Действующий
БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ

от 25 ноября 2020 года N СД-7-9/848@

Об утверждении Порядка установления, оценки и устранения причин возникновения споров в деятельности налоговых (регистрирующих) органов и о признании утратившим силу приказа ФНС России от 23.01.2018 N ММВ-7-9/36@



В соответствии с утвержденной Концепцией дальнейшего развития системы досудебного урегулирования налоговых споров и в целях реализации Плана контрольных событий проекта ФНС России "Реализация отдельных положений Концепции дальнейшего развития системы досудебного урегулирования налоговых споров"

приказываю:

1. Утвердить Порядок установления, оценки и устранения причин возникновения споров в деятельности налоговых органов согласно приложению к настоящему приказу.

2. Признать утратившим силу приказ ФНС России от 23.01.2018 N ММВ-7-9/36@ "Об утверждении порядка выработки единых правовых и практикообразующих подходов при рассмотрении досудебных споров с участием налоговых органов".

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующему работу по досудебному урегулированию споров между налоговыми органами Российской Федерации и налогоплательщиками.

Исполняющий обязанности
руководителя Федеральной
налоговой службы
Д.С.Сатин



УТВЕРЖДЕН
приказом ФНС России
от 25 ноября 2020 года N СД-7-9/848@



Порядок установления, оценки и устранения причин возникновения споров в деятельности налоговых (регистрирующих) органов

     1. Общие положения


Настоящим Порядком определяются перечень источников информации о причинах возникновения споров, а также действия структурных подразделений центрального аппарата ФНС России (далее - ЦА) по установлению, оценке, устранению причин возникновения споров.

     2. Понятия, используемые в настоящем Порядке

2.1. Причина возникновения спора - обстоятельства, вызывающие разногласия между налоговым (регистрирующим) органом и налогоплательщиком (заинтересованным лицом).

2.2. Выходная форма - отраженная в прикладной подсистеме "Налоговые споры" (далее - ПП НС) совокупность эпизодов, содержащих сведения о спорах налоговых (регистрирующих) органов с налогоплательщиками (заинтересованными лицами).

Структурной единицей выходной формы является эпизод жалобы (обращения).

Эпизод - совокупность взаимосвязанных между собой реквизитов.

Реквизиты выходной формы - используемые с целью наполнения выходных форм информационные элементы.

Порядок ведения выходных форм и их реквизитный состав утверждаются заместителем руководителя ФНС России, курирующим структурное подразделение ЦА, в функции которого входит досудебное урегулирование налоговых споров, (далее - СП УДУНС), в срок не позднее 10 (десяти) рабочих дней с даты утверждения настоящего Порядка.

2.3. Карточка причины возникновения спора - информация, представляемая по установленной форме территориальными налоговыми (регистрирующими) органами (далее - ТНО) при направлении в адрес СП УДУНС:

- запроса, связанного с вопросами правоприменительного, технического, организационного или иного характера;

- заключения по жалобе (апелляционной жалобе, обращению, возражениям, разногласиям), поступившей на рассмотрение в СП УДУНС.

В случае отсутствия карточки причины возникновения споров или заполнения такой карточки ненадлежащим образом запросы, связанные с вопросами правоприменительного, технического, организационного или иного характера, предусмотренные настоящим Порядком, рассмотрению не подлежат.

Карточка причины возникновения спора также направляется в адрес СП УДУНС Правовым управлением ФНС России при поступлении информации о вынесенном кассационном определении Верховным Судом Российской Федерации, принятом Постановлении Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.

Состав информации, содержащейся в карточке причины возникновения споров, утверждается заместителем руководителя ФНС России, курирующим СП УДУНС, в срок не позднее 10 (десяти) рабочих дней с даты утверждения настоящего Порядка.

2.4. Показатели оценки причин возникновения споров - количественные и суммовые значения, характеризующие системность, существенность и распространенность установленных причин возникновения споров.

Системность характеризуется количеством эпизодов, в которых выявлена причина возникновения споров.

Существенность характеризуется суммовым выражением эпизодов, в которых выявлена причина возникновения споров.

При расчете существенности причины возникновения споров учитываются все оспариваемые налогоплательщиком (заинтересованным лицом) суммы.

Распространенность характеризуется установлением причины спора:

- в нескольких вышестоящих ТНО (Управлениях ФНС России по субъектам Российской Федерации, Межрегиональных инспекциях ФНС России по федеральным округам, применяющих двухуровневую систему управления, Межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам);

- в деятельности нескольких налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших.

2.5. Система маркировки показателей оценки причин возникновения споров - порядок определения категорий причин возникновения споров.

Последовательность определения категорий причин возникновения споров определена в приложении к настоящему Порядку.

2.6. Категория причины возникновения споров - сумма маркеров показателей причин возникновения споров, на основании которой причине возникновения споров присваивается одна из следующих категорий: "низкая степень приоритетности", "умеренная степень приоритетности", "средняя степень приоритетности", "значительная степень приоритетности", "высокая степень приоритетности".

2.7. Реестр причин возникновения споров - форма учета и хранения информации о причинах возникновения споров.

2.8. Лист ожидания - информация, формируемая на основании Реестра причин возникновения споров, о причинах возникновения споров категорий "низкая степень приоритетности", "умеренная степень приоритетности", а также устраненных причинах возникновения споров.

2.9. Технологический процесс (далее - Техпроцесс) - регламентированная последовательность осуществляемых ФНС России, ее территориальными налоговыми органами и подведомственными ФНС России организациями взаимосвязанных действий, направленных на достижение результата в сфере обеспечения функционирования, развития и реализации полномочий ФНС России.

2.10. Профильное структурное подразделение ЦА (далее - Профильное СП) - подразделение ЦА, являющееся владельцем (совладельцем) Техпроцесса, в рамках которого выявлена причина возникновения спора, а также подразделение ЦА, к компетенции которого относится причина возникновения спора (в том числе, вследствие отсутствия Техпроцесса), и исходя из функций и задач, указанных в Положении о данном структурном подразделении ЦА.

     3. Установление причин возникновения споров

3.1. Установление причин возникновения споров осуществляется СП УДУНС по результатам анализа источников информации о причинах возникновения споров.

3.2. Источниками информации о причинах возникновения споров для целей настоящего Порядка являются:

- данные, содержащиеся в отчетах, представляемых ТНО по формам, утвержденным приказами ФНС России, аналитических записках к ним;

- данные, содержащиеся в выходных формах, представляемых ТНО в ФНС России ежеквартально, аналитических записках к ним;

- материалы жалоб (апелляционных жалоб), обращений, возражений, разногласий, рассмотренных СП УДУНС, а также направленных вышестоящими ТНО на согласование в адрес СП УДУНС;

- запросы ТНО, связанные с вопросами правоприменительного, технического, организационного или иного характера;

- информация о кассационных определениях Верховного суда Российской Федерации и Постановлениях Президиума Верховного Суда Российской Федерации;

- иные источники информации.

3.3. Анализ источников информации о причинах возникновения споров осуществляется автоматизированным (при наличии технической возможности, с использованием прикладного программного обеспечения) и (или) ручным способом (путем изучения информации, представленной на бумажном (электронном) носителе).

3.4. Информация об установленных СП УДУНС причинах возникновения споров вносится в Реестр причин возникновения споров.

3.5. Информация о причинах возникновения споров, установленных в результате анализа информации, содержащейся в выходной форме, отражается в Реестре причин возникновения споров в срок не позднее 31 (тридцати одного) рабочего дня с момента представления ТНО соответствующей информации.

3.6. Информация о причинах возникновения споров по результатам рассмотрения материалов жалоб (апелляционных жалоб, обращений, возражений, разногласий), направленных вышестоящими ТНО на согласование в адрес СП УДУНС, а также информация, содержащаяся в карточке причины возникновения споров, вносится в Реестр причин возникновения споров в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней после вынесения решения по результатам рассмотрения жалобы (обращения), направления протокола по результатам рассмотрения материалов жалоб (апелляционных жалоб, обращений, возражений, разногласий).

3.7. Информация о причине возникновения споров, выявленной в рамках рассмотрения запроса ТНО, связанного с вопросами правоприменительного, технического, организационного или иного характера, вносится в Реестр причин возникновения споров в срок не позднее 10 (десяти) рабочих дней с момента получения данного запроса СП УДУНС.

При направлении СП УДУНС служебной записки о предоставлении заключения по изложенным в запросе ТНО вопросам информация о причине возникновения споров вносится в Реестр причин возникновения споров в срок не позднее 3 (трех) рабочих дней с момента получения соответствующего заключения Профильного СП либо истечения срока, предусмотренного для представления Профильным СП заключения.

