ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 июня 2023 года № 540

О внесении изменений в Концепцию размещения
 автозаправочных комплексов на территории
Нижегородской области, утвержденную
постановлением Правительства Нижегородской
 области от 12 февраля 2008 г. № 33



Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Концепцию размещения автозаправочных комплексов на территории Нижегородской области, утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 12 февраля 2008 г. № 33.

2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.



И.о.Губернатора                                         А.Н.Гнеушев

     
     УТВЕРЖДЕНЫ
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 21 июня 2023 г. № 540

Изменения,
которые вносятся в Концепцию размещения автозаправочных
комплексов на территории Нижегородской области,
утвержденную постановлением Правительства
Нижегородской области от 12 февраля 2008 г. № 33

1. В разделе 3 "Общая характеристика текущего состояния":

1) абзацы с первого по девятый изложить в следующей редакции:

"По данным Управления ГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области по состоянию на 1 января 2023 г. в Нижегородской области зарегистрировано 1573,5 тысячи автотранспортных средств, из которых легковых автомобилей - 1405,3 тысячи единиц, грузовых автомобилей - 145,3 тысячи единиц, автобусов - 22,9 тысячи единиц.

Наибольший удельный вес в структуре автомобильного транспорта Нижегородской области имеют легковые автомобили - 89,4%. На долю грузовых автомобилей приходится 9,2%. Доля автобусов в общем объеме транспортных средств составляет 1,4%.

В настоящее время на территории Нижегородской области имеется 449 автозаправочных станций для заправки автомобилей традиционными (жидкими) видами топлива, 54 автогазозаправочные станции и 31 многотопливная автозаправочная станция.

Годовой объем реализации светлых нефтепродуктов на розничном рынке ГСМ в регионе составляет порядка 1,5 млн. тонн, что вполне обеспечивает потребности экономики области и населения.

На розничном рынке нефтепродуктов на территории Нижегородской области осуществляют свою деятельность дочерние структуры 4-х крупных вертикально интегрированных нефтяных организаций (ПАО "НК "ЛУКОЙЛ", ПАО "Газпром нефть", ПАО "НК "Роснефть", ПАО "Татнефть")., имеющие в совокупности сбытовую сеть из более 160 АЗС на территории Нижегородской области. Однако, более 50 % доли рынка занимают независимые операторы. Таким образом, по числу и структуре участников автозаправочного бизнеса розничный рынок нефтепродуктов можно считать конкурентным.

В настоящее время региональный рынок нефтепродуктов сбалансирован, в нем представлены элементы крупного, среднего и малого бизнеса и существуют объективные условия для добросовестной конкуренции и работы естественных рыночных механизмов.

Вместе с тем, общее число АЗС не вполне реально описывает положение, так как не учитывает географического расположения АЗС и тот факт, что последние размещены неравномерно относительно транспортных потоков. Имеются участки, где размещение АЗС экономически нецелесообразно в силу малых объемов реализации (сельские населенные пункты), но необходимо с точки зрения удовлетворения потребностей этих населенных пунктов. При дальнейшем снижении наценки эти АЗС в первую очередь окажутся нерентабельными. В то же время существуют участки с высокой плотностью транспортных потоков (например, на автомобильных трассах), где выгодно размещение новых АЗС.

Для эффективного функционирования действующих и вновь создаваемых малых предприятий в указанной сфере необходимо дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, регулирующей их деятельность и учитывающей специфические условия работы субъектов малого предпринимательства, их взаимоотношения с органами государственной власти и хозяйствующими субъектами.

Розничный рынок нефтепродуктов постепенно насыщается, и на первый план выходит не столько предложение бензина, сколько стремление обеспечить покупателя качественным товаром. Сегодня именно это лежит в основе конкуренции.";

2) дополнить абзацами десятым, одиннадцатым, двенадцатым следующего содержания:

"Правительством Нижегородской области проводится работа по увеличению доли реализации альтернативных видов автомобильного топлива, что положительно скажется на динамике цен и качестве реализуемого традиционного топлива - бензина и дизельного топлива.

