Государственная программа Нижегородской области
"Развитие туризма, промыслов и выставочно-конгрессной
деятельности Нижегородской области"
Стратегические приоритеты государственной программы
Нижегородской области "Развитие туризма, промыслов и
выставочно-конгрессной деятельности Нижегородской области"
I. Оценка текущего состояния в сфере туризма, народных
художественных промыслов и выставочно-конгрессной
деятельности Нижегородской области
Нижегородская область (далее также - регион) - популярное туристическое направление.
Регион занимает 6 место в Национальном туристическом рейтинге после курортных Краснодарского края и Крыма, а также Московской области, Москвы и Санкт-Петербурга. Регион стабильно входит в Топ-5 популярных направлений для путешествия по России.
Туризм является одним из значимых и перспективных направлений социально-экономического развития Нижегородской области и в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. № 889 (далее - Стратегия социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года), признан одним из приоритетных секторов развития региона.
Для развития туризма в Нижегородской области существуют конкурентные преимущества: выгодное географическое положение, развитое транспортное сообщение, репутация г. Нижнего Новгорода как центра деловой активности, огромное историко-культурное наследие, уникальность природных ресурсов, благоприятные климатические условия.
Все вышеперечисленные аспекты позволяют развивать различные виды туризма в регионе: культурно-познавательный, деловой, круизный, паломнический, активный, экологический, детский, промышленный и другие виды туризма.
Туристская индустрия региона представлена более 70 туроператорами, 780 турагентствами, 527 коллективными средствами размещения всех видов (отели, базы отдыха, загородные клубы, санатории и т.п.), 479 экскурсоводами. В число субъектов, услуги которых включаются в нижегородский турпродукт, также входят музеи и выставочные залы, театры, цирк, планетарии, объекты общественного питания, транспортные компании, яхт-клубы, батутные парки, зоопарки, ночные клубы, конные клубы и прочие.
По итогам 2022 года Нижегородская область по количеству размещенных в коллективных средствах размещения вошла в ТОП-10 регионов России и в ТОП-3 субъектов Приволжского федерального округа.
По данным Росстата в гостиницах Нижегородской области ежегодно останавливается более 1,4 млн человек. По методологии больших данных мобильных операторов туристический поток в Нижегородскую область по итогам 2022 года составил 3,9 млн человек. Рост по сравнению с 2021 годом (3,5 млн человек) составляет 11,4%.
За последние пять лет количество коллективных средств размещения Нижегородской области всех типов выросло с 517 до 527 единиц. Номерной фонд увеличился с 16 319 номеров на 43 270 мест до 17 168 номеров на 46 459 мест. В регионе представлены отели международных гостиничных сетей: "Sheraton", "Courtyard by Marriott", "Hampton by Hilton", "IBIS", "Mercure".
Объем инвестиций в отрасль с 2018 года по 2022 год составил 4 622,7 млн рублей. Создано 2 868 рабочих мест.
Субъекты туристской индустрии играют важную роль в развитии туристской отрасли региона. Благодаря усилиям органов власти и местного самоуправления, некоммерческих организаций, выражающих интересы отрасли, а также предпринимательским и общественным инициативам в Нижегородской области создаются благоприятные условия для туризма.
Существующий рост основных показателей туристской отрасли в Нижегородской области, а также постепенное развитие туристской инфраструктуры в регионе свидетельствуют об общей положительной динамике развития туризма. Тем не менее, существует ряд сдерживающих развитие отрасли факторов. Ключевыми из них являются:
- недостаточно активная маркетинговая политика региона на межрегиональном и международном рынках туристских услуг;
- недостаточное количество туристских брендов в регионе;
- дефицит качественных конкурентоспособных объектов туристской индустрии, привлекательных для рынка туристских услуг;
- недостаточно комфортная информационная среда;
- низкий уровень обеспеченности высококвалифицированными кадрами;
- недостаточное количество качественных и сегментированных турпродуктов;
- недостаточный уровень цифровизации отрасли;
- низкий уровень компетенций специалистов, курирующих развитие туризма в органах местного самоуправления;
- низкий уровень сервиса в индустрии гостеприимства;
- отсутствие цельного визуального ряда туристских центров и иных центров притяжения туристов и пр.;
- дефицит инфраструктурного оснащения для путешествий автотранспортом, в том числе: недостаточное количество стоянок для автомобилей, придорожных кафе и гостиниц соответствующего качества;
- необходимость модернизации причальной инфраструктуры для развития круизного и яхтенного туризма.
Для развития туристской индустрии посредством четкого поэтапного планирования и аккумулирования разных источников финансирования необходимо решение задач программными и проектными методами.
Дальнейшему развитию сферы туризма будет способствовать реализация мероприятий настоящей государственной программы Нижегородской области, направленных на достижение стратегических целей, предусмотренных Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. № 2129-р, национальным проектом "Туризм и индустрия гостеприимства", а также Стратегией социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года.
Стратегическая цель - гармоничное развитие культурного ландшафта и туристического потенциала, построенное на сохранении историко-культурных традиций и ценностей, рациональном использовании современных технологий и активном экспорте культурных и туристических продуктов.
Нивелированию сдерживающих факторов, росту конкурентоспособности регионального туристского продукта и раскрытию туристского потенциала Нижегородской области будут способствовать выполнение следующих стратегических задач: