ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2023 года № 540
О внесении изменений в Концепцию размещения
автозаправочных комплексов на территории
Нижегородской области, утвержденную
постановлением Правительства Нижегородской
области от 12 февраля 2008 г. № 33
Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Концепцию размещения автозаправочных комплексов на территории Нижегородской области, утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 12 февраля 2008 г. № 33.
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
И.о.Губернатора А.Н.Гнеушев
Изменения,
которые вносятся в Концепцию размещения автозаправочных
комплексов на территории Нижегородской области,
утвержденную постановлением Правительства
Нижегородской области от 12 февраля 2008 г. № 33
1. В разделе 3 "Общая характеристика текущего состояния":
1) абзацы с первого по девятый изложить в следующей редакции:
"По данным Управления ГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области по состоянию на 1 января 2023 г. в Нижегородской области зарегистрировано 1573,5 тысячи автотранспортных средств, из которых легковых автомобилей - 1405,3 тысячи единиц, грузовых автомобилей - 145,3 тысячи единиц, автобусов - 22,9 тысячи единиц.
Наибольший удельный вес в структуре автомобильного транспорта Нижегородской области имеют легковые автомобили - 89,4%. На долю грузовых автомобилей приходится 9,2%. Доля автобусов в общем объеме транспортных средств составляет 1,4%.
В настоящее время на территории Нижегородской области имеется 449 автозаправочных станций для заправки автомобилей традиционными (жидкими) видами топлива, 54 автогазозаправочные станции и 31 многотопливная автозаправочная станция.
Годовой объем реализации светлых нефтепродуктов на розничном рынке ГСМ в регионе составляет порядка 1,5 млн. тонн, что вполне обеспечивает потребности экономики области и населения.
На розничном рынке нефтепродуктов на территории Нижегородской области осуществляют свою деятельность дочерние структуры 4-х крупных вертикально интегрированных нефтяных организаций (ПАО "НК "ЛУКОЙЛ", ПАО "Газпром нефть", ПАО "НК "Роснефть", ПАО "Татнефть")., имеющие в совокупности сбытовую сеть из более 160 АЗС на территории Нижегородской области. Однако, более 50 % доли рынка занимают независимые операторы. Таким образом, по числу и структуре участников автозаправочного бизнеса розничный рынок нефтепродуктов можно считать конкурентным.
В настоящее время региональный рынок нефтепродуктов сбалансирован, в нем представлены элементы крупного, среднего и малого бизнеса и существуют объективные условия для добросовестной конкуренции и работы естественных рыночных механизмов.
Вместе с тем, общее число АЗС не вполне реально описывает положение, так как не учитывает географического расположения АЗС и тот факт, что последние размещены неравномерно относительно транспортных потоков. Имеются участки, где размещение АЗС экономически нецелесообразно в силу малых объемов реализации (сельские населенные пункты), но необходимо с точки зрения удовлетворения потребностей этих населенных пунктов. При дальнейшем снижении наценки эти АЗС в первую очередь окажутся нерентабельными. В то же время существуют участки с высокой плотностью транспортных потоков (например, на автомобильных трассах), где выгодно размещение новых АЗС.
Для эффективного функционирования действующих и вновь создаваемых малых предприятий в указанной сфере необходимо дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, регулирующей их деятельность и учитывающей специфические условия работы субъектов малого предпринимательства, их взаимоотношения с органами государственной власти и хозяйствующими субъектами.
Розничный рынок нефтепродуктов постепенно насыщается, и на первый план выходит не столько предложение бензина, сколько стремление обеспечить покупателя качественным товаром. Сегодня именно это лежит в основе конкуренции.";
2) дополнить абзацами десятым, одиннадцатым, двенадцатым следующего содержания:
"Правительством Нижегородской области проводится работа по увеличению доли реализации альтернативных видов автомобильного топлива, что положительно скажется на динамике цен и качестве реализуемого традиционного топлива - бензина и дизельного топлива.
В настоящий момент Нижегородская область активно участвует в реализации мероприятий по расширению в Нижегородской области рынков газомоторного топлива, а также электромобильного транспорта (в т.ч. электрозарядной инфраструктуры).
Оба направления активно развиваются в Нижегородской области с использованием мер государственной поддержки (субсидирование затрат инