Действующий

Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила обеспечения устойчивости бортов и уступов карьеров, разрезов и откосов отвалов"

Приложение N 6
к Федеральным нормам и правилам
в области промышленной безопасности
"Правила обеспечения устойчивости
бортов и уступов карьеров, разрезов
и откосов отвалов", утвержденным
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от "____"__________ 2020 года N_____

     

Оценка устойчивости бортов и уступов карьеров и разрезов при комбинированной разработке месторождений



1. При комбинированной разработке месторождений влияние подземных горных работ на устойчивость бортов карьеров, разрезов определяется способом управления горным давлением (таблица 1).

Таблица 1 - Факторы, учитываемые в расчете устойчивости бортов при комбинированной разработке месторождений

Способ
управления
горным давлением

Сопутствующие геомеханические процессы в массиве

Факторы

Поддержание

Процесс сдвижения в пределах

Параметры разделительного целика

выработанного пространства целиками

упругих деформаций. Прочностные свойства массива не снижаются

Состояние целиков с учетом влияния карьера

Закладка
выработанного
пространства

Процесс сдвижения с формированием зон трещин и плавных смещений.

Прочностные свойства массива снижаются в зонах сдвижения

Свойства закладочного массива.

Возможное наличие недозакладки выработанного пространства

Обрушение руды и вмещающих пород

Процесс сдвижения с формированием зон обрушения, трещин и плавных смещений.

Прочностные свойства массива снижаются в зонах сдвижения

Свойства нарушенного массива горных пород в соответствии с различными зонами сдвижения

При параллельной открыто-подземной разработке - параметры разделительного целика

2. При расчетах устойчивости бортов карьеров, разрезов в зонах сдвижений от подземной разработки, свойства подработанного массива определяются в соответствии с таблицей 2. Границы зон сдвижений определяются величиной деформаций растяжения.

Таблица 2 - Изменение сцепления в подработанном массиве

Зоны сдвижения

Сцепление в подработанном

Наименование

Деформации растяжения,

массиве , МПа

Обрушения

более 30,0 ·10

0,02

Сдвижения с разрывом сплошности (трещин)

(6,0-30,0) ·10

0,3

Плавных сдвижений без разрыва сплошности

(0,5-6,0) ·10

0,7


- сцепление в неподработанном массиве

Плотность и угол внутреннего трения подработанного массива принимаются равными плотности и углу внутреннего трения неподработанного массива соответственно.

3. Границы зон сдвижения определяются по результатам наблюдений за сдвижением. При определении границ допускается использовать углы зон сдвижений или результаты численного, физического моделирования.

4. Уточнение прочностных свойств нарушенного массива в зоне подработки, приведенных в таблице 2, осуществляется специализированной организацией.