В настоящий момент Нижегородская область активно участвует в реализации мероприятий по расширению в Нижегородской области рынков газомоторного топлива, а также электромобильного транспорта (в т.ч. электрозарядной инфраструктуры).

Оба направления активно развиваются в Нижегородской области с использованием мер государственной поддержки (субсидирование затрат инвесторов на строительство метановых заправок и электрозарядных станций), и способствуют увеличению количества транспортных средств, приобретаемых гражданами и организациями на экологически чистых видах топлива, и, следовательно, сокращению вредных выбросов в атмосферу от автотранспорта.";

3) подраздел 3.2 "Экологическая безопасность объектов топливозаправочного комплекса" дополнить следующим абзацем:

"Расширение инфраструктуры зарядных станций и объектов заправки транспортных средств природным газом способствует увеличению количества транспортных средств, использующих экологически чистые виды топлива - природный газ и электрическую энергию в качестве моторного топлива, что снижает выбросы вредных веществ в атмосферу от автотранспорта.".

2. Раздел 4 "Тенденции развития" изложить в следующей редакции:

"4. Тенденции развития

4.1. Развитие инфраструктуры заправки
транспортных средств природным газом


Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 767-р "О регулировании отношений в сфере использования газового моторного топлива", Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 11 июня 2013 г. № Пр-1298 и Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. № 1523-р, определены основные направления деятельности.

Нижегородская область входит в число субъектов Российской Федерации по реализации пилотных проектов по переводу транспортных средств и техники на использование природного газа в качестве моторного топлива.

Разработана и реализуется подпрограмма "Развитие рынка газомоторного топлива" государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. № 287 (далее - государственная программа).

Распоряжением Губернатора Нижегородской области от 6 марта 2009 г. № 291-р создана рабочая группа по вопросам расширения использования природного газа в качестве моторного топлива в Нижегородской области.

Между Правительством Нижегородской области и ООО "Газпром газомоторное топливо" заключено соглашение о расширении использования природного газа в качестве моторного топлива от 12 мая 2014 г. № 95-П.

Затраты на приобретение моторного топлива могут достигать более 30 процентов в себестоимости продукции (товаров, услуг). В этой связи использование более дешевого альтернативного вида моторного топлива для предприятий и организаций имеет важное социально-экономическое значение.

КПГ является самым доступным и эффективным альтернативным видом моторного топлива.

КПГ как топливо имеет целый ряд преимуществ, в том числе и перед сжиженным углеводородным газом (пропан-бутаном), который в последние годы получил большое распространение.

КПГ дешевле традиционного топлива и дешевле пропан-бутана. При одинаковом расходе на 100 км пути стоимость КПГ в 3 раза ниже стоимости бензина или дизельного топлива. КПГ сгорает практически полностью и не оставляет копоти, ухудшающей экологию и снижающей КПД, не токсичен в малых концентрациях, не вызывает коррозии металлов. Объем выброса окиси углерода в атмосферу у КПГ в 3,2 раза ниже, чем у бензина, и в 2,2 раза ниже, чем у дизельного топлива.

Эксплуатационные затраты на обслуживание оборудования на КПГ ниже, чем на традиционных видах топлива. Главный минус, который можно отнести к КПГ, - неразвитость сети заправок.

На 1 января 2023 г. в Нижегородской области действует 22 АГНКС публичного доступа для заправки транспортных средств, работающих на природном газе (метане). Они расположены в 11 муниципальных образованиях Нижегородской области: 9 объектов в г. Нижнем Новгороде, 3 объекта в г. Дзержинске, 2 объекта в г. Арзамасе и по 1 объекту в г. Выкса, г. Заволжье, г. Павлово, г. Бор, г. Балахна, г. Кстово, с. Белавка Воротынского г.о., Уренском муниципальном округе. В 2023 году планируется ввод еще двух метановых заправок в г. Арзамасе и г. Нижнем Новгороде.

