ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 февраля 2024 года № 71
О внесении изменений в постановление Правительства
Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. № 280
Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. № 280 "Об утверждении государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области" следующие изменения:
1.1. Наименование постановления изложить в следующей редакции:
"Об утверждении государственной программы Нижегородской
области "Развитие агропромышленного комплекса
Нижегородской области".
1.2. В пункте 1 слова "государственную программу" заменить словами "государственную программу Нижегородской области".
2. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. № 280.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 г., и подлежит официальному опубликованию.
И.о.Губернатора А.Н.Гнеушев
Изменения,
которые вносятся в государственную программу "Развитие
агропромышленного комплекса Нижегородской области",
утвержденную постановлением Правительства
Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. № 280
Государственную программу изложить в следующей редакции:
"Государственная программа Нижегородской области
"Развитие агропромышленного комплекса
Нижегородской области"
Стратегические приоритеты Государственной программы
Нижегородской области "Развитие агропромышленного
комплекса Нижегородской области"
1. Оценка текущего состояния агропромышленного
комплекса Нижегородской области
Аграрный сектор представляет собой значимую сферу народного хозяйства и играет важную роль в экономике Нижегородской области (далее также - область, регион).
Доля агропромышленного комплекса (далее - АПК) в экономике региона составляет:
в составе отгруженной продукции - 13,8 процента;
в объеме инвестиций в основной капитал - 5,2 процента;
в численности занятых трудовых ресурсов - 5,8 процента.
В 2022 году стоимость валовой продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий составила 120 млрд рублей, рост к 2021 году составил 20,3 процентных пункта. Индекс физического объема производства при этом составил 112 процентов к уровню предыдущего года, по отношению к уровню 2013 года - 118,5 процента.
Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий в 2022 году составил 122,0 процента по отношению к уровню 2021 года, к уровню 2020 года - 102,8 процента. Индекс производства продукции животноводства в 2022 году составил 101,5 процента к уровню 2021 года, к 2020 году - 102,5 процента.
В 2022 году предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности произведено и отгружено продукции на сумму 162,5 млрд рублей, рост к уровню 2021 года - 14,4 процента (производство пищевых продуктов - 128,8 млрд рублей и производство напитков - 33,6 млрд рублей), в том числе доля пищевых продуктов в общем объеме обрабатывающих производств в денежном выражении составила 10,7 процента.
Положительная динамика развития отрасли обеспечена государственной политикой в сфере сельского хозяйства. С 2014 года в регионе реализуется государственная программа Нижегородской области "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области", утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. № 280 (далее - Государственная программа).
Государственная программа определяет цели, задачи и основные направления развития и регулирования агропромышленного комплекса региона, финансовое обеспечение и механизмы реализации мероприятий и показателей их результативности. Государственная программа предусматривает комплексное развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства, отдельных сфер деятельности агропромышленного комплекса, обеспечение эпизоотического благополучия и развитие государственной ветеринарной службы, комплексное развитие сельских территорий, создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации, эффективное вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развитие мелиоративного комплекса.
По оценке министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области и данным Федеральной службы государственной статистики в 2022 году достигнуты или превышены плановые значения уровня самообеспечения, предусмотренные доктриной продовольственной безопасности (таблица 1) по таким товарным группам как зерно, картофель, яйца.
Таблица 1
Продовольственная обеспеченность Нижегородской
области по товарным группам
Товарная группа | Цель по Доктрине | Факт Россия | Факт Нижегородской области |
Зерно | >95% | 191,4% | 170,9% |
Мясо и мясопродукты | >85% | 101,8% | 49,6% |
Молоко и молокопродукты | >90% | 85,7% | 84,5% |
Картофель | >95% | 94,5% | 114,9% |
Овощи и бахчевые | >90% | 88,5% | 67,3% |
Фрукты и ягоды | >60% | 47,3% | 39,6% |
Сахар | >90% | 105% | 56% |
Растительное масло | >90% | 341% | 10% |
Яйца | - | 98% | 133% |
При этом уровень самообеспечения ниже значений, установленных доктриной продовольственной безопасности, остается по мясу, молоку и молокопродуктам, овощам, фруктам, сахару и растительному маслу.
По результатам работы в 2022 году рентабельность сельскохозяйственных организаций региона с учетом государственной поддержки составила 13,4 процента.
Среднемесячная начисленная заработная плата в сельскохозяйственных организациях (полный круг) составила 34574,1 рубля, что выше показателя 2021 года на 17,5 процента. При этом среднемесячная начисленная заработная плата в сельскохозяйственных организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, составила 43347,5 рубля, что на 21,4 процент выше уровня 2021 года.
Доля агропромышленного комплекса Нижегородской области в основных показателях по вкладу в агропромышленный комплекс Российской Федерации держится в диапазоне 1,5-1,6 процента по большинству показателей (таблица 2).
Таблица 2
Доля вклада агропромышленного комплекса Нижегородской
области по основным показателям экономики в
агропромышленный комплекс Российской Федерации и
Приволжского федерального округа в 2021 году, %
Показатель | Доля Нижегородской области в Приволжском федеральном округе | Доля Нижегородской области в Российской Федерации |
Инвестиции в основной капитал | 9,6 | 1,6 |
Экспорт продукции АПК | 16,4 | 0,8 |
Отгрузка продукции* | 8,7 | 1,5 |
Занятость* | 7,3 | 1,5 |
ВРП ** | 5 | 1 |
*Производство и переработка сельскохозяйственной продукции
** Производство сельскохозяйственной продукции
В разрезе субъектов Приволжского федерального округа (далее - ПФО) Нижегородская область находится в первой шестерке по всем рассматриваемым показателям (таблица 2).
Центр отраслевой экспертизы акционерного общества "Российский Сельскохозяйственный банк" (далее - РСХБ) подготовил пилотный рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов в сфере АПК по итогам 2022 года. Для расчета рейтинга аналитики центра отраслевой экспертизы РСХБ использовали следующие показатели: доступность рынков сбыта, сырьевая база развития производства продукции АПК, текущий масштаб отрасли, маржинальность АПК и потенциал дальнейшего роста отрасли.
В топ-10 регионов с точки зрения инвестиционной привлекательности АПК по версии Центра отраслевой экспертизы РСХБ вошли:
1. Москва и Московская область
2. Краснодарский край
3. Ростовская область
4. Брянская область
5. Республика Карелия
6. Курская область
7. Воронежская область
8. Саратовская область
9. Белгородская область
10. Ставропольский край
Нижегородская область во всероссийском перечне занимает 21 место.
В рейтинге среди регионов ПФО- 6 место.
В топ-10 регионов ПФО вошли:
1. Саратовская область
2. Самарская область
3. Республика Татарстан
4. Пензенская область
5. Ульяновская область
6. Нижегородская область
7. Кировская область
8. Республика Мордовия
9. Чувашская Республика
10. Удмуртская Республика
Лидирующие позиции занимают Саратовская область, Республика Татарстан, Самарская область, превосходящие Нижегородскую область по уровню доступности рынков сбыта и маржинальности отраслей АПК.
В регионе большое внимание уделяется комплексному развитию сельских территорий.
На развитие сельских территорий за период с 2018 по 2022 годы направлено 3356 млн рублей, из которых 1482 млн рублей - средства областного бюджета.
Основные результаты за пять лет:
- 41 объект газификации введен в эксплуатацию;
- 9 объектов водоснабжения введены в эксплуатацию;
- 334 проекта благоустройства сельских территорий реализованы;
- 41 проект строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов социальной и инженерной инфраструктуры реализован.
Более 250 семей улучшили жилищные условия, построив 15,5 тыс.кв. м жилья (за счет средств социальных выплат на строительство).
Построено 59, реконструировано 36 животноводческих объектов.
На региональную поддержку кадров в отрасли за период с 2019 по 2022 годы направлено 131,6 млн рублей. Трудоустроено 835 молодых специалистов и работников, 135 студентов получили персональную аграрную стипендию.
АПК Нижегородской области в настоящее время столкнулся с экономическими трудностями, возникшими в результате санкционного давления со стороны недружественных государств, среди которых: обеспеченность сельскохозяйственных товаропроизводителей семенным материалом и средствами защиты растений, семенем животных-производителей, программным обеспечением, расходными материалами, и запасными частями для оборудования и техники.
Пищевая и перерабатывающая промышленность региона столкнулась с проблемами экспорта масложировой продукции, изменением условий поставок сырья, материалов, и товаров иностранного производства.
Кроме этого, основными проблемами АПК Нижегородской области по-прежнему остаются:
недостаточный уровень доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления технической и технологической модернизации производства;
медленные темпы социального развития сельских территорий, не способствующие улучшению социально-демографической ситуации, отток трудоспособного населения, особенно молодежи, низкий уровень привлекательности труда на селе, и, как следствие, дефицит специалистов в отраслях АПК.
Динамика развития агропромышленного комплекса Нижегородской области до 2030 года будет формироваться под воздействием различных факторов. С одной стороны, скажутся меры, которые были приняты в последние годы по повышению устойчивости агропромышленного производства, комплексного развития сельских территорий, с другой стороны - перестройка экономических связей в результате санкционного давления, что усиливает неопределенность в направлении устойчивого и динамичного развития АПК региона.
2. Описание приоритетов и целей социально-экономического
развития Нижегородской области в сфере
развития АПК Нижегородской области
Приоритеты государственной политики в сфере развития агропромышленного комплекса Нижегородской области определены Стратегией развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 г. № 2567-р, Стратегией социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. № 889.