Соглашение
между Правительством Нижегородской области, Нижегородским областным союзом организаций профсоюзов ОБЛСОВПРОФ",
региональным объединением работодателей "Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей"
о взаимодействии в области социально-трудовых отношений
на 2024 - 2026 годы
от 29 декабря 2023 года
Регистрационный № 327-П/590/А-418
Мы, нижеподписавшиеся, полномочные представители Правительства Нижегородской области (далее - Правительство), Нижегородского областного союза организаций профсоюзов "Облсовпроф" (далее - Профсоюзы) и регионального объединения работодателей "Нижегородская Ассоциация промышленников и предпринимателей" (далее - Работодатели), именуемые в дальнейшем "Стороны", действуя в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конвенциями Международной организации труда (МОТ), ратифицированными Российской Федерацией, законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области, руководствуясь необходимостью сохранения согласия в обществе, обеспечения государственных и региональных социальных стандартов и гарантий для всех жителей Нижегородской области, обязуясь соблюдать договоренности, достигнутые в ходе трехсторонних коллективных переговоров и консультаций, заключили на основании Трудового кодекса Российской Федерации, Закона Нижегородской области от 27 апреля 1999 г. № 40-З "О социальном партнерстве" настоящее Соглашение в области социально-трудовых отношений на 2024 - 2026 годы (далее - Соглашение), определяющее согласованные позиции Сторон по основным принципам регулирования социально-трудовых отношений на уровне Нижегородской области.
Стороны Соглашения считают на предстоящий период главной целью социальной политики создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, снижение уровня социального неравенства, повышение доходов и качества жизни населения на основе развития экономики Нижегородской области.
Соглашение является составной частью коллективно-договорного процесса в системе социального партнерства и служит основой для разработки и заключения отраслевых соглашений на региональном уровне, территориальных соглашений и коллективных договоров.
Стороны считают, что в период действия Соглашения экономическая политика Нижегородской области должна быть ориентирована на реализацию мер, обеспечивающих развитие и повышение конкурентоспособности экономики Нижегородской области с учетом реализации стратегических приоритетов социально-экономического развития региона, на основе модернизации и диверсификации производств, развития инновационных процессов, обеспечения условий для конкуренции, повышения эффективности государственного управления, что в конечном итоге повлияет на повышение качества и уровня жизни населения.
Стороны совместно:
1.1. Добиваются дальнейшего роста экономики Нижегородской области, укрепления экономического и финансового положения организаций, для чего осуществляют взаимодействие по вопросам промышленной, бюджетной, инвестиционной, налоговой и ценовой политики.
1.2. Способствуют созданию комфортной среды для развития бизнеса. Проводят работу по снижению "теневой" занятости и легализации трудовых отношений.
1.3. Проводят политику, направленную на модернизацию действующих и создание новых производств, ориентированных на выпуск новых конкурентоспособных видов продукции в различных отраслях экономики, укрепление финансово-экономического состояния организаций, рост оплаты труда, рост доходов бюджета и повышение занятости населения.
1.4. Участвуют в разработке принципов и методов государственной тарифной и ценовой политики Нижегородской области, готовят предложения по их совершенствованию.
1.5. Разрабатывают и реализуют проекты, имеющие целью развитие производства, перевод экономики к устойчивому росту, создание и сохранение экономически целесообразных рабочих мест, обеспечение подготовки квалифицированных рабочих кадров.
1.6. Создают условия для развития внутрирегиональной кооперации.
1.7. Своевременно принимают меры по предупреждению несостоятельности организаций, их финансовому оздоровлению, используя в полном объеме досудебные процедуры. Принимают меры по предотвращению банкротства и необоснованной реорганизации платежеспособных организаций.
1.8. Формируют предложения по созданию оптимальных условий хозяйствования, благоприятных условий для привлечения внутренних и внешних инвестиций, а также для развития инноваций и высоких технологий в промышленности Нижегородской области.
1.9. Участвуют в реализации мероприятий государственных программ развития промышленности и предпринимательства Нижегородской области, направленных на формирование эффективной и сбалансированной экономики, создание конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности, нацеленной на формирование новых рынков инновационной продукции, создание и обеспечение благоприятных условий для развития и повышения конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства Нижегородской области.
1.10. Содействуют внедрению в организациях Нижегородской области систем качества, отвечающих требованиям международных стандартов; организации корпоративных конкурсов трудового соперничества (соревнований) между подразделениями трудовых коллективов, направленных на повышение производительности труда.
1.11. Участвуют в разработке, принятии и реализации государственных программ развития Нижегородской области. Способствуют включению организаций Нижегородской области в утвержденные и формируемые государственные программы Российской Федерации и государственные программы Нижегородской области.
