ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 февраля 2024 года № 53

О внесении изменений в постановление Правительства
Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 306



Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 306 "Об утверждении государственной программы "Охрана окружающей среды Нижегородской области" следующие изменения:

1.1. Наименование постановления изложить в следующей редакции:

"Об утверждении государственной программы
Нижегородской области "Охрана окружающей среды
Нижегородской области"".

1.2. В пункте 1 слова "государственную программу" заменить словами "государственную программу Нижегородской области".

2. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу "Охрана окружающей среды Нижегородской области", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 306.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 г., и подлежит официальному опубликованию.



       И.о.Губернатора                          Ю.В.Ильин


УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 15 февраля 2024 г. № 53

Изменения,
которые вносятся в государственную программу
"Охрана окружающей среды Нижегородской области",
утвержденную постановлением Правительства
Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 306


Государственную программу изложить в следующей редакции:

"Государственная программа Нижегородской области

 "Охрана окружающей среды Нижегородской области"

     
Стратегические приоритеты

государственной программы Нижегородской области

"Охрана окружающей среды Нижегородской области"


1. Оценка текущего состояния социально-экономического

развития Нижегородской области в сфере

охраны окружающей среды


Одной из главных задач на современном этапе развития России является формирование системы мер по обеспечению устойчивого развития, базирующихся на разработке и внедрении новых и максимальном использовании имеющихся экологически безопасных, энерго- и ресурсосберегающих, мало- и безотходных технологий. При этом особое внимание уделяется созданию правовых, организационных и экономических условий экологической переориентации экономики, социальной сферы и систем жизнеобеспечения в соответствии с требованиями рационального использования всех видов ресурсов, сохранения и улучшения состояния окружающей среды и природных комплексов.

Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г., определяют в качестве стратегической цели государственной политики в области экологического развития решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р, определяет в качестве стратегической цели государственной политики в области экологии сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, рассматривает экологическую безопасность и рациональное природопользование как один из стратегических национальных приоритетов.

Обеспечение безопасности населения, в том числе экологической, является одним из приоритетов Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. № 889.

Экологическая безопасность - это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Нижегородская область относится к числу крупнейших индустриальных центров России с высокой долей перерабатывающей промышленности в экономике, что подразумевает наличие значительного вредного воздействия объектов экономики на окружающую природную среду и здоровье населения.

Благодаря проводимой экологической политике и осуществлению природоохранных мероприятий экологическая обстановка в области в настоящее время в целом является стабильной.

Нижегородская область относится к регионам с высокой водообеспеченностью, в основном за счет поверхностных вод.

Территория Нижегородской области полностью располагается в бассейне реки Волги. На территории области частично расположены два водохранилища Волжско-Камского каскада ГЭС: Горьковское (объем 8,8 куб. км) и Чебоксарское (объем 4,6 куб. км). По территории области протекает более 9 тысяч рек и ручьев, из них 600 рек длиной более 10 км. Наиболее крупными реками, протекающими по территории Нижегородской области и пересекающими границы области, являются Волга, Ока, Сура, Ветлуга, Клязьма, Пьяна, Уста, Пижма; наиболее крупными внутренними реками - Узола, Линда, Тёша, Сережа, Керженец, Кудьма, Урга. Все реки области типично равнинные.

Нижегородская область, расположенная в центре Русской равнины, в бассейне реки Волги, обладает уникальным природным разнообразием в силу своего географического положения на стыке нескольких природных зон.

По территории региона проходит северная, наиболее сложная граница знаменитого русского чернозема. Рубеж между таежно-боровой и дубравно-лесостепной территориями - р. Волга. По рекам Ветлуга и Сура проходят границы распространения многих уральско-сибирских и западноевропейских видов (пихта сибирская, ели сибирская и европейская, ясень обыкновенный, зеленчук желтый, подлесник европейский и другие).

