ГОСТ Р 59169-2020
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Строительные работы и типовые технологические процессы
ПРИМЕНЕНИЕ БЕСПИЛОТНЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ
Общие требования
Construction works and standard processes. The application of unmanned aircrafts (drones) in conducting earthworks. General requirements
ОКС 93.020
Дата введения 2021-01-01
1 РАЗРАБОТАН Публичным акционерным обществом "Газпром нефть" (ПАО "Газпром нефть"), Акционерным обществом "Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве" (АО "ЦНС")
2 ВНЕСEН Техническим комитетом по стандартизации ТК 400 "Производство работ в строительстве. Типовые технологические и организационные процессы"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 ноября 2020 г. N 1051-ст
4 ВВЕДEН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт разработан в рамках Программы национальной стандартизации в Российской Федерации, а также в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", Федеральным законом от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" и предназначен для организаций, применяющих беспилотные воздушные суда при выполнении земляных работ.
В настоящем стандарте установлены общие требования к применению беспилотных воздушных судов и к используемому навесному оборудованию с целью визуализации хода строительства и оценки объемов выполненных земляных работ на объектах капитального строительства.
1.1 Настоящий стандарт распространяется на правила выбора и применения беспилотных воздушных судов (БВС) при выполнении земляных работ на объектах капитального строительства.
1.2 Настоящий стандарт устанавливает общие требования к применению БВС:
- для построения инженерной цифровой модели местности;
- осуществления визуального контроля хода выполнения земляных работ;
- проведения обмерных работ участка выполнения земляных работ;
- планирования земляных работ (в том числе работы по определению мест размещения и по складированию сыпучих материалов и земляных масс);
- определения объемов земляных масс;
- осуществления исполнительной съемки в процессе выполнения и после окончания земляных работ.
1.3 Положения настоящего стандарта применяют только в сочетании с требованиями, изложенными в руководствах по эксплуатации используемого оборудования.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 12.1.004 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.2.003 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.3.002 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.4.011 Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация
СП 48.13330.2019 "СНиП 12-01-2004 Организация строительства"
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.
3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 аэрофотосъемка: Фотографирование территории с высоты при помощи цифровых камер, установленных на воздушном судне.
3.1.2
внешний пилотирующий пилот: Член внешнего экипажа дистанционно пилотируемого воздушного судна, который приводит в действие органы управления воздушного судна и несет ответственность в отношении траектории полета воздушного судна, входящего в состав беспилотной авиационной системы. [ГОСТ Р 57258-2016, статья 3.3.2] |
3.1.3
беспилотное воздушное судно; БВС: Воздушное судно, которое предназначено выполнять полет без пилота на борту. [ГОСТ Р 56122-2014, пункт 2.1.4] |
3.1.4
земляные работы: Работы с механическим, взрывным или гидромеханизированным воздействием на грунтовой массив природного или техногенного залегания (осушение, экскавация, взрывание, рыхление, перемещение, отсыпка, намыв, планировка, уплотнение, вытрамбовка, укрепление, армирование, бурение, увлажнение, обжиг, замораживание, оттаивание, мелиорация) в целях изменения его потребительских свойств и места расположения. [СП 407.1325800.2018, пункт 3.12] |
3.1.5
инженерная цифровая модель местности; ИЦММ: Форма представления инженерно-топографического плана в цифровом объектно-пространственном виде для автоматизированного решения инженерных задач и проектирования объектов строительства. ИЦММ состоит из цифровой модели рельефа и цифровой модели ситуации. [СП 333.1325800.2017, пункт 3.9.2] |
3.1.6 исполнительная документация: Текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов капитального строительства и их элементов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по мере завершения определенных в проектной документации работ.
3.1.7
исполнительная съемка: Процесс, основным содержанием которого является определение фактического положения строительных конструкций и технологического оборудования относительно разбивочных осей. [СП 126.13330.2017, Б.11 приложения Б] |
3.1.8 полезная нагрузка (оснащение): Элементы и подсистемы беспилотных воздушных судов, предназначенные для обеспечения эксплуатации беспилотных авиационных систем в соответствии с функциональным назначением, для расширения функциональных возможностей беспилотных авиационных систем по назначению, не входящие в перечень основных подсистем беспилотных воздушных судов и устанавливаемые (подвешиваемые) на беспилотные воздушные суда по мере необходимости.
Примечание - К полезной нагрузке относят в том числе: цифровые фото- и видеокамеры, тепловизоры, лидары, мультиспектральные камеры и др.
3.1.9 наземная станция управления; НСУ: Станция, осуществляющая связь с беспилотным воздушным судном, предназначенная для обеспечения комплексного решения прикладных задач.
3.1.10
опознак: Точка объекта фотограмметрической съемки с известными пространственными координатами, опознанная на фотограмметрическом снимке. Примечания 1 Опознак может быть плановым (известны координаты X, Y), планово-высотным (известны все три координаты X, Y, Z) и высотным (известна только высота Z). 2 Опознак может быть использован в качестве опорной или контрольной точки при фотограмметрической обработке фотограмметрического снимка. [ГОСТ Р 51833-2001, статья 34] |
Примечание - В качестве опознаков рекомендуется использовать объекты, не имеющие высотной составляющей, такие как четкие контуры в виде пересечения дорог, люки, дорожная разметка и др. Опознаки должны легко опознаваться как на местности, так и на снимках, иметь контрастную окраску, а их координаты определяют геодезическими методами.
3.1.11
подрядчик: Специалист или организация, берущие на себя ответственность за выполнение строительных работ в соответствии с контрактом. [ГОСТ Р 58033-2017, статья 8.4] |
3.1.12 фотограмметрический снимок: Изображение объекта фотограмметрической съемки, зафиксированное на материальном цифровом носителе в цифровом виде, используемое для целей фотограмметрической обработки.
Примечание - Изображение, зафиксированное в цифровом виде, называют цифровым фотограмметрическим снимком.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
БВС - беспилотное воздушное судно;
НСУ - наземная станция управления;
ППР - проект производства работ;
ГНСС - глобальная навигационная спутниковая система.
4.1 В ходе выполнения земляных работ на объектах капитального строительства необходимо применять следующие типы БВС:
- БВС самолетного типа с электродвигателем (по 4.2);
- БВС самолетного типа с двигателем внутреннего сгорания (по 4.3);
- коптер (по 4.4).
4.2 При применении БВС самолетного типа с электродвигателем (см. рисунок 1) необходимо учитывать следующие характеристики:
- диапазон скоростей БВС самолетного типа с электродвигателем, который составляет от 60 до 130 км/ч;
- продолжительность полета БВС самолетного типа с электродвигателем, которая составляет от 3 до 10 ч;
- минимальную безопасную высоту полета БВС самолетного типа с электродвигателем, которая составляет 100 м.
Примечание - БВС самолетного типа с электродвигателем имеют более высокую отказоустойчивость по сравнению с БВС самолетного типа с двигателем внутреннего сгорания.
Рисунок 1 - Беспилотное воздушное судно самолетного типа с электродвигателем
4.3 При применении БВС самолетного типа с двигателем внутреннего сгорания (см. рисунок 2) необходимо учитывать следующие характеристики:
- диапазон скоростей БВС самолетного типа с двигателем внутреннего сгорания, который составляет от 80 до120 км/ч;