     
     Перечень мест реализации компримированного

     природного газа (КПГ) публичного доступа на

     территории Нижегородской области

     для заправки транспортных средств

г.о.г.Нижний Новгород

1

АГНКС-1
г.Н.Новгород, ул. Полевая, д.1а

ООО "Газпром газомоторное топливо"

2

АГНКС-2,
г.Н.Новгород, Московское шоссе, д. 296б

ООО "Газпром газомоторное топливо"

3

блок КПГ на АЗС
г.Н.Новгород, Московское шоссе, д. 243а

ООО "Газпром газомоторное топливо"

4

блок КПГ на АЗС
г.Н.Новгород, ул. Карла Маркса, д. 1

ООО "Газэнерго"

5

АГНКС
г.Н.Новгород, ул. Героя Попова, д. № 34

ЗАО "Торговый Дом ФинСтрой"

6

АГНКС
г.Н.Новгород, ул. Монастырка, д. 1Г

ООО "ГаЗТех"

7

АГНКС
г. Нижний Новгород, улица Кима, д. 335А

ООО "ГазСервисКомпозит"

8

АГНКС
г.Н.Новгород, ул. Удмуртская, д. 40А

ООО "ГазСервисКомпозит"

9

АГНКС
г.Н.Новгород, ул. Богдановича, д. 2Б

АО "ФИНСТРОЙ-ЭКО"

г.о.г.Арзамас

10

АГНКС
г.Арзамас, ул. Ленина,в округе строения 117

АО "АРТМЕТАН ГРУПП"

11

АГНКС-1 Арзамас
г.Арзамас, ю/з от с.Морозовка

ООО "Газпром газомоторное топливо"

Балахнинский муниципальный округ

12

АГНКС
г. Балахна, пер. Тургенева, д. 31

АО "АРТМЕТАН ГРУПП"

г.о.г.Бор

13

АГНКС
г. Бор, ул. Интернациональная, д. 195

АО "АРТМЕТАН ГРУПП"

г.о.Воротынский

14

МАЗС с блоком КПГ
с. Белавка, 700 метров севернее дома № 31 по ул.Горького

ООО "Центротех АЗС"

г.о.г.Выкса

15

АГНКС в г.Выкса
г.о.г. Выкса, Досчатинское шоссе, в округе д. 54

АО "АРТМЕТАН ГРУПП"

Городецкий муниципальный округ

16

АГНКС в г.Заволжье
г. Заволжье, в округе улицы Баумана

АО "АРТМЕТАН ГРУПП"

г.о.г.Дзержинск

17

АГНКС г. Дзержинск
Северное шоссе, д. 1б (2,5 км от пересечения трассы М 7 "Волга" и Северного шоссе)

ООО "Газпром газомоторное топливо"

18

АГНКС
г. Дзержинск, шоссе Автозаводское, д. 70Е

ООО "Газпром газомоторное топливо"

19

АГНКС
г. Дзержинск, шоссе Автозаводское, д. 25

АО "АРТМЕТАН ГРУПП"

Кстовский муниципальный округ

20

АГНКС
г. Кстово, улица Магистральная, сооружение 1А

АО "АРТМЕТАН ГРУПП"

Павловский муниципальный округ

21

АГНКС в г. Павлово
г. Павлово, ул. Парковая, строение 51

АО "АРТМЕТАН ГРУПП"

Уренский муниципальный округ

22

АГНКС
Нижегородская область, Уренский муниципальный округ, автодорога Н.Новгород-Киров, 208+700 км

ООО "МЕТАН ГРУПП"


Также в Нижегородской области действуют две заправки корпоративной формы (в Автозаводском округе г. Нижнего Новгорода на территории ПАО "ГАЗ" и в Починковском линейно-производственном управлении магистральных газопроводов ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород"). Доступ для сторонних потребителей на указанные объекты закрыт.

Нижегородская область включена в перечень субъектов Российской Федерации, в которых формирование заправочной инфраструктуры компримированного природного газа (метана) осуществляется в первоочередном порядке, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2019 г. № 1641 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие энергетики" и об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, в которых формирование заправочной инфраструктуры компримированного природного газа (метана) осуществляется в первоочередном порядке".

Объем потребления КПГ за период с начала реализации государственной программы по развитию рынка газомоторного топлива в 2014 году и по 2022 год вырос в 14,8 раз: с 3,3 млн. м3 до 48,8 млн. м в год.

Объемы реализации КПГ на АГНКС

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»