К настоящему времени в неизмененном или малоизмененном виде сохранилось лишь около 2% южнотаежных темнохвойных лесов, 1% хвойно-широколиственных лесов, 0,3% широколиственных лесов и 0,8% степей. Первичная растительность пойм сохранилась лишь на 4,4% своей былой площади. Сохранность болот составляет 40%, сосновых боров - чуть менее 10%. Большинство естественных старовозрастных лесов расчленены на мелкие участки, пространство между которыми занято производными типами леса или сосновыми культурами, а также сельскохозяйственными, промышленными и селитебными зонами.

Изменение и уничтожение местообитаний приводит и к угрозе сокращения видового богатства. Сокращают численность, ареалы и исчезают многие виды животных и растений: из 1290 видов сосудистых растений области около 20% являются в различной степени уязвимыми, около 14% нуждаются в территориальной охране, а из 298 видов наземных позвоночных животных около 50% нуждаются в охране (в том числе около 30% - в территориальной). Анализ лимитирующих факторов показал, что основной угрозой для большинства редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений остается антропогенная трансформация местообитаний, хотя в последнее время роль данного фактора несколько снизилась в связи с созданием значительного числа особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

Основа региональной сети ООПТ была заложена в 1960-80-е гг., в 1990-е гг. сформирован фундамент экологического каркаса области, который в состоянии обеспечить сохранение основных центров биологического разнообразия в регионе. Система утвержденных и зарезервированных ООПТ вместе с охранными зонами составляет почти 11% территории области.

Государственная сеть наблюдения за состоянием окружающей среды Росгидромета на территории Нижегородской области на настоящий момент времени включает 30 пунктов, 47 створов гидрохимических наблюдений, расположенных на 18 водных объектах; 8 пунктов, 17 створов гидробиологических наблюдений, расположенных на 5 водных объектах; 17 стационарных ПНЗ, расположенных в 4 городах; 8 пунктов наблюдений за химсоставом снежного покрова; 1 станция наблюдений за химсоставом атмосферных осадков; 7 пунктов (хозяйств) наблюдений за загрязнением почв сельхозугодий пестицидами; 4 пункта наблюдений за загрязнением почвы токсикантами промышленного происхождения. Сеть радиационного мониторинга включает 1 пункт наблюдений за радиоактивностью аэрозолей в приземном слое атмосферы, 7 пунктов наблюдений за радиоактивностью атмосферных выпадений, 18 пунктов измерений мощности амбиентного эквивалента дозы гамма-излучения на местности.

Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области осуществляет следующие экспедиционные наблюдения за состоянием окружающей среды: атмосферный воздух - в 9 городах Нижегородской области; поверхностные воды - на 18 водных объектах, расположенных в 15 муниципальных образованиях Нижегородской области.

В то же время в Нижегородской области существует целый ряд проблем в сфере проведения государственного экологического мониторинга. В течение последних лет в силу объективных причин практически перестала функционировать единая система государственного экологического мониторинга Нижегородской области. В последние годы благодаря произошедшему расширению приборно-аналитического парка силами министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области и подведомственного ему государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Экология региона" проводятся работы по организации регулярного мониторинга состояния водных объектов Нижегородской области, а также атмосферного воздуха в крупных населенных пунктах. Тем не менее, для обоснованного принятия управленческих решений в сфере охраны окружающей среды требуется существенное расширение и совершенствование региональной системы экологического мониторинга.

В результате реализации мероприятий в сфере мониторинга атмосферного воздуха предполагается приобретение, установка и эксплуатация стационарных постов наблюдения в крупных городах региона, атмосферный воздух которых испытывает наибольшую антропогенную нагрузку (Нижнем Новгороде, Дзержинске, Кстово, Выксе, Бор, Балахне, Богородске), а также приобретение, установку и эксплуатацию малогабаритных автоматических станций контроля качества атмосферного воздуха в городах области Нижнем Новгороде, Дзержинске, Кстово, Выксе, Бор, Балахна, Арзамас, Павлово и Заволжье, в том числе ранее не охваченных системой стационарных наблюдений. В прочих населенных пунктах предлагается организовать экспедиционные наблюдения за состоянием атмосферного воздуха с использованием передвижных лабораторий. Мобильные лаборатории будут использоваться также для получения информации о состоянии воздуха в районах наиболее интенсивного влияния автотранспорта.

