Действующий

Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом" (с изменениями на 29 января 2024 года)

Насыпные отвалы и перегрузочные пункты

136. Местоположение, количество, порядок формирования и эксплуатации внутренних и внешних отвалов, их параметры, определяются техническим проектом разработки месторождения.

Ведение горных работ на отвалах и перегрузочных пунктах должно проводиться по документации на производство работ, разработанной на основании проекта разработки месторождения. Документация на производство работ утверждается техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза и должна содержать: порядок образования и эксплуатации, число и размеры секторов, схемы освещения и электроснабжения, световую и звуковую сигнализацию, схемы маневров на разгрузочной площадке перегрузочного пункта, пути передвижения людей.

137. На участках размещения отвалов должны быть проведены инженерно-геологические и инженерно-геодезические изыскания. Характеристика грунтов на участках, предназначенных для размещения отвалов, с оценкой их влияния на устойчивость отвала указывается в документации на производство работ на отвалах.

138. Порядок образования и эксплуатации отвалов, расположенных над действующими подземными выработками, а также засыпки провалов и отработанных участков угольного разреза должен определяться документацией на производство работ, утвержденной техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза.

139. Запрещается размещение отвалов на площадях месторождений, подлежащих отработке открытым способом, без разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых.

140. При размещении отвалов на косогорах (с наклоном основания более 5°) в документации производства горных работ должны быть предусмотрены меры, препятствующие сползанию отвалов.

В документации на производство горных работ должен быть предусмотрен отвод грунтовых, паводковых и ливневых вод.

141. Запрещается производить сброс (сток) поверхностных и карьерных вод в отвалы и на рельеф.

Запрещается складирование снега в породные отвалы.

142. Складирование пород в отвал должно осуществляться в соответствии с техническим проектом разработки месторождения и по документации на производство работ, утвержденной техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза. В документации на производство работ должны быть указаны проектные параметры и предусмотрены мероприятия, обеспечивающие безопасность работы в любое время года.

143. При появлении признаков оползневых явлений работы по отвалообразованию должны быть прекращены до разработки и утверждения мер безопасности. Работы должны прекращаться в случае превышения регламентированных инструкциями по отвалообразованию скоростей деформации отвалов. Работы на отвале должны возобновляться только после контрольных замеров скоростей деформаций отвалов с письменного разрешения технического руководителя (главного инженера) угольного разреза.

144. Возможность отсыпки отвалов на заболоченных и не осушенных территориях определяется техническим проектом разработки месторождения, предусматривающим необходимые меры безопасности отвальных работ.

145. Высота породных отвалов и отвальных ярусов, углы откоса и призмы возможного обрушения, скорость продвижения фронта отвальных работ устанавливаются в проекте разработки месторождения по расчетам в зависимости от физико-механических свойств пород, размещаемых в отвале и в его основании, способов отвалообразования, рельефа местности и несущей способности нагруженных отвалов.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года приказом Ростехнадзора от 29 января 2024 года N 27. - См. предыдущую редакцию)

146. Расстояние от оси железнодорожного пути до бровки плужного отвала после каждой передвижки путей устанавливается в зависимости от устойчивости яруса отвала и должно составлять не менее 1600 мм - при грузоподъемности думпкара до 60 т., не менее 1800 мм - при грузоподъемности думпкара более 60 т.

147. На отвалах, оборудованных одноковшовыми экскаваторами, в месте разгрузки думпкаров расстояние от оси железнодорожного пути до верхней бровки должно составлять не менее 1600 мм - для колеи 1520 мм, не менее 1300 мм - для колеи 900 мм.

148. На железнодорожных путях необщего пользования:

расстояние от оси железнодорожного пути до бровки отвала определяется в зависимости от высоты отвала, отвальных грунтов, типа используемого железнодорожного подвижного состава и устанавливается владельцем железнодорожного пути необщего пользования;

расстояние от нижней бровки отвала до оси ближайшего железнодорожного пути определяется в зависимости от высоты откоса и категории грунта и должно быть не менее 4 м.

149. Внешний рельс разгрузочного пути должен иметь превышение по отношению к внутреннему на 100-150 мм. Допускается при разгрузке породы на внутреннюю сторону кривой железнодорожного пути располагать на одном уровне оба рельса разгрузочного тупика на экскаваторных отвалах в месте выгрузки думпкаров.

150. В конце разгрузочных тупиков должны устанавливаться упоры, выполняемые по документации, утвержденной техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза. Упоры оснащаются исправными указателями путевого заграждения, освещаются в темное время суток или покрываются светоотражающими материалами. Засыпку участка отвала от приямка до тупика, при длине разгрузочных путей менее 1,5 длины состава необходимо осуществлять по мерам безопасности, утвержденным техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза.

151. Указатели путевого заграждения следует располагать со стороны машиниста локомотива и выносить от оси пути на расстояние не менее 2,5 м и на высоту 1,5 м.

152. На разгрузочном тупике устанавливается предупредительный знак на расстоянии наибольшей длины состава от места разгрузки.

153. Прием груженых поездов для разгрузки породы в отвал после каждой передвижки отвального пути допускается только с разрешения руководителя смены с записью в книге нарядов или книге приема-сдачи смен.

154. Подача груженых поездов на разгрузочные тупики отвалов должна производиться вагонами вперед, за исключением подачи их на пути абзетцерных отвалов. Подача груженых поездов локомотивами вперед допускается только при условии разработки дополнительных мер безопасности, утвержденных техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза.

155. При разгрузке думпкаров люди должны находиться вне зоны развала горной массы. Вдоль железнодорожного пути в месте разгрузки состава с противоположной от приямка стороны должна быть спланирована площадка для обслуживающего состав персонала.

156. Очистка думпкаров должна быть механизирована. Допускается ручная очистка думпкаров при соблюдении разработанных мер безопасности, утвержденных техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза. Запрещается очистка думпкаров вручную на приямках.

157. Для безопасной разгрузки думпкаров, груженных смерзающимися, налипающими породами и крупногабаритными кусками породы, должны быть разработаны мероприятия, утвержденные техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза.