Действующий
БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

ГОСТ Р 56122-2014

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воздушный транспорт

БЕСПИЛОТНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Общие требования

Air transport. Unmanned aircraft systems. General requirements



ОКС 03.220.50

Дата введения 2015-07-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации" (ФГУП ГосНИИ ГА)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 "Воздушный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 сентября 2014 г. N 1130-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на беспилотные авиационные системы и содержит основные требования на беспилотные авиационные системы и их элементы при разработке, производстве, сертификации и эксплуатации и предназначен для согласования и единообразного подхода ко всем процедурам касающимся гражданских беспилотных авиационных систем.

     2 Термины и определения

2.1 В настоящем стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями:

2.1.1 автономное воздушное судно: Беспилотное воздушное судно, которое не предусматривает вмешательство пилота в управление полетом.

2.1.2 автономный полет: Полет, который дистанционно пилотируемое воздушное судно выполняет без вмешательства пилота в управление полетом.

2.1.3 беспилотная авиационная система: Воздушное судно и связанные с ним элементы, которые эксплуатируются без пилота на борту.

2.1.4 беспилотное воздушное судно: Воздушное судно, которое предназначено выполнять полет без пилота на борту.

2.1.5 бортовой самописец: Любой самопишущий прибор, устанавливаемый на борту воздушного судна в качестве дополнительного источника сведений для проведения расследования авиационного происшествия/инцидента. В случае дистанционно пилотируемого воздушного судна данный термин включает также любой самопишущий прибор, устанавливаемый на станции внешнего пилота в качестве дополнительного источника сведений для проведения расследования авиационного происшествия/инцидента.

2.1.6 вид воздушных судов: Классификация воздушных судов на основе установленных основных характеристик, например, самолет, планер, вертолет, свободный аэростат.

2.1.7 внешний пилот: Лицо, манипулирующее органами управления дистанционно пилотируемого воздушного судна в течение полетного времени.

2.1.8 воздушное судно: Любой аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, исключая взаимодействие с воздухом, отраженным от земной поверхности.

2.1.9 время полета (налет) по приборам: Время, в течение которого пилот пилотирует воздушное судно исключительно по приборам без использования внешних ориентиров.

2.1.10 дистанционно пилотируемая авиационная система: Комплекс конфигурируемых элементов, включающий дистанционно пилотируемое воздушное судно, связанную с ним станцию (станции) внешнего пилота, необходимые линии управления и контроля, а также любые другие элементы системы, которые могут потребоваться в любой момент в ходе выполнения полета.

2.1.11 дистанционно пилотируемое воздушное судно: воздушное судно, которое пилотирует пилот, не находящийся на борту этого воздушного судна.

2.1.12 дистанционное пилотирование: Управление воздушным судном с рабочего места пилота, которое не находится на борту этого воздушного судна.

2.1.13 командир воздушного судна: Пилот, назначенный эксплуатантом или, в случае авиации общего назначения, владельцем воздушного судна, выполнять обязанности командира и отвечать за безопасное выполнение полета.

2.1.14 коммерческий полет: Полет воздушного судна, осуществляемый в деловых целях за плату или по найму (съемка местности, наблюдение с целью обеспечения безопасности, обследование состояния дикой природы, авиационно-химические работы и пр.), кроме коммерческих воздушных перевозок.

2.1.15 линия управления и контроля: линия передачи данных между дистанционно пилотируемым воздушным судном и станцией внешнего пилота в целях управления полетом.

2.1.16 наблюдатель ДПВС: Член внешнего экипажа, который путем визуального наблюдения за дистанционно пилотируемым воздушным судном помогает внешнему пилоту безопасно выполнять полет.

2.1.17 обнаружение и предупреждение: Способность видеть, распознавать или обнаруживать находящиеся вблизи воздушные суда или другие источники опасности и предпринимать соответствующие действия в целях соблюдения применимых правил полета.

2.1.18 передача управления: Действие, заключающееся в передаче управления, связанного с пилотированием, от одной станции внешнего пилота к другой.

2.1.19 пилотировать: Манипулировать органами управления воздушного судна в течение полетного времени.

2.1.20 пилотирующий пилот: Лицо, которое приводит в действие органы управления воздушного судна и отвечает за траекторию полета воздушного судна.

2.1.21 полет в пределах прямой видимости: Полет, при котором внешний экипаж поддерживает непосредственный визуальный контакт с воздушным судном с целью управления его полетом и исполнения обязанностей, связанных с обеспечением эшелонирования и предупреждением столкновений.

