Недействующий

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 октября 2020 года N 05-25-53/28263

О направлении методических рекомендаций

____________________________________________________________________
Признано неактуальным на основании
письма Минприроды России от 23 марта 2023 года N 06-21-53/10323
____________________________________________________________________



Минприроды России в соответствии с п.2.4 Плана мероприятий ("Дорожной карты") по введению раздельного накопления и сбора твердых коммунальных отходов, утвержденного Заместителем Председателя Правительства В.В.Абрамченко 1 июня 2020 г. N 4586п-П11, направляет для учета в работе Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению раздельного накопления и сбора твердых коммунальных отходов с учетом лучших практик субъектов Российской Федерации, подготовленные совместно с публично-правовой компанией по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор".

М.К.Керимов



Приложение



Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению раздельного накопления и сбора твердых коммунальных отходов



Настоящие Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению раздельного накопления и сбора твердых коммунальных отходов (далее - Методические рекомендации) подготовлены в соответствии с пунктом 2.4 Плана мероприятий ("Дорожной карты") по введению раздельного накопления и сбора твердых коммунальных отходов, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Абрамченко 1 июня 2020 года N 4586п-П11.

Методические рекомендации подготовлены в целях внедрения раздельного накопления и сбора твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в субъектах Российской Федерации как составной части перехода на экономику замкнутого цикла, выполнения показателей федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проект "Экология", а также Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 января 2018 г. N 84-р.

Методические рекомендации предназначены для применения органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в области обращения с ТКО при внедрении и осуществлении раздельного накопления и сбора ТКО.

Термины и определения, используемые в Методических рекомендациях, соответствуют Федеральному закону от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и ГОСТ Р 54098-2010 "Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения".

Принципы экономики замкнутого цикла соответствуют Записке секретариата Комитета по инновационной деятельности, конкурентоспособности и государственно-частным партнерствам Европейской экономической комиссии Экономического и социального совета ООН от 28 марта 2018 года.

1. Общие положения

     

1.1. Настоящие Методические рекомендации устанавливают рекомендуемый к применению порядок организации деятельности по раздельному накоплению и сбору ТКО на территории субъекта Российской Федерации (далее - Примерный порядок).

1.2. Примерный порядок разрабатывается в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей среды и здоровья человека в целях предотвращения вредного воздействия ТКО на окружающую среду и здоровье человека, а также вовлечения ТКО в повторный хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья на территории субъекта Российской Федерации.

1.3. Отношения в области обращения с опасными, радиоактивными, биологическими, медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

1.4. В Примерном порядке используются определения, термины и понятия, определенные Законом N 89-ФЗ, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641", Жилищным кодексом Российской Федерации, а также следующие основные понятия:

потребитель - собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) договор на оказание услуг по обращению с ТКО;

раздельное накопление ТКО - раздельное складирование ТКО по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление);

утилизация ТКО - использование ТКО для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение ТКО, в том числе повторное применение ТКО по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование ТКО в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки; контейнер - мусоросборник, предназначенный для складирования ТКО, за исключением крупногабаритных отходов;

контейнерная площадка - место (площадка) накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также правилами благоустройства муниципальных образований и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров;

крупногабаритные отходы (КГО) - ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах;

бункер - мусоросборник, предназначенный для складирования КГО;

урна - емкость для накопления ТКО объемом до 0,5 кубического метра;

сухие отходы - виды ТКО, подлежащие утилизации, а именно: бумага, картон, пластик, полиэтилен, металл, стекло, годные к вторичной переработке, не загрязненные пищевыми отходами;

смешанные отходы - виды ТКО, в том числе не подлежащие утилизации, такие как: пищевые отходы, загрязненная упаковка от пищевых продуктов, средства личной гигиены;

мусоровоз - транспортное средство категории N, используемое для перевозки ТКО;

1.5. Организация деятельности, указанной в пункте 1.1 настоящего Примерного порядка, осуществляется в пределах своей компетенции уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, а также территориальной схемой обращения с отходами, в том числе ТКО (далее - Территориальная схема), посредством координации деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований субъекта Российской Федерации и регионального оператора, операторов по обращению с ТКО на территории субъекта Российской Федерации (далее - операторы) в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации.

1.6. Органы местного самоуправления городских поселений, городских округов и муниципальных районов субъекта Российской Федерации участвуют в организации своей деятельность в сфере раздельного накопления и сбора ТКО в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

1.7. Органы местного самоуправления, указанные в пункте 1.6 Примерного порядка, их должностные лица могут нести ответственность за нарушение требований Примерного порядка в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.8 Примерного порядка.

1.8. В случае, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации создание мест (площадок) накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО осуществляют другие лица, данные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.9. Юридическим и физическим лицам, находящимся и (или) осуществляющим любые виды деятельности на территории субъекта Российской Федерации, рекомендовано выполнять требования Примерного порядка при накоплении (в том числе раздельном накоплении) ТКО, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

2. Рекомендуемые требования к накоплению (в том числе к раздельному накоплению) ТКО

     

2.1. В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, Территориальной схемой ТКО подлежат накоплению (в том числе раздельному накоплению) в местах (площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и вывозу (транспортированию) на объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, определенные Территориальной схемой.

2.2. В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами:

а) в мусоропроводы и мусороприемные камеры многоквартирных домов (далее - МКД) (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в расположенные на контейнерных площадках контейнеры, бункеры, в том числе для раздельного накопления ТКО;

в) в индивидуальные контейнеры;

г) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование КГО осуществляется потребителями следующими способами:

а) в бункеры;

б) на специальных площадках для накопления КГО.

