ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 10 декабря 2020 года N 514
В соответствии со статьей 16.1 Федерального закона от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 26, ст.3033; 2019, N 30, ст.4134)
приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной труда для организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев).
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г.и действует до 1 января 2027 г.
Руководитель
А.В.Алёшин
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
16 декабря 2020 года,
регистрационный N 61499
Типовое положение о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной труда для организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев)
1. Настоящее Типовое положение о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной труда для организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) (далее - Типовое положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588; 2018, N 31, ст.4860), Требованиями к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 г. N 1243 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 21, ст.3300), Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. N 263 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 11, ст.1305; 2016, N 51, ст.7390; 2019, N 44, ст.6204) (далее - Правила организации и осуществления производственного контроля), Типовым положением о системе управления охраной труда, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2016 г. N 438н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 октября 2016 г., регистрационный N 44037) (далее - Типовое положение о СУОТ).
2. Настоящее Типовое положение распространяется на организации, эксплуатирующие шахты и (или) разрезы, а также углеобогатительные фабрики, являющиеся опасными производственными объектами (далее - ОПО), которые осуществляют добычу (переработку) угля (горючих сланцев) (далее - эксплуатирующие организации).
3. В эксплуатирующей организации должны применяться единые принципы по обеспечению безопасного ведения работ, контролю соблюдения требований промышленной безопасности (далее - ПБ) и охраны труда (далее - ОТ) как в целом в организации, так и непосредственно в границах ОПО, эксплуатируемых организацией.
Контроль соблюдения требований ПБ и ОТ в эксплуатирующей организации осуществляется работниками этой организации постоянно при осуществлении работ непосредственно в горных выработках на подземных работах, разрезах, на рабочих местах и по пути следования к рабочим местам в границах ОПО.
4. Положение о системе управления промышленной безопасностью и охраной труда (далее - СУПБ и ОТ) состоит из разделов:
"Система управления промышленной безопасностью" (далее - СУПБ);
"Система управления охраной труда" (далее - СУОТ).
5. Раздел "Система управления промышленной безопасностью" состоит из подразделов:
5.1 "Задачи эксплуатирующей организации в области ПБ", включая задачи по:
выявлению опасных технологий, участков, рабочих мест и предупреждению несчастных случаев;
управлению основными производственными рисками;
обеспечению противоаварийной устойчивости и готовности к локализации и ликвидации последствий аварии;
финансированию мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации ОПО;
взаимодействию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти при осуществлении федерального государственного надзора в области ПБ (далее - контрольно-надзорные органы), органами местного самоуправления, профессиональными союзами, осуществляющими контроль за соблюдением прав и интересов работников ОПО (далее - профсоюзы), научными организациями, деятельность которых связана с обеспечением безопасной эксплуатации ОПО (далее - научные организации).
"Описание структуры СУПБ и ее места в системе управления эксплуатирующей организации" содержит описание уровней управления эксплуатирующей организации, включая производственные бригады, участки, цехи, структурные подразделения, ОПО, руководство эксплуатирующей организации и иных уровней управления, учитывающих специфику эксплуатирующей организации.
5.2 "Перечень ОПО с указанием полного наименования, класса опасности, адрес местонахождения номера свидетельства о регистрации в государственном реестре ОПО, на которые распространяется СУПБ".
5.3 "Функции, права и обязанности руководителей эксплуатирующей организации, их заместителей, работников в области ПБ" содержит:
функции должностных лиц эксплуатирующей организации; права работников эксплуатирующей организации;
обязанности работников эксплуатирующей организации в области ПБ на каждом уровне управления.
5.4 "Порядок проведения консультаций с работниками ОПО и их представителями по вопросам обеспечения ПБ", содержит информацию о:
должностных лицах эксплуатирующей организации, уполномоченных проводить консультаций по ПБ, и времени их проведения;
форме и сроках консультирования;
местах размещения стендов с информацией о дополнительных консультациях.
5.5 "Организация материального и финансового обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ" содержит указание на источник средств финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ.
5.6 "Порядок планирования работ, осуществляемых в рамках СУПБ с перечнем документов планирования мероприятий по снижению риска аварий на ОПО" содержит:
планы мероприятий по обеспечению ПБ, профилактических мероприятий и планы мероприятий по совершенствованию СУПБ (далее - планы мероприятий);
список лиц, контролирующих выполнение планов мероприятий, оперативных планов.