2.1.22 полетное время, время полета (вертолеты): Общее время с момента начала вращения лопастей несущих винтов вертолета до момента полной остановки вертолета по окончании полета и прекращения вращения несущих винтов.

2.1.23 полетное время, время полета (самолеты): Общее время с момента начала движения самолета с целью взлета до момента его остановки по окончании полета.

2.1.24 потерянная линия: Потеря соединения линии управления и контроля с дистанционно пилотируемым воздушным судном, в случае которой внешний пилот не может продолжать управлять полетом этого воздушного судна.

2.1.25 прямая радиовидимость: Прямой двусторонний электронный контакт между передатчиком и приемником.

2.1.26 руководство полетами: Осуществление полномочий в отношении начала, продолжения или окончания полета, а также изменения маршрута в интересах безопасности воздушного судна, регулярности и эффективности полета.

2.1.27 сегрегированное воздушное пространство: Воздушное пространство установленных размеров, предназначенное для исключительного использования конкретным пользователем (пользователями).

2.1.28 станция внешнего пилота: Рабочее место, с которого внешний пилот управляет полетом беспилотного воздушного судна.

2.1.29 член внешнего экипажа: Имеющий свидетельство член экипажа, на которого возложены обязанности, связанные с управлением дистанционно пилотируемым воздушным судном в течение полетного времени.

2.1.30 член летного экипажа: Имеющий свидетельство член экипажа, на которого возложены обязанности, связанные с управлением воздушным судном в течение служебного полетного времени.

2.1.31 член экипажа: Лицо, назначенное эксплуатантом для выполнения определенных обязанностей на борту воздушного судна в течение служебного полетного времени.

2.1.32 эксплуатант: Лицо, организация или предприятие, занимающееся эксплуатацией воздушных судов или предлагающее свои услуги в этой области.

2.1.33 автономное воздушное судно: Беспилотное воздушное судно, которое не предусматривает вмешательство пилота в управление полетом.

2.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

БАС - беспилотная авиационная система (системы);

БВС - беспилотное воздушное судно;

БЛА - беспилотный летательный аппарат (устаревший термин);

БСПС - бортовая система предупреждения столкновений;

ВГА - ведомство гражданской авиации;

ВМУ - визуальные метеорологические условия;

ВЧ - высокая частота;

ГосПБП - государственная программа по безопасности полетов;

ДПАС - дистанционно пилотируемая авиационная система;

ДПВС - дистанционно пилотируемое воздушное судно;

ИКАО - Международная организация гражданской авиации ;

ОВЧ - очень высокая частота;

ОрВД - организация воздушного движения;

ПВП - правила визуальных полетов;

ППП - правила полетов по приборам;

СУБП - система управления безопасностью полетов;

ОВД - обслуживание воздушного движения;

СЭБ - сертификат эксплуатанта БАС;

УВД - управление воздушным движением.

     3 Общие положения


Действие настоящего стандарта распространяется на уполномоченные органы, разработчиков, изготовителей, и эксплуатантов беспилотных авиационных систем и не распространяется на автономные воздушные суда.

     4 Основные требования

4.1 Правовые вопросы

Конвенция о международной гражданской авиации содержит необходимые для ДПВС требования. Предполагается, что после принятия соответствующих требований для включения в каждое затрагиваемое Приложение ИКАО и федеральное авиационное правило, государства смогут осуществлять полеты ДПВС в такой же мере, как и полеты ВС с пилотом на борту.

4.2 Производство полетов

4.2.1 Правила полетов

Выполнение полетов и маневрирование БВС осуществляется в соответствии со Стандартами Приложения 2 ИКАО* и Федеральными авиационными правилами.

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

4.2.2 Предупреждение столкновений

Командир беспилотного воздушного судна - внешний пилот ДПВС, несет ответственность за обнаружение и предупреждение возможных конфликтных и других опасных ситуаций. Технические средства, обеспечивающие внешнему пилоту достаточное для выполнения его обязанностей представление об окружающей воздушное судно обстановке, должны быть встроены в воздушное судно, а связанные с ними компоненты размещены на станции внешнего пилота и должны:

а) распознавать и понимать знаки, маркировку и световые сигналы на аэродромах;

б) распознавать визуальные сигналы (например, при перехвате);

в) определять опасность и предупреждать столкновения с землей;

г) определять и обходить зоны со сложными погодными условиями;

д) поддерживать приемлемую дистанцию от облаков;

е) обеспечивать "визуальное" эшелонирование относительно других воздушных судов или транспортных средств;