Действующий

Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила обеспечения устойчивости бортов и уступов карьеров, разрезов и откосов отвалов"

Приложение N 3
к Федеральным нормам и правилам
в области промышленной безопасности
"Правила обеспечения устойчивости
бортов и уступов карьеров, разрезов
и откосов отвалов", утвержденным
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от "____"__________ 2020 года N_____

     

Выбор расчетных схем деформирования и оценка устойчивости бортов и уступов карьеров, разрезов



1. Оценка устойчивости бортов и уступов карьеров, разрезов в зависимости от этапа проектирования и отработки открытым способом должна выполняться методами, основанными на теории предельного равновесия, численным и физическим моделированием в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1. Методы оценки устойчивости бортов карьеров, разрезов на различных этапах их проектирования и отработки

Этап проектирования и отработки карьера, разреза

Метод аналогий

Методы, основанные на теории предельного равновесия

Численные и вариационный
методы

Методы физического
моделирования и
специальные
исследования

Предпроектные работы

ТЭО

Временных кондиций

Постоянных кондиций

Проектирование

Проявление критических деформаций при эксплуатации

Техническое перевооружение карьера

"" - для всех объектов ведения горных работ;

"" - для объектов ведения горных работ II класса опасности и при комбинированной разработке месторождения;

"" - как дополнительный метод (по решению специализированной организации)

2. При оценке устойчивости бортов и уступов карьеров, разрезов исходные данные выбираются в соответствии с выбранной моделью деформирования и критерием разрушения прибортовых массивов, созданной на основе инженерно-геологического изучения и районирования месторождения.

3. В качестве исходных данных используются физико-механические свойства массива горных пород и поверхностей ослабления.

4. Корректировку исходных данных для выполнения расчетов устойчивости бортов и уступов карьеров, разрезов допускается осуществлять на основании натурных данных и результатов наблюдений, отражающих фактическое состояние прибортового массива.

5. Учет формы карьера, разреза в плане проводится по решению проектной или специализированной организации путем решения трехмерной задачи.

6. Параметры бортов и уступов карьеров, разрезов определяются в соответствии со схемой, приведенной на рисунке 1.



Рисунок 1. Схема конструкции бортов и уступов: , , - соответственно высота уступа, групп уступов, борта;, , , - соответственно, угол откоса уступа, угол откоса группы уступов, конструктивный угол откоса группы уступов и угол откоса борта карьера, разреза; , - соответственно, ширина предохранительной и транспортной бермы

7. Определение наиболее напряженной поверхности скольжения производится на основе аналитических расчетов или путем выбора из множества поверхностей ослабления поверхности с минимальным коэффициентом запаса устойчивости.

8. При построении поверхности скольжения определяют положение трещины отрыва, уходящей в массив на глубину:

,

(1)


где: - прочность пород на одноосное сжатие, МПа; - сцепление в массиве, МПа; - угол внутреннего трения, град.; - объёмный вес, мН/м.

9. На этапе предпроектных работ допускается по решению специализированной организации определять параметры бортов и уступов карьера, разреза методом аналогий.

10. При расчете устойчивости бортов и уступов карьеров, разрезов, в том числе с учётом воздействия сейсмических сил и нагрузок от горного оборудования, с использованием теории предельного равновесия, применяют методы алгебраического или векторного сложения сил (многоугольника сил), а также методы, удовлетворяющие трем уравнениям равновесия (сил и моментов).

11. Схема расчета методом алгебраического сложения сил приведена на рисунке 2.