Мероприятия в сфере мониторинга поверхностных водных объектов Нижегородской области предполагают расширение существующей системы постов экспедиционного контроля качества воды поверхностных водных объектов, являющихся источниками питьевого водоснабжения крупных населенных пунктов, а также подвергающихся воздействию предприятий-загрязнителей (в местах крупнейших выпусков сточных вод в водные объекты), водных объектов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также отнесенных к объектам рекреационного значения.

В плане обеспечения информированности организаций и населения о состоянии окружающей среды на территории области осуществляются мероприятия по обеспечению круглосуточного функционирования экологической диспетчерской службы, ведение регионального экологического информационного ресурса для сбора и анализа мониторинговых данных, подготовка к изданию информационного доклада о состоянии окружающей среды, формирование радиационно-гигиенического паспорта территории Нижегородской области.

На территории Нижегородской области в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Нижегородской области, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 18 ноября 2019 г. № 843 (далее - Территориальная схема), действуют 6 комплексных объектов обработки и размещения твердых коммунальных отходов (далее - ТКО). Все вышеуказанные комплексы оснащены мусоросортировочными комплексами. Вторичные материальные ресурсы отсортировываются, направляются в организации, имеющие лицензию на переработку вышеуказанных отходов и, таким образом, возвращаются в хозяйственный оборот, минимизируя долю захоронения ТКО. На сегодняшний день суммарная мощность размещения ТКО в соответствии с Территориальной схемой составляет 1397 тыс. тонн в год.

В соответствии с отчетностью по форме предоставления данных об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, накоплении, размещении твердых коммунальных отходов и отходов после обработки твердых коммунальных отходов, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19 апреля 2022 г. № 285, фактическая масса поступления ТКО региональным операторам по обращению с ТКО на конец 2022 г. составляет 919 тыс.тонн, масса обработанных ТКО составляет 755,7 тыс.тонн, масса утилизированных ТКО составляет 80,1 тыс.тонн.

Таким образом, в настоящее время на территории Нижегородской области профицит существующих мощностей по обработке и утилизации ТКО.

На объектах обработки ТКО Нижегородской области преимущественно используется ручная сортировка отходов, на объекте ООО "МАГ Груп" используется автоматизированная сортировка.

В рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", устанавливающего необходимость увеличения к 2030 году доли обработки ТКО до 100%, доли утилизации ТКО до 50% и сокращения доли захоронения ТКО до 50%, планируется модернизация вышеуказанных объектов в целях увеличения процента отбора вторично-материальных ресурсов от объема ТКО, поступающих на обработку.

До 2026 года планируется строительство линий компостирования на всех объектах обращения с ТКО Нижегородской области: ООО "МАГ Груп" (мощность утилизации 150 тыс.тонн в год), АО "Ситиматик-Нижний Новгород" Городецкого муниципального округа (мощность утилизации 35 тыс.тонн в год) и Балахнинского муниципального округа (мощность утилизации 29 тыс.тонн в год), ООО "ОРБ Нижний" (мощность утилизации 20 тыс.тонн в год).

Правительством Нижегородской области активно реализуется проект по созданию межмуниципального полигона с мусоросортировочным комплексом для размещения непригодных к переработке ТКО в г.о.г. Арзамас Нижегородской области (далее - Объект). В состав Объекта войдут: мусоросортировочный комплекс, мощностью 125 тыс.тонн в год, три карты полигона, расположенные на площади 30 га, линия компостирования, мощностью 50 тыс.тонн в год, участок обработки крупногабаритных отходов, мощностью 35 тыс.тонн в год. Объект будет обслуживать 24 муниципальных округа Нижегородской области (№ 7 "Арзамасская" и № 8 "Сергачская"). Реализация проекта планируется в рамках концессионного соглашения от 3 марта 2023 г. № 16-П, заключенного между Правительством Нижегородской области и дочерней компанией Корпорации развития Нижегородской области - ООО "Проект-3" (концессионер). Срок реализации концессионного соглашения 25 лет (2023-2047 г.г.). Объем инвестиций в данный проект составит порядка 2,9 млрд руб., планируется привлечение мер поддержки со стороны ППК "Российский экологический оператор" в виде льготного займа до 95% от стоимости проекта через облигации, выпускаемые ППК "Российский экологический оператор".