2.3. Накопление ТКО в общественных местах осуществляется с использованием урн, расположенных в местах, определенных органами местного самоуправления муниципальных образований субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями закона субъекта Российской Федерации.

2.4. Накопление ТКО на придомовой территории МКД осуществляется с использованием контейнеров, предназначенных для накопления ТКО, в том числе раздельного накопления ТКО на контейнерной площадке.

2.5. Накопление ТКО, образующихся на территориях садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений и индивидуальных жилищных строительств (далее - частные домовладения), осуществляется в индивидуальные контейнеры, контейнеры, находящиеся на оборудованной контейнерной площадке, в соответствии с утвержденным проектом планировки территории и проектом межевания территории в границах частных домовладений с учетом требований к накоплению ТКО, в том числе их раздельному накоплению.

2.6. Строительство и ремонт контейнерных площадок для накопления (в том числе раздельного) ТКО осуществляют органы местного самоуправления субъекта Российской Федерации, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

2.7. Собственникам частных домовладений целесообразно заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.

2.8. Сбор ТКО вне установленных мест (площадках) накопления ТКО, накопление ТКО способами, не предусмотренными порядками накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО является нарушением законодательства.

2.9. Раздельное накопление ТКО предусматривает разделение ТКО по группам однородных отходов и сбор разделенных групп ТКО на контейнерных площадках в соответствующие контейнеры, предназначенные для раздельного накопления ТКО, а также иными лицами, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации.

2.10. Раздельное накопление ТКО может организовываться органами местного самоуправления, региональным оператором, оператором по согласованию с региональным оператором на территории которых осуществляется раздельное накопление ТКО.

2.11. При раздельном накоплении ТКО из ТКО выделяются сухие отходы, подлежащие утилизации, - годные к вторичной переработке, не загрязненные пищевыми отходами.

2.12. Организация раздельного накопления ТКО на территории субъекта Российской Федерации осуществляется с помощью контейнерной системы раздельного накопления ТКО, при которой сухие отходы размещаются в одном/нескольких контейнерах с определенной цветовой индикацией. Смешанные отходы размещаются в контейнере с отличающейся цветовой индикацией.

2.13. Каждая контейнерная площадка на территории МКД субъекта Российской Федерации оборудуется отдельным контейнером (контейнерами) для сухих отходов, годных к переработке, и контейнерами для смешанных отходов.

2.14. Срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток:

плюс 5°С и выше - не более 1 суток;

плюс 4°С и ниже - не более 3 суток.

В районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территориях Арктической зоны, а также в труднодоступных и малочисленных населенных пунктах главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации принимают решение об изменении срока временного накопления ТКО с учетом среднесуточной температуры наружного воздуха на основании санитарно-эпидемиологической оценки.

2.15. При наличии на контейнерной площадке отдельных контейнеров для сухих и смешанных отходов мусоропровод в МКД необходимо использовать только для смешанных отходов. Сухие отходы, годные к переработке, отдельным пакетом выносятся непосредственно на контейнерную площадку и размещаются в контейнере, предназначенном для раздельного накопления ТКО.

2.16. Сортировка отходов из мусоросборников, а также из мусоровозов не допускается в местах (площадках) накопления ТКО.

2.17. Мусоровозы рекомендуется подвергать мойке с дезинфекцией не реже 1 раза в 10 календарных дней.

3. Рекомендуемые требования к контейнерам

     

3.1. Контейнер для раздельного накопления сухих отходов представляет собой опорожняемый металлический контейнер, в том числе сетчатый, емкостью 0,7-1,2 куб.м, который выгружается с помощью мусоровозов.

3.2. В целях недопущения частичного изъятия ТКО, накапливаемых раздельно, контейнер для сухих отходов оборудуется замком или запирающим устройством.

3.3. Контейнер для раздельного накопления ТКО имеет маркировку, соответствующую разработанному единому стандарту оформления системы раздельного накопления ТКО на территории субъекта Российской Федерации согласно приложению, с содержанием информации о видах ТКО, подлежащих накоплению в соответствующем контейнере.

3.4. Необходимое количество контейнеров на контейнерной площадке и их вместимость определяются исходя из численности населения, использующих контейнеры, и нормативов накопления отходов.

Определить количество контейнеров на контейнерных площадках необходимо в рамках законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и допускается не более 10 контейнеров для накопления ТКО, в том числе для раздельного накопления ТКО, и 2 бункеров для накопления КГО.

3.5. Количество и объем контейнеров могут быть изменены по заявлению собственников помещений в МКД и частных домовладельцев либо уполномоченным собственниками лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, при этом уменьшение количества контейнеров для несортированных ТКО допускается только при условии осуществления такими лицами раздельного накопления ТКО.

3.6. Количество контейнеров, необходимых для накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО, образуемых юридическими лицами и физическими лицами, необходимо определять исходя из установленных нормативов накопления ТКО и в соответствии с условиями договора об оказании услуг по обращению с ТКО.

3.7. Контейнер для смешанных отходов представляет собой опорожняемый контейнер емкостью 0,7-1,2 куб.м, который выгружается с помощью мусоровозов.

При выборе контейнеров для смешанных видов отходов соблюдаются требования законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения:

- наличие крышек для предотвращения распространения запахов, растаскивания отходов животными и птицами, распространения инфекций, сохранения ресурсного потенциала отходов, предотвращения обводнения отходов;

- оснащение колесами, что позволяет выкатывать контейнер для опорожнения при вывозе мусороуборочной техникой;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»