Правила определения допустимого уровня рисков, в том числе финансовых, и базовых критериев управления ими при реализации инновационного проекта с использованием средств государственной поддержки
(с изменениями на 15 октября 2024 года)
1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения допустимого уровня рисков, в том числе финансовых, и базовых критериев управления ими при реализации инновационного проекта с использованием средств государственной поддержки, которым руководствуются уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, институты инновационного развития при организации деятельности по осуществлению финансового обеспечения инновационного проекта, в том числе путем венчурного и (или) прямого финансирования.
Понятия в настоящих Правилах используются в значениях, установленных Правилами оценки эффективности, особенностями определения целевого характера использования бюджетных средств, направленных на государственную поддержку инновационной деятельности, и средств из внебюджетных источников, возврат которых обеспечен государственными гарантиями, и применяемыми при проведении такой оценки критериями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2020 г. N 2204 "О некоторых вопросах реализации государственной поддержки инновационной деятельности, в том числе путем венчурного и (или) прямого финансирования инновационных проектов, и признании утратившими силу акта Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации" (далее - постановление).
2. Настоящие Правила не применяются к неинвестиционным финансовым вложениям (расходам) института инновационного развития, за исключением грантов, предоставленных институтом инновационного развития за счет средств субсидий в соответствии с абзацем вторым пункта 5 статьи 16_4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике", а также инновационным проектам и (или) инвестиционным фондам, решения о начале финансового обеспечения, в том числе путем предоставления грантов, которых были приняты институтом инновационного развития, его дочерним обществом до вступления в силу постановления.
3. Настоящие Правила содержат базовые критерии оценки рисков реализации инновационного проекта и порядок принятия институтом инновационного развития решения о финансовом обеспечении инновационного проекта и учитывают уровень готовности разрабатываемой либо разработанной технологии в зависимости от вида научной и (или) научно-технической деятельности, перспективы коммерциализации инновации и (или) научной и (или) научно-технической продукции инновационного проекта, объем предполагаемого финансового обеспечения инновационного проекта, а также методы и инструменты управления рисками, в том числе мероприятия по предупреждению рисков и процедуры внутреннего контроля.
4. При принятии решений о финансовом обеспечении инновационного проекта за счет средств государственной поддержки, в том числе путем венчурного и (или) прямого финансирования, институт инновационного развития проводит анализ указанного инновационного проекта на предмет соответствия следующим критериям:
а) соответствие уровня готовности разрабатываемой либо разработанной технологии и (или) технологического направления инновационного проекта инвестиционной направленности и сфере деятельности института инновационного развития, установленной уставом, и (или) стратегией (политикой), и (или) долгосрочной программой развития института инновационного развития;
б) требование эффективности (в том числе финансовой), предусматривающее обеспечение институтом инновационного развития проведения анализа ключевых целей инновационного проекта на их достижимость (включая финансовую эффективность: прогнозируемый диапазон доходности с учетом рисков, то есть с учетом угроз и возможностей, возможные диапазоны иных параметров, с учетом которых оценивается экономическая эффективность инновационного проекта), а также анализа размера предполагаемого финансирования в инновационный проект. Институт инновационного развития анализирует влияние принимаемого решения на достижение стратегических целей и задач института инновационного развития. По результатам такого анализа институтом инновационного развития принимаются инвестиционные решения;
в) наличие положительного планового (прогнозного) социально-экономического и (или) научно-технического результата (эффекта) от реализации инновационного проекта для экономики Российской Федерации.
5. При принятии институтом инновационного развития решений о финансовом обеспечении инновационного проекта, в том числе путем венчурного и (или) прямого финансирования, направленного на развитие и формирование заделов в научной и (или) научно-технической деятельности, приобретение, разработку и внедрение новых технологий в Российской Федерации, целесообразно учитывать соответствие технологических направлений проекта приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, в том числе:
а) приоритетным направлениям науки, технологий и техники, а также перечню критических технологий, которые утверждены Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 899 "Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации";
б) направлениям, указанным в прогнозе научно-технологического развития Российской Федерации, утверждаемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
в) приоритетам и перспективам научно-технологического развития Российской Федерации, определенным Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145" "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 24 октября 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2024 года N 1377. - См. предыдущую редакцию)
г) различным направлениям развития науки, технологий и техники, выделенным в государственных программах Российской Федерации, национальных проектах и программах, Национальной технологической инициативе;
д) высокотехнологичным и наукоемким отраслям, утвержденным стратегией (политикой) института инновационного развития и (или) определенным приказом Федеральной службы государственной статистики от 15 декабря 2017 г. N 832 "Об утверждении Методики расчета показателей "Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте" и "Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте субъекта Российской Федерации".
6. Целью управления рисками является обеспечение достижения целей использования средств государственной поддержки, в том числе путем выявления, оценки, приоритизации, управления и мониторинга рисков.
7. Институт инновационного развития, участвующий в реализации инновационного проекта с использованием средств государственной поддержки, осуществляет процедуры управления рисками в соответствии с методикой оценки рисков реализации инновационного проекта, утвержденной уполномоченным органом института инновационного развития в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 16_4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - методика оценки рисков реализации инновационного проекта).
8. Управление рисками в институте инновационного развития, участвующем в реализации инновационного проекта с использованием средств государственной поддержки, основывается на следующих принципах, порядок соблюдения которых устанавливается в методике оценки рисков реализации инновационного проекта:
а) управление рисками является неотъемлемой частью деятельности института инновационного развития, связанной с финансированием инновационных проектов;
б) институт инновационного развития придерживается баланса между расходами на управление рисками и возможными последствиями в случае их реализации;
в) управление рисками базируется на доступной информации, включая информацию за прошедшие периоды, аналитические материалы, прогнозы и прочие сведения;
г) управление рисками соответствует принципам, изложенным в международных и национальных стандартах по управлению рисками.
9. В рамках проведения оценки инновационных проектов, претендующих на получение средств государственной поддержки, институтом инновационного развития может проводиться оценка рисков в следующих сферах:
команда инновационного проекта;
рынок и внешние условия реализации инновационного проекта;