Изменения,
которые вносятся в государственную программу
"Обеспечение общественного порядка и противодействие
преступности в Нижегородской области", утвержденную
постановлением Правительства Нижегородской
области от 31 декабря 2014 г. № 981
Государственную программу изложить в следующей редакции:
"Государственная программа Нижегородской области
"Обеспечение общественного порядка
и противодействие преступности
в Нижегородской области"
Стратегические приоритеты государственной программы
Нижегородской области "Обеспечение общественного
порядка и противодействие преступности
в Нижегородской области"
I. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной
программы Нижегородской области "Обеспечение общественного порядка
и противодействие преступности в Нижегородской области"
Обеспечение безопасности Нижегородской области (далее также - регион) является одним из основных условий для жизни и деятельности населения региона, соблюдения его прав и свобод, эффективного функционирования системы управления, экономики, сохранения на необходимом уровне параметров среды обитания, развития социальной и духовной сфер общества. Практика и накопленный за последние годы опыт реализации задач по обеспечению безопасности населения Нижегородской области свидетельствуют об эффективности применения комплексного подхода в этой работе.
Совместная целенаправленная деятельность органов исполнительной власти Нижегородской области, территориальных подразделений правоохранительных органов и федеральных органов исполнительной власти позволили обеспечить в регионе общественный порядок и не допустить обострения криминогенной обстановки за последние годы.
Анализ состояния преступности за последние шесть лет свидетельствует в целом, о стабильной и контролируемой правоохранительными органами криминальной ситуации в Нижегородской области.
Так, за 2022 год массив поставленных на учет противоправных деяний уменьшился на 2,8% (с 40530 до 39404).
Интенсивность преступности определяют уровень и коэффициент криминальной активности населения. В 2022 году их значения в расчете на сто тысяч жителей сократились до 1253,2 и 485,0 соответственно (2021 год: 1275,9 и 505,2). Они ниже среднероссийских показателей (Россия: 1351,2 и 562,7).
Количество погибших от преступных посягательств8 составило 13,3 (Россия: 14,5), получивших тяжкий вред здоровью - 22,4 (Россия: 22,4).
В структуре преступности по объекту посягательства наиболее значительную часть составляют деяния против собственности (59,2%; 23309), личности (11,7%; 4607) и связанные с незаконным оборотом наркотических средств (9,7%; 3806).
В массиве преступлений против собственности, по-прежнему, преобладают кражи (удельный вес 58,3%) и мошенничества (удельный вес 28,4%). Их абсолютное количество составило 13598 (-5,6%) и 6618 деяний (+2,3%) соответственно.
Значительное влияние на состояние оперативной обстановки оказывают преступления, совершаемые с использованием информационных технологий. Они составляют более четверти общего массива (28,0%). Их абсолютное количество возросло на 3,2% (с 10703 до 11050). Вместе с тем, уровень такой преступности (351,4) не превышает среднероссийские (358,7) и окружные показатели (377,8).
Большинство посягательств, совершенных с применением информационно-телекоммуникационных технологий, носит имущественный характер. Основная масса зарегистрированных деяний (64,2%) приходится на кражи (-22,2%; с 2427 до 1888) и мошенничества (+0,6%; с 5179 до 5208).
Противодействие уголовным правонарушениям, посягающим на чужое имущество, жизнь и здоровье граждан, приобретает исключительное значение в условиях действия санкционной политики в отношении Российской Федерации и периода проведения специальной военной операции.
Осложняют криминальную обстановку процессы, связанные с наркотизацией населения. В целом, ситуация в регионе характеризуется как "сложная".
Уровень наркодеяний в исследуемом периоде возрос и составил 121,0 преступление на сто тысяч населения (2021 г. - 102,8). Он ниже среднего значения по России (122,1). Увеличился на 16,6% количественный показатель (с 3265 до 3806), в том числе на 30,3% - связанных со сбытом (с 2178 до 2838).
Общественный порядок, как вид безопасности выступает важным элементом основы жизнедеятельности граждан. Эффективное взаимодействие органов исполнительной власти с правоохранительными органами и институтами гражданского общества способствует поддержанию правопорядка на улицах и в местах массового пребывания граждан.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 757 "О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756" во взаимодействии с правоохранительными ведомствами обеспечивается базовый уровень готовности.