1.12. Содействуют производителям продукции в разработке и внедрении информационных технологий, механизмов сертификации продукции, позволяющих стимулировать рост производства и выпуск конкурентоспособной продукции; внедрению современных методов управления в экономику Нижегородской области на основе новых информационных технологий.
1.13. Содействуют реализации указов Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в части увеличения производительности труда и заработной платы.
1.14. Создают благоприятные условия для развития социально ответственных организаций как основы увеличения в Нижегородской области объемов производства и расширения занятости населения, становления в них коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.
1.15. Участвуют в реализации национальных проектов, направленных на развитие экономики региона, в рамках Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Правительство:
1.16. Содействует реализации основных направлений прогноза социально-экономического развития Нижегородской области, ежегодно разрабатываемого Правительством Нижегородской области.
1.17. Разрабатывает мероприятия, направленные на развитие налогового потенциала Нижегородской области, в том числе за счет привлечения новых инвесторов и стимулирования налогоплательщиков через систему налоговых льгот.
1.18. Принимает меры по обеспечению поступления в запланированных объемах доходов в консолидированный бюджет Нижегородской области, в том числе за счет взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области в целях урегулирования налогоплательщиками имеющейся задолженности по налогам и сборам перед консолидированным бюджетом Нижегородской области.
1.19. Проводит работу, направленную на реализацию мероприятий по возмещению организациям за счет бюджетных средств части процентных ставок по кредитам коммерческих банков в различных сферах деятельности.
1.20. Разрабатывает и заключает соглашения о социально-экономическом партнерстве с собственниками промышленных организаций.
1.21. Оказывает содействие в осуществлении мер по финансовому оздоровлению организаций промышленного комплекса Нижегородской области, находящихся в процедуре внешнего управления.
1.22. Содействует развитию малого и среднего предпринимательства во всех секторах экономики Нижегородской области и созданию благоприятной среды его деятельности. Проводит мониторинг состояния предпринимательства в Нижегородской области.
1.23. Содействует проведению комплекса мер, направленных на обновление основных фондов организаций Нижегородской области, с переходом на более высокий уровень их технического оснащения, обеспечивающего выпуск конкурентоспособной продукции.
1.24. Принимает меры по увеличению доли информационно-технологического сектора в экономике региона, разработке региональных мер поддержки IT-компаний, в том числе по подготовке кадров для цифровой экономики.
1.25. Создает необходимые условия для устойчивого снабжения организаций и населения жилищно-коммунальными услугами, проводит работу по внедрению энергосберегающих технологий, содействует снижению себестоимости услуг организаций жилищно-коммунального хозяйства, экономии бюджетных средств, организует транспортное обслуживание населения в соответствии с предоставленными полномочиями.
1.26. Совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области проводит работу по погашению задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
1.27. Устанавливает региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
1.28. Обеспечивает назначение и выплату мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде компенсаций и субсидий.
1.29. Оказывает методическую помощь муниципальным образованиям Нижегородской области по вопросам управления жилищным фондом.
1.30. Оказывает содействие в финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей, развитии сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
1.31. Содействует повышению качества продовольственной продукции и ее конкурентоспособности.
1.32. Оказывает всестороннее содействие в деятельности организаций потребительского рынка для решения задач качественного преобразования сети предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, формирования современных торговых комплексов, повышения уровня обслуживания населения Нижегородской области.
1.33. При обсуждении и принятии решений по поддержке инвестиционных проектов обращает внимание на наличие в создаваемых предприятиях, компаниях, холдингах, торговых сетях социальной направленности бизнеса первичных профсоюзных организаций, а также их взаимодействие с объединениями работодателей.
1.34. Осуществляет государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий и в области регулирования цен (тарифов) на территории Нижегородской области.
1.35. Принимает меры по сдерживанию потребительской инфляции и снижению разрыва регионального и среднероссийского показателей.
1.36. Обеспечивает взвешенную политику в области земельных отношений.
1.37. Ежеквартально анализирует развитие экономической ситуации, публикуя пресс-релизы в областных средствах массовой информации и на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Правительство и Работодатели:
1.38. Разрабатывают и реализуют программы по продвижению продукции (услуг) областных товаропроизводителей на российский и зарубежный рынки сбыта, в том числе путем участия в выставочно-конгрессных и иных мероприятиях Правительства Нижегородской области.
1.39. Осуществляют подготовку предложений по оптимизации затрат на организацию товаропродвижения продукции нижегородских товаропроизводителей на основе снижения доли участия посредников в товаропроводящих сетях Нижегородской области.
