Региональная программа "Повышение
рождаемости в Нижегородской области,
поддержка семей с детьми (2023-2025 годы)"
I. Общие положения
Региональная программа "Повышение рождаемости в Нижегородской области, поддержка семей с детьми (2023-2025 годы)" (далее - Региональная программа) разработана с учетом основных положений национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474, Стратегии народосбережения в Российской Федерации на период до 2050 года, одобренной решением Координационного совета при Общественной палате Российской Федерации по национальным проектам и народосбережению от 24 марта 2021 г. № АГ/9-КС, Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. № 889, и других нормативных правовых актов, регулирующих вопросы повышения рождаемости и факторов, влияющих на рождаемость в Нижегородской области.
Региональная программа является системой мероприятий и показателей, направленных на увеличение количества рождений детей в Нижегородской области (далее также - регион, область), поддержку семей с детьми и развитие семейной и демографической политики в целом, как одного из показателей социально-экономического развития региона.
В Региональную программу включены мероприятия, реализация которых будет воздействовать на принятие решения семьи о рождении ребенка (очередного ребенка) и увеличение абсолютного числа рождений в Нижегородской области, на развитие комплексной системы поддержки семей с детьми с учетом тенденций изменений демографического потенциала региона, а также демографического потенциала муниципальных образований Нижегородской области.
Региональная программа включает в себя оценку демографического потенциала региона, анализ действующего пакета мер повышения рождаемости и установление нового комплекса мер по повышению рождаемости и поддержке семей с детьми, а также определение целевого значения показателя рождаемости в регионе на период 2023-2025 годов.
Региональная программа предусматривает механизм межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления, некоммерческих организаций, других заинтересованных органов и организаций, при этом особое внимание уделяется демографической ситуации в каждом муниципальном образовании.
Сроки реализации Региональной программы: 2023-2025 годы.
Ответственный исполнитель: министерство социальной политики Нижегородской области.
II. Цели и задачи
Целью Региональной программы по повышению рождаемости является выработка эффективных мер, влияющих на репродуктивное поведение населения и общее число рождений, а также определение целевого значения показателя рождаемости для Нижегородской области.
Достижение цели Региональной программы требует решения следующих задач:
- комплексный анализ демографической ситуации в регионе на основе оценки демографического потенциала;
- определение перечня факторов, влияющих на репродуктивное поведение населения и общее число рождений в регионе;
- определение о обоснование целевого назначения общего числа рождений в регионе на период 2023-2025 годы;
- формирование аналитической основы для разработки комплекса региональных мер повышения рождаемости и поддержки семей с детьми, способствующих достижению целевого показателя общего числа рождений в регионе, на период 2023-2025 гг.;
- формирование комплекса региональных мер повышения рождаемости с учетом анализа сложившейся демографической ситуации и действующего пакета мер.
III. Оценка демографического потенциала региона
3. Ситуация с уровнем демографического потенциала Нижегородской области.
3.1. Численность, структура, движение населения.
3.1.1. Динамика численности населения региона.
В течение трех последних десятилетий население Нижегородской области постепенно сокращалось. На 1 января 2022 г. в регионе проживало 3 144 тыс. человек, что на 636 тыс. человек меньше, чем на 1 января 1990 г.: на 406 тыс. человек сократилось городское население, на 229,5 тыс. человек - сельское. Такое сокращение численности населения сопоставимо с населения Нижнего Новгорода или 35 малонаселенных районов Нижегородской области.
С 1990 по 2022 годы число постоянных жителей региона уменьшилось на 17,5%: в сельской местности - на 27%, в городской местности - на 14,5% (в том числе за счет внутрирегиональной миграции из сельских территорий в городские).
В г. Нижнем Новгороде максимальная численность населения была статистически зафиксирована в 1991 г. - 1 445 тыс. чел., но, как и население области, к 2022 г. в областном центре она также сократилась (до 1 233 тыс. чел. или на 14,7%).
Период с 2012 по 2016 гг. отмечен краткосрочной положительной динамикой увеличения численности населения г. Нижнего Новгорода (с 1250 тыс. чел. до 1268 тыс. чел.), но в 2017 году численность вновь стала сокращаться.
Таблица 1. Динамика численности
населения региона (на 1 января)