МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 26 ноября 2020 года N 517

Об утверждении Федеральных авиационных правил "Аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов"



В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 69 и статьей 90 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 2015, N 29, ст.4380), подпунктом 5.2.53.8 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342; 2018, N 52, ст.8275),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила "Аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов" (далее - Правила).

2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

3. Требование к вывозимому количеству дополнительных огнетушащих веществ на аэродромных пожарных автомобилях, указанное в таблице 1 Приложения N 3 к Правилам, и требование к наличию огневой полосы психологической подготовки, указанное в пункте 2 Приложения N 6 к Правилам, вступают в силу с 1 января 2025 г.

4. Часть третья пункта 21 Правил и пункта 33 Правил вступают в силу с 1 января 2026 г.

И.о. Министра
А.В.Нерадько



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

31 декабря 2020 года,

регистрационный N 62008          

     

     УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 26 ноября 2020 года N 517

     

Федеральные авиационные правила "Аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов"

     

I. Общие положения

1. Федеральные авиационные правила "Аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов" (далее - Правила) устанавливают порядок организации оператором аэродрома аварийно-спасательного обеспечения полетов и проведения аварийно-спасательных работ на аэродромах и в районах аэродромов гражданской авиации.

________________

Приложение 14 том 1 к Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г., ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 октября 1970 г., вступила в силу для Российской Федерации 16 августа 2005 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 44) (https://store.icao.int/en/annexes/annex-14).

2. Применяемые в настоящих Правилах сокращенные наименования указаны в приложении N 1 к настоящим Правилам.

3. Вопросы в части пожарной безопасности объектов инфраструктуры аэропорта, организации и осуществления тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ, не регламентированные настоящими Правилами, подлежат разрешению в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и Федеральным законом от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".

________________

Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст.3649 (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ).

Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст.3503; 2019, N 27, ст.3524 (далее - Федеральный закон N 151-ФЗ).

II. Организация аварийно-спасательного обеспечения полетов воздушных судов

4. Оператор аэродрома осуществляет организацию аварийно-спасательного обеспечения полетов воздушных судов на аэродроме и в районе аэродрома гражданской авиации.

5. С целью организации аварийно-спасательного обеспечения полетов воздушных судов (далее - ВС) на аэродроме гражданской авиации, на котором выполняются полеты, оператором аэродрома устанавливается категория взлетно-посадочной полосы (далее - ВПП) по уровню требуемой противопожарной защиты (далее - УТПЗ).

6. Категория ВПП по УТПЗ устанавливается в соответствии с Таблицей 1 в зависимости от размеров наибольших ВС, допущенных к эксплуатации на аэродроме. Сначала проводится оценка общей длины наибольших ВС, а затем их максимальной ширины фюзеляжа. Если ширина фюзеляжа ВС превышает значение, указанное в Таблице 1, категория ВПП по УТПЗ, соответствующая общей длине ВС, устанавливается на одну единицу выше (за исключением десятой).

Таблица 1

Категория аэродрома по УТПЗ

Общая длина воздушного судна, м

Максимальная ширина фюзеляжа воздушного судна, м

1

до 9, но не включая 9

2

2

от 9 до 12, но не включая 12

2

3

от 12 до 18, но не включая 18

3

4

от 18 до 24, но не включая 24

4

5

от 24 до 28, но не включая 28

4

6

от 28 до 39, но не включая 39

5

7

от 39 до 49, но не включая 49

5

8

от 49 до 61, но не включая 61

7

9

от 61 до 76, но не включая 76

7

10

от 76 до 90, но не включая 90

8

7. Категория ВПП по УТПЗ может быть установлена на одну категорию ниже, если за прошедший год в течение трех самых интенсивных по полетам месяцев подряд количество взлетов, посадок ВС на аэродроме ВС самой высокой категории составляет менее 700.

Если в текущем году количество взлетов, посадок ВС самой высокой категории в течение трех самых интенсивных по полетам месяцев подряд превысило 700, оператор аэродрома обязан установить категорию ВПП по УТПЗ в соответствии с Таблицей 1 (без понижения).

Если статистика интенсивности полетов наибольших ВС отсутствует, категория ВПП по УТПЗ устанавливается с учетом настоящего пункта по планируемому количеству взлетов, посадок этих ВС в течение трех самых интенсивных по полетам месяцев подряд.

8. Для случаев, когда наибольшее для данного аэродрома ВС только планирует выполнение полетов (статистика интенсивности полетов отсутствует) категория аэродрома по УТПЗ может быть установлена с учетом пункта 7 настоящих Правил, исходя из того, что вместо фактических может использоваться планируемое количество операций такого ВС в течение трех подряд самых загруженных месяцев.

9. Аварийно-спасательное обеспечение полетов ВС грузовых модификаций может переквалифицироваться относительно установленной категории ВПП по УТПЗ в соответствии с Таблицей 2, при этом интенсивность их полетов не учитывается.

