, а также функции территории заранее заданы или сформированы. В этом случае гражданам, их объединениям и иным лицам рекомендуется предоставить информацию о разрабатываемом проекте развития территории, сроках и этапах реализации проекта, планируемых форматах вовлечения на последующих этапах, а также о возможности инициировать собственный проект;

(Подпункт в редакции, введенной в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 2 сентября 2022 года N 723/пр. - См. предыдущую редакцию)

б) консультирование применять в случаях, когда необходимо совместно с жителями населенного пункта и (или) иными заинтересованными лицами определить территорию реализации проекта, исследовать мнения и пожелания жителей, уточнить цели, задачи и функции планируемого к разработке проекта, проверить градостроительные гипотезы, определить потенциальных участников развития территории и их планы в отношении использования территории;

в) соучастие применять в случаях, когда планируется сформировать ответственное сообщество, активно вовлеченное в реализацию проекта на всех этапах, в состав которого войдут руководители объединений граждан и организаций, в том числе субъектов предпринимательства. Соучастие на этапе инициирования предполагает предметное обсуждение целей и задач развития территории, выявление лиц, готовых принять участие в реализации проекта, сформировать первичные договоренности и перспективы сотрудничества;

г) партнерство применять в случае наличия организаций, заинтересованных в развитии территории и обладающих значительным ресурсом, который может быть дополнительно привлечен при реализации проекта. В качестве партнеров рекомендуется рассматривать бюджетные организации, реализующие иные федеральные проекты, региональные или муниципальные программы, мероприятия которых могут быть синхронизированы с мероприятиями, реализуемыми в рамках проекта развития территории, а также коммерческие организации, обладающие возможностями инвестирования в проект развития территории;

д) инициативное проектирование применять в случае наличия сформированного активного сообщества, в том числе в форме некоммерческой организации, готового предлагать собственные проекты, направленные на развитие территории населенного пункта и решение выявленных проблем на территории населенного пункта, а также принимать участие в реализации таких проектов, в том числе посредством финансового и (или) трудового участия.

(Подпункт дополнительно включен приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 2 сентября 2022 года N 723/пр)

6.4. На этапе разработки концепции проекта развития территории вовлечение граждан рекомендуется осуществлять в целях проведения предпроектного социокультурного исследования, формирования и согласования концепции проекта, в том числе с использованием методов соучаствующего проектирования, определения визуального облика архитектурных решений, функционального наполнения территории, а также формирования лояльного отношения к проекту у жителей населенного пункта и иных лиц.

6.4.1. На этапе разработки и согласования концепции проекта развития территории уполномоченным органам рекомендуется предоставить гражданам, их объединениям и иным лицам следующую информацию:

инструменты социокультурного исследования, применяемые разработчиком концепции проекта;

альтернативные варианты концепции проекта;

сведения об экспертах, участвующих в разработке концепции проекта;

сведения о разработке технического задания (далее - ТЗ), форматах вовлечения в разработку ТЗ, механизмах выбора исполнителя ТЗ.

6.4.2. На этапе разработки концепции проекта развития территории рекомендуется:

а) консультирование применять в случаях, когда необходимо получить дополнительную экспертную оценку разработанных вариантов концепции проекта и принятых решений. В рамках консультирования рекомендуется вовлекать представителей экспертного, предпринимательского сообщества, бюджетных организаций и учреждений, а также жителей населенного пункта в целях определения их потребностей и пожеланий, которые могут быть учтены при последующей разработке проекта и социокультурном программировании;

б) соучастие применять в целях совместной с гражданами и иными лицами разработки проекта развития территории, выработки совместных решений, урегулирования разногласий и достижения консенсуса между участниками вовлечения, повышения уровня ответственности участников вовлечения за реализованный проект, определения возможных способов участия в реализации программы развития территории. Вовлечение жителей населенного пункта может способствовать реализации проекта развития территории, востребованной у жителей и отвечающей потребностям различных групп населения и иных лиц;

в) партнерство применять в случаях, когда субъекты предпринимательской деятельности и (или) некоммерческие организации выступают заказчиками разработки проекта, заинтересованы в развитии территории и обладают значительными ресурсами для реализации проекта.