На период действия Территориальной схемы планируемый объем капитальных вложений в строительство, реконструкцию, вывод из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов оценивается в размере 17 496 123,52 тыс. руб., до 2039 г.

В целях формирования устойчивой системы обращения с ТКО, обеспечивающей сортировку отходов до 100% и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза, Нижегородская область реализует федеральный проект "Комплексная система обращения с ТКО".

В рамках данного федерального проекта некоторые объекты уже сейчас достигают поставленные к 2030 году показатели по обработке - 100%.

Однако имеется и ряд проблемных вопросов в сфере обращения с отходами:

1. Нарушение графика вывоза ТКО и крупногабаритных отходов с контейнерных площадок. В первую очередь, данная проблема связана с недостаточным количеством мусоровывозящей техники у регионального оператора по обращению с ТКО, что влечет за собой переполнение контейнеров и образование навалов на территории контейнерной площадки.

2. Нарушение требований к содержанию контейнерных площадок.

3. Сверхнормативное образование ТКО на территории муниципальных образований. В целях проработки данного вопроса для организации процесса своевременного и качественного вывоза, транспортирования, обработки, размещения, захоронения сверхнормативного объема ТКО, образованного (накопленного) в местах (площадках) накопления ТКО, был проведен анализ данных региональных операторов и операторов объектов размещения отходов. Оценочный объем выпадающих доходов составляет порядка 741 млн руб. на территории области.

Особенно остро стоит вопрос с несанкционированными навалами отходов, не относящимися к ТКО, такими как отходы строительства и сноса, отходы растительного происхождения и т.п.

В 2023 году проведена работа по определению объемов образования таких отходов и дополнительной финансовой потребности муниципальных округов Нижегородской области в средствах областного бюджета для обеспечения их вывоза с территорий муниципалитетов.  

Согласно информации, полученной от администраций муниципальных округов Нижегородской области, ориентировочный объем образования отходов растительного происхождения составит на 2024 год 321226,0 м, из них 89032,5 м планируется вывезти за счет имеющихся в муниципальных бюджетах средств, а на вывоз 232193,5 м отходов потребуется дополнительное финансирование из областного бюджета.

В свою очередь в Нижегородской области принимаются и планируются к реализации меры, направленные на решение вопросов накопления и вывоза ТКО с территорий населенных пунктов. Основные усилия направлены на улучшение системы сбора и утилизации отходов, повышение экологической культуры населения и развитие инфраструктуры для обращения с ТКО.

Важным условием, способствующим повышению экологической безопасности в области, является повышение экологической культуры населения, образовательного уровня, профессиональных навыков и знаний в области экологии. Низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны отнесен Экологической доктриной Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р, к числу основных факторов деградации природной среды Российской Федерации.

Несмотря на очевидную заинтересованность общественности в повышении качества окружающей среды, уровень экологической культуры населения Нижегородской области в целом остается недостаточным. Об этом свидетельствуют наблюдаемые повсеместно свалки отходов, замусоренность рекреационных зон в населенных пунктах и за их пределами.

Далеко не всегда учитывается воздействие, оказываемое на окружающую природную среду в процессе хозяйственной деятельности.

Дефицит экологических знаний лежит в основе большей части нарушений природоохранного законодательства, снижает активность населения в решении экологических проблем, искажает представление о действительной экологической ситуации. Проблема экологической неосведомленности большей части населения обусловлена и недостаточной информированностью в экологической сфере.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»