Таблица 2

Установленная категория ВПП по УТПЗ для всех типов ВС

Переквалификация категории ВПП по УТПЗ для грузовых ВС

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

5

7

6

8

6

9

7

10

7

10. Аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов на аэродроме и в районе аэродрома гражданской авиации осуществляется все время, пока на аэродроме разрешены полеты, независимо от факта выполнения полетов.

Оператор аэродрома гражданской авиации обязан в соответствии с главой XV настоящих Правил предоставлять службам аэронавигационной информации, органам обслуживания воздушного движения (далее - ОВД), эксплуатантам и экипажам всех ВС, использующих или планирующих использование аэродрома, информацию о категории ВПП по УТПЗ, в соответствии с которой на аэродроме осуществляется аварийно-спасательное обеспечение полетов.

11. Для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации (далее - ЧС) на аэродроме и в районе аэродрома оператором аэродрома создается аварийно-спасательная команда (далее - АСК), оснащенная аварийно-спасательными средствами.

Основной задачей АСК являются действия по тушению пожара и ликвидации ЧС (проведению аварийно-спасательных работ и неотложных работ) на аэродроме и в районе аэродрома, в первую очередь с целью спасения находящихся на борту ВС людей.

________________

Федеральный закон N 151-ФЗ.

12. АСК включает руководителя ликвидации ЧС; аварийно-спасательное подразделение службы противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения полетов (далее - СПАСОП), предназначенное для тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ (далее - АСР); расчеты для выполнения неотложных работ при ликвидации ЧС (далее - неотложные работы) (приложение N 16 к настоящим Правилам).

13. Оператор аэродрома разрабатывает План мероприятий на случай аварийной обстановки на аэродроме и в районе аэродрома (далее - Аварийный план), исполнение которого является обязательным всеми лицами, задействованными в тушении пожара и ликвидации ЧС (приложение N 2 к настоящим Правилам).

14. Расчеты для выполнения неотложных работ формируются из числа работников структурных подразделений оператора аэродрома и сторонних организаций, привлекаемых оператором аэродрома.

15. Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации ЧС на аэродроме и в районе аэродрома, осуществляет руководитель ликвидации ЧС СПАСОП (далее - РЛЧС).

Указания РЛЧС обязательны к исполнению всеми должностными лицами, участвующими в ликвидации ЧС на аэродроме и в районе аэродрома.

16. В случае режима ЧС, возникшей на аэродроме или в районе аэродрома, по решению руководителя оператора аэродрома в аэропорту создается оперативный штаб, осуществляющий свою деятельность в соответствии с положением об оперативном штабе, утверждаемым оператором аэродрома. В состав оперативного штаба входят должностные лица, уполномоченные на решение задач оперативного штаба.

III. Требования к аварийно-спасательным силам и средствам

17. Для обеспечения установленной категории ВПП по УТПЗ на аэродроме должны быть аварийно-спасательные силы и средства, находящиеся в постоянной готовности к действиям по тушению пожара и ликвидации ЧС. Количество и характеристики аварийно-спасательных сил и средств должны соответствовать требованиям настоящих Правил.

18. Если в районе аэродрома имеются водные пространства (море или другие крупные водоемы), заболоченные участки, горная и труднопроходимая местность, АСК должна располагать аварийно-спасательными транспортными средствами, позволяющими выполнять действия по тушению пожара и ликвидации ЧС в таких местах, или привлекать к их проведению силы и средства единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС и (или) других организаций, аварийно-спасательных служб (формирований) в соответствии с планами взаимодействия (далее - дополнительные силы и средства).

19. Аварийно-спасательные средства, необходимые СПАСОП для тушения пожара и проведения АСР, должны принадлежать организации, создавшей СПАСОП, или СПАСОП, если она является юридическим лицом, на праве собственности или ином законном основании.

________________

Положение о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 2, ст.280; 2018, N 19, ст.2741) (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 1091).

20. Минимальные значения количества аэродромных пожарных автомобилей (машин) (далее - ПА), находящихся на дежурстве СПАСОП, количества основных и дополнительных огнетушащих веществ (далее - ОТВ), вывозимого дежурными ПА, суммарной производительности подачи основных ОТВ лафетными стволами для обеспечения установленной категории ВПП по УТПЗ указаны в таблице 1 приложения N 3 к настоящим Правилам.

В таблице 1 приложения N 3 к настоящим Правилам указаны значения количества ОТВ и суммарной производительности их подачи на тушение для пенообразователей, обеспечивающих расчетную огнетушащую интенсивность подачи водного раствора пенообразователя не более 0,14 л/(м(2)с), из условий применения пенообразователя, имеющего 6% рабочую концентрацию.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»