Отчеты о выполнении планов мероприятий размещаются на стендах в доступных для работников эксплуатирующей организации местах.
5.7 "Порядок проведения анализа функционирования СУПБ, разработки и осуществления корректирующих мероприятий, направленных на устранение выявленных несоответствий требованиям ПБ и повышение уровня ПБ" содержит:
результаты оценки достижения целей и задач, определенных в СУПБ, за отчетный период (календарный год);
выявленные недостатки в организации СУПБ за отчетный период (календарный год);
приоритеты в части организации ПБ на ОПО.
Результаты и выводы анализа эффективности СУПБ размещаются на информационных стендах и доводятся до сведения работников на собраниях.
В соответствии с выводами анализа эффективности СУПБ при необходимости принимается решение о внесении изменений в СУПБ.
5.8 "Организация информационного обеспечения в рамках СУПБ" содержит применяемые средства получения информации по ПБ, такие как:
обзоры аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО за истекший месяц;
инструкции по безопасным методам производства работ к каждой отдельной профессии или виду работ;
видеоролики по безопасным методам производства работ;
справочные правовые системы на рабочих местах для лиц, ответственных за ПБ.
5.9 "Порядок подготовки в области ПБ руководителей и работников эксплуатирующих организаций".
5.10 "Организация документационного обеспечения мероприятий, осуществляемых в рамках СУПБ" содержит указание на место для ознакомления с проектно-технологической графической документацией на проведение работ, годовыми планами горных работ на календарный год, планами мероприятий по обеспечению ПБ.
5.11 "Порядок работы с подрядными организациями, осуществляющими деятельность на ОПО" содержит:
требования к подрядным организациям и систему проверки соответствия требованиям ПБ подрядных организаций, осуществляющих деятельность на ОПО;
систему допуска и систему контроля за деятельностью подрядных организаций, осуществляющих деятельность на ОПО.
5.12 "Порядок идентификации опасностей и оценки риска возникновения аварий и инцидентов" содержит:
механизм идентификации опасностей и оценки рисков возникновения аварий;
состав комиссии по идентификации опасностей и оценке рисков возникновения аварий на ОПО;
условия проведения плановой и внеплановая идентификация опасностей и оценки рисков возникновения аварий на ОПО;
порядок принятия и реализации решений о проведении экспертизы промышленной безопасности, диагностике, испытаниях, освидетельствовании сооружений и технических устройств, применяемых на ОПО;
порядок обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО;
порядок организации расследования и учета аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО.
Пересмотр идентификации опасностей и оценки рисков возникновения аварий на ОПО проводится не реже одного раза в три года.
В случаях превышения допустимого уровня риска возникновения аварий разрабатываются мероприятия по снижению рисков до допустимого уровня, утверждаемые главным инженером.
5.13 "Производственный контроль" разрабатывается эксплуатирующей организацией с учетом особенностей условий эксплуатации ОПО и содержит:
описание организационной структуры службы производственного контроля (далее - ПК);
права и обязанности должностных лиц службы ПК, ответственных за осуществление ПК;
порядок планирования и проведения проверок соблюдения требований ПБ, принятия оперативных планов работы по ПБ служб, участков, цехов подготовки и регистрации отчетов об их результатах;
порядок сбора, анализа, обмена информацией о состоянии ПБ между структурными подразделениями эксплуатирующей организации и доведения ее до работников, занятых на ОПО;
порядок принятия и реализации решений по обеспечению ПБ с учетом результатов ПК;
порядок учета результатов ПК при применении мер поощрения и взыскания в отношении работников эксплуатирующей организации;
порядок подготовки и представления сведений об организации ПК.
В подразделе описываются задачи ПК по:
контролю, обеспечению соблюдения требований и анализу состояния ПБ в эксплуатирующей организации;
координации работ, направленных на предупреждение аварий на ОПО и обеспечение готовности к локализации аварий и ликвидации их последствий;
контролю за своевременным проведением испытаний и освидетельствований технических устройств, применяемых на ОПО, ремонтом и поверкой контрольных средств измерений;
контролю за соблюдением технологической дисциплины.
5.14. Допускается применять положения, разрабатываемые эксплуатирующей организацией, для выполнения мероприятий, планируемых в СУПБ, для ПК с учетом особенностей эксплуатируемого организацией ОПО.
6. Раздел "Система управления охраной труда" состоит из подразделов:
"Политика работодателя в области ОТ";
"Цели работодателя в области ОТ";