Действующий

Об утверждении Федеральных авиационных правил "Аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов"

Приложение N 6
к Правилам, утвержденным
приказом Минтранса России
от 26 ноября 2020 года N 517
(пп.169)

     

Минимальные требования к полигонам для подготовки персонала расчетов АСК в реальной обстановке



1. Учебно-тренировочный полигон (далее - полигон), предназначенный для подготовки и обучения личного состава аварийно-спасательного подразделения и расчетов АСК, выполняющих неотложные работы, должен быть на аэродроме.

2. На полигоне должны размещаться следующие объекты:

самолет-тренажер (учебное ВС);

площадка для тушения пожара разлитого авиатоплива;

площадка для тушения истекающего авиатоплива;

площадка для тушения пожара на двигателе;

площадка для тушения пожара шасси;

элементы конструкции фюзеляжа;

дымокамера;

огневая полоса психологической подготовки.

3. В случае невозможности разместить все объекты на одной площади полигона, допускается располагать их на отдельных участках.

4. Характеристики объектов полигона.

4.1. Самолет-тренажер оборудуется на списанном с эксплуатации ВС и предназначен для отработки практических действий аварийно-спасательного подразделения по проникновению на борт ВС, тушению модельного пожара внутри салона, работе в непригодной для дыхания среде, эвакуации пострадавших из салонов ВС, проникновению в багажно-грузовой отсек, тушению пожара в багажно-грузовом отсеке, разборке груза в "горящем" отсеке, а также для отработки действий расчетов, выполняющих неотложные работы.

При тренировках на самолете-тренажере используются манекены и наборы имитаторов ранений и поражений.

В зоне самолета-тренажера размещаются площадки или поддоны размерами 2x2 м, горение на которых имитирует условия работы спасателей на самолете при остаточных очагах наружного пожара.

4.2. Площадка для проведения упражнений по тушению пожаров разлитого авиатоплива с размерами 15x20 м должна быть разделена на 3 участка, два из которых размерами 7,5x10 м предназначены для отработки упражнений по тушению ручными пожарными стволами, третий размером 15x10 м предназначен для тушения лафетными стволами и бамперными установками тушения пожара самолета. Площадка сооружается на основе цементных и бетонных материалов с бортиками высотой 20-25 см.

4.3. Площадка для упражнений по тушению истекающего авиатоплива имеет размеры 2x3 м, сооружается на основе цементных, бетонных или металлических материалов с бортиками высотой 20-25 см. На расстоянии 6-7 м от площадки на высоте 1,5-2,0 м устанавливается емкость для авиатоплива, от емкости на высоте 0,8-1,0 м прокладывается трубопровод с перекрывным краном. Трубопровод заканчивается щелевидным раструбом, размещенным над серединой площадки.

4.4. Площадка для проведения упражнений по тушению пожаров на двигателе имеет размеры 2x4 м, выполняется на грунте с бортиками по периметру площадки высотой 15-20 см. На площадке устанавливается опора, на которой (на высоте 3,0-3,5 м) смонтирован списанный двигатель (или макет двигателя) в мотогондоле.

В мотогондоле устанавливается поддон с горючим материалом (например, ветошью), пропитанным авиатопливом.

4.5. Площадка для упражнений по тушению пожаров на шасси имеет размеры 2x4 м, изготавливается из цементных, бетонных или металлических материалов с высотой бортиков 10-15 см, имеет углубление в средней части, где устанавливается основная опора шасси со списанного самолета. При проведении упражнения на площадку заливается и поджигается авиатопливо.

4.6. Элемент конструкции фюзеляжа должен обеспечивать выполнение упражнений с пожарно-техническим вооружением (стволы-пробойники, механизированные пилы, пожарные топоры).

4.7. Огневая полоса состоит из элементов "Лабиринт" и "Трап над приямком с горящей жидкостью".

4.7.1. "Лабиринт" представляет собой объемную конструкцию площадью 12x7 м, выполненную из сварных металлических прутьев, расположенных на расстоянии 10 см друг от друга. Внутренняя часть состоит из сети металлических преград с изменяющейся планировкой и шириной проходов 1,2 м. "Лабиринт" имеет два основных проема - вход и выход, а также три аварийных выхода. Для создания дымового и огневого эффектов внутри лабиринта используются семь емкостей для промасленной ветоши, расположенных на высотах 0,8-1,0 м.

4.7.2. "Трап над приямком с горящей жидкостью" состоит из сварных металлических конструкций длиной 6,5 м и шириной 1 м и по всей длине оборудован ограждающими поручнями высотой 1 м. Трап расположен над бетонированным приямком с размерами в плане 6x3 м и глубиной 0,5 м. Приямок заполняется промасленной ветошью или горючей жидкостью.