     4. Оценка причин возникновения споров

4.1. Оценка причин возникновения споров направлена на определение (присвоение) категории, к которой относится выявленная причина возникновения споров, и осуществляется СП УДУНС.

Оценка причин возникновения споров производится на постоянной основе. Актуализация причин возникновения споров производится не реже одного раза в квартал в срок, предусмотренный пунктом 3.5 настоящего Порядка.

4.2. Оценка причин возникновения споров производится на основании системы маркировки показателей оценки причин возникновения споров, приведенной в приложении к настоящему Порядку.

4.3. В отношении причин возникновения споров, относящихся к категориям "средняя степень приоритетности", "значительная степень приоритетности", "высокая степень приоритетности", СП УДУНС инициируются мероприятия, предусмотренные разделом 6 настоящего Порядка.

4.4. Причины возникновения споров, относящиеся к категориям "низкая степень приоритетности" и "умеренная степень приоритетности", вносятся СП УДУНС в Лист ожидания.

     5. Порядок действий СП УДУНС при работе с причинами возникновении споров, внесенными в Лист ожидания

5.1. Информация, отраженная в Листе ожидания, подлежит актуализации СП УДУНС, по мере оценки причин возникновения споров на основании источников, предусмотренных в разделе 3 настоящего Порядка.

В случае, если причине возникновения споров, отраженной в Листе ожидания, по итогам оценки поступивших источников информации о причинах возникновения споров подлежит присвоению категория "средняя степень приоритетности" или "значительная степень приоритетности" или "высокая степень приоритетности", указанная причина возникновения споров принимается в работу и исключается из Листа ожидания.

5.2. В Лист ожидания СП УДУНС вносятся причины возникновения споров, которые были устранены.

5.3. Также в Лист ожидания СП УДУНС вносятся причины возникновения споров, в отношении которых приняты решения, предусмотренные пунктами 8.3 и 8.9 настоящего Порядка.

5.4. Лист ожидания ежеквартально публикуется СП УДУНС в соответствующем разделе Интранет-портала ФНС России не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента истечения срока, установленного пунктом 3.5 настоящего Порядка.

     6. Порядок действий СП УДУНС при работе с причинами возникновения споров, которым присвоена категория "средняя степень приоритетности", "значительная степень приоритетности", "высокая степень приоритетности"

6.1. СП УДУНС в целях актуализации Реестра рисков, порядок ведения которого утвержден Приказом ФНС России от 12.03.2018 N ММВ-7-16/140@ "Об утверждении Порядка ведения документа по учету информации о рисках в деятельности ФНС России", передает в адрес структурного подразделения ЦА, в компетенцию которого входит обеспечение актуализации Реестра рисков, информацию о причинах возникновения споров, относящихся к категориям "средняя степень приоритетности", "значительная степень приоритетности", "высокая степень приоритетности".

СП УДУНС определяет возможность самостоятельного устранения причин возникновения данных споров, в том числе путем принятия мер административно-управленческого характера.

6.2. В случае если самостоятельное устранение причин возникновения споров не представляется возможным, СП УДУНС направляет Профильному СП информацию о причине возникновения спора и обоснование необходимости ее устранения, а также информацию о ранее предпринятых СП УДУНС мерах, направленных на устранение причины возникновения спора.

Профильное СП определяется исходя из фактического владельца (совладельца) Техпроцесса, в рамках которого выявлена причина возникновения спора (в том числе, вследствие отсутствия такого Техпроцесса), и исходя из функций и задач, указанных в Положении о данном структурном подразделении ЦА.

6.3. Информация о причине возникновения спора, направляемая СП УДУНС в адрес Профильного СП, в обязательном порядке включает следующие сведения:

- код технологического процесса (при наличии технологического процесса);

- причина возникновения спора;

- предложения по комплексу мер, направленных на устранение причины возникновения споров;

- указание на необходимость представления информации о предпринятых мерах по устранению причины возникновения споров;

- критерии, при достижении которых причина возникновения споров считается устраненной, (достигнуто снижение категории причины возникновения спора до уровня "умеренная степень приоритетности" или "низкая степень приоритетности" либо которой категория не присваивается).

6.4. Комплекс мер, предпринимаемых Профильным СП с целью устранения причины возникновения споров, может включать: