Действующий
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 декабря 2020 года N 2366

Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации



Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации.

2. В соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" установить, что работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море, прилежащей зоне и исключительной экономической зоне Российской Федерации относятся к видам аварийно-спасательных работ.

3. Министерству транспорта Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти утвердить в 6-месячный срок требования к составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации.

4. Установить, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации разрабатывает и утверждает методику расчета финансового обеспечения осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным биоресурсам, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации.

5. Установить, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и Федеральное агентство по рыболовству являются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, которым организация, осуществляющая эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, деятельность по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, направляет уведомление о наличии финансового обеспечения осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, предусмотренного статьей 22_2 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" и статьей 16_1 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", а также о составе такого финансового обеспечения.

6. Реализация настоящего постановления федеральными органами исполнительной власти осуществляется в пределах установленной Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации предельной численности работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

7. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 декабря 2020 года N 2366



Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации



I. Общие положения

     

1. Настоящие Правила в соответствии со статьей 22_2 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" и статьей 16_1 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" устанавливают:

требования к содержанию плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации (далее - план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов);

порядок проведения комплексных учений по подтверждению готовности организации, осуществляющей эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

порядок выдачи заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации (далее - разливы нефти и нефтепродуктов);

порядок уведомления об утверждении плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

порядок оповещения федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, территории которых примыкают к участку разлива нефти и нефтепродуктов, а также Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" о факте разлива нефти и нефтепродуктов;

порядок привлечения дополнительных сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для осуществления мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

2. Настоящие Правила применяются в отношении организаций, осуществляющих эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, деятельность по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, а также в отношении организаций, осуществляющих создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок, сооружений, проведение буровых работ, прокладку подводных кабелей, трубопроводов в пределах российского сектора Каспийского моря (далее - эксплуатирующая организация).

II. Требования к содержанию плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов

     

3. План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов эксплуатирующей организации должен содержать следующие разделы с изложением в них соответствующей информации:

а) общие сведения об эксплуатирующей организации, в том числе о видах деятельности, для осуществления которых разработан план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

б) сведения о потенциальных источниках разливов нефти и нефтепродуктов;

в) максимальные расчетные объемы разливов нефти и нефтепродуктов;

г) прогнозируемые зоны распространения разливов нефти и нефтепродуктов (с учетом проектных решений по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов) с описанием возможного характера негативных последствий разливов нефти и нефтепродуктов для окружающей среды, населения и нормального функционирования систем его жизнеобеспечения;

д) перечень первоочередных действий производственного персонала при возникновении разливов нефти и нефтепродуктов;

е) действия собственных и (или) привлекаемых аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - собственные и (или) привлекаемые аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования);

ж) расчет достаточности собственных и (или) привлекаемых аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов с учетом применяемых для этих целей технологий;

з) состав собственных и (или) привлекаемых аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов;

и) расчетное время (сроки) ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов;

к) схема оповещения, схема организации управления и связи при разливах нефти и нефтепродуктов;

л) мероприятия по организации временного хранения и транспортировки собранной нефти и нефтепродуктов;

м) календарные планы оперативных мероприятий по ликвидации максимальных расчетных объемов разливов нефти и нефтепродуктов, в соответствии с которыми проводится документирование работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

4. К плану предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов эксплуатирующей организации прилагаются копии следующих документов:

документы о наличии собственных и (или) привлекаемых аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований для обеспечения мероприятий плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

документы об аттестации собственных и (или) привлекаемых аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований (свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ и паспорт аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований);

лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления I-IV классов опасности, в том числе подрядных организаций.

5. Максимальные расчетные объемы разливов нефти и нефтепродуктов принимаются для следующих объектов:

а) нефтеналивные самоходные и несамоходные суда, суда для сбора и перевозки нефтесодержащих вод, плавучие нефтехранилища, нефтенакопители и нефтеналивные баржи (имеющие разделительные переборки) - 2 смежных танка максимального объема. Для указанных судов с двойным дном и двойными бортами - 50 процентов 2 смежных танков максимального объема;

б) нефтеналивные баржи (не имеющие разделительных переборок) - 50 процентов их общей грузоподъемности;

в) морские поисковые, разведочные и эксплуатационные скважины - объем нефти, рассчитанный за 3 суток по одной фонтанирующей скважине с максимальным дебитом;