Работодатели:
1.40. Принимают необходимые меры по обеспечению стабильности и экономического роста организаций за счет проведения модернизации и повышения производительности труда, перехода к инновационной модели развития, внедрения энергоэффективных технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции, создания дополнительных рабочих мест, повышения оплаты труда.
1.41. Обеспечивают по запросу органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области предоставление организациями информации, необходимой для совместной разработки прогноза и мониторинга социально-экономического развития Нижегородской области.
1.42. Принимают меры по сохранению объемов производства в организациях, использующих труд инвалидов.
1.43. Знакомят первичные профсоюзные организации с результатом финансово-хозяйственной деятельности организаций, не реже двух раз в год отчитываются перед работниками об ее итогах.
1.44. В порядке, определенном коллективными договорами, предусматривают участие в работе органов управления организаций представителей первичных профсоюзных организаций.
1.45. Проводят совместную работу по устойчивой финансово-экономической работе организаций, соблюдению трудовой и технологической дисциплины, росту производительности труда, повышению профессионализма и деловой активности работников через коллективные договоры, соглашения, конкурсы.
1.46. В случае ухудшения финансового состояния организации, подачи кредитором (кредиторами) в суд заявления о признании организации банкротом извещают об этом работников и выборный орган первичной профсоюзной организации в целях принятия совместных мер по стабилизации ситуации, защите работников и предотвращению необоснованной реорганизации платежеспособных предприятий.
Профсоюзы:
1.47. Воздерживаются от проведения забастовок, а также иных акций протеста, приводящих к нарушению технологического процесса или наносящих ущерб работодателю при соблюдении им норм трудового законодательства, условий настоящего Соглашения, отраслевых (межотраслевых) соглашений и коллективных договоров. При наличии оснований для объявления забастовок проводят предварительные консультации с работодателями и их объединениями в соответствии с действующим законодательством.
1.48. Осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательных актов и иных нормативных правовых актов, обеспечивающих защиту интересов работников при ликвидации, реорганизации, приватизации или смене собственника, банкротстве организаций.
Стороны совместно:
2.1. Разрабатывают и реализуют комплекс организационных и финансовых мероприятий в области образования, здравоохранения и обеспечения жильем в Нижегородской области.
2.2. Проводят в трудовых коллективах и среди населения информационно-разъяснительную работу о реализации мероприятий в области образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, туризма, организации детского, молодежного и семейного отдыха, обеспечения жильем в Нижегородской области.
2.3. Способствуют формированию у населения культуры здорового образа жизни, совершенствуют профилактические меры противодействия распространению наркомании, алкоголизма, социально значимых заболеваний, в том числе ВИЧ/СПИДа, среди работников организаций, осуществляют комплекс мер по повышению качества образования граждан; создают условия для обеспечения доступности жилья; повышения качества жизни сельского населения Нижегородской области.
2.4. Организуют и обеспечивают проведение мероприятий, направленных на поддержание здоровья работников, включая прохождение диспансеризации, развитие системы добровольного медицинского страхования и информирование работников о правах в системе обязательного медицинского страхования.
2.5. В организации летних оздоровительных кампаний 2024 - 2026 годов осуществляют совместное участие в финансировании организации отдыха, оздоровления и занятости детей за счет средств областного бюджета, бюджетов муниципальных и городских округов Нижегородской области, средств организаций, первичных профсоюзных организаций. Расходы на эти цели предусматривать в объеме не ниже уровня предыдущего периода, с учетом роста цен и тарифов.
Правительство:
2.6. Оказывает содействие развитию кадрового потенциала первичного звена здравоохранения, привлекая врачей общей практики, врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых.
2.7. Принимает меры по оснащению государственных медицинских организаций Нижегородской области, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, диагностическим оборудованием, укреплению материально-технической базы государственных медицинских организаций, оказывающих скорую медицинскую помощь, оснащению государственных медицинских организаций Нижегородской области современными транспортными средствами.
2.8. Содействует повышению качества и доступности первичной медико-санитарной помощи.
2.9. Принимает меры, направленные на сохранение работникам бюджетной сферы средней заработной платы за время прохождения ими диспансеризации и обязательных медицинских осмотров.
2.10. Организует проведение иммунизации населения в рамках приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 декабря 2021 г. № 1122н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок", а также в рамках исполнения соответствующих нормативных правовых актов Нижегородской области.
2.11. Разрабатывает перечень заболеваний (состояний), оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и перечень видов медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно за счет бюджетных ассигнований областного бюджета и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи, осуществляет контроль за ее соблюдением. Определяет порядок назначения и льготного выделения отдельным категориям граждан лекарственных препаратов.