г) морские нефтяные терминалы, причалы в морском порту, выносные причальные устройства, внутриобъектовые трубопроводы - 100 процентов объемов нефти и (или) нефтепродуктов при максимальной прокачке за время, необходимое на остановку прокачки по нормативно-технической документации и закрытие задвижек на поврежденном участке;

д) подводные трубопроводы при разрыве - 25 процентов максимального объема прокачки за время между последовательным осмотром (мониторингом), установленное распорядительной или нормативно-технической документацией эксплуатирующей организации. Для трубопроводов, оборудованных дистанционными системами обнаружения утечек нефти и (или) нефтепродуктов, системами контроля режимов работы трубопроводов, - 100 процентов объема нефти и (или) нефтепродуктов при максимальной прокачке за время срабатывания системы по нормативно-технической документации и закрытия задвижек на поврежденном участке;

е) склады нефти и (или) нефтепродуктов, склады горюче-смазочных материалов и другие емкости для нефти и (или) нефтепродуктов, входящие в состав технологических установок или используемые в качестве технологических аппаратов, - 100 процентов объема одной наибольшей емкости. В случае использования в качестве склада (накопителя) стационарно закрепленных в соответствии с проектной документацией нефтеналивных самоходных и несамоходных судов, нефтеналивных барж максимальные расчетные объемы разливов нефти и нефтепродуктов принимаются в соответствие подпунктами "а" и "б" настоящего пункта.

6. Значения максимальных расчетных объемов разливов нефти и нефтепродуктов для искусственного острова, установки, сооружения и других объектов эксплуатирующих организаций, не указанных в пункте 5 настоящих Правил, определяются на основании расчетов, проведенных в проектной документации на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и эксплуатацию объектов хозяйственной и иной деятельности. Указанные расчеты должны быть включены в соответствующие разделы плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов эксплуатирующей организации.

III. Порядок проведения комплексных учений по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов

     

7. Комплексные учения по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов (далее - комплексные учения) проводятся перед утверждением плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в соответствии с частью второй статьи 22_2 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" или пунктом 2 статьи 16_1 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".

Комплексные учения перед утверждением плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов эксплуатирующих организаций, осуществляющих деятельность по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, не проводятся.

8. Руководитель или уполномоченное лицо эксплуатирующей организации (далее - заявитель) в электронной форме направляет на электронную почту Федерального агентства морского и речного транспорта, указанную на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - электронная почта Федерального агентства морского и речного транспорта), не позднее чем за 30 рабочих дней до планируемой даты проведения комплексных учений заявление, в котором указываются:

а) полное и сокращенное наименование (при наличии), организационно-правовая форма эксплуатирующей организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя, контактный телефон, адрес электронной почты и адрес эксплуатирующей организации;

б) планируемые даты (основная и резервная), время и место проведения комплексных учений;

в) дата направления заявления.

9. К заявлению прилагаются оформленные в электронной форме план комплексных учений и копия разработанного заявителем проекта плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

10. План комплексных учений должен включать информацию:

а) об учебных целях;

б) о времени и районе (месте) проведения комплексных учений;

в) о составе собственных и (или) привлекаемых аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов;

г) об исходной обстановке (аварийном объекте, источнике загрязнения);

д) о порядке развертывания и свертывания собственных и (или) привлекаемых аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований при проведении комплексных учений (описание, схемы, планы и карты развертывания и свертывания собственных и (или) привлекаемых аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований);

е) об организации руководства комплексными учениями, управления и связи;

ж) о мерах безопасности при подготовке и проведении комплексных учений.

11. К плану комплексных учений прилагается таблица, которая должна содержать следующие сведения:

а) мероприятия комплексных учений и учебные вопросы (указываются перечень, порядок и последовательность мероприятий в хронологическом порядке);

б) оперативное и астрономическое (местное) время начала и окончания каждого мероприятия комплексных учений;

в) команды руководителя комплексных учений, руководителя на месте действия, доклады, приказы, указания, распоряжения участников комплексных учений во время каждого мероприятия комплексных учений;

г) ожидаемые решения и действия участников комплексных учений.

12. Федеральное агентство морского и речного транспорта в течение 15 рабочих дней со дня поступления заявления и прилагаемых к нему документов рассматривает заявление и представленные документы на предмет их комплектности и соответствия требованиям пунктов 8-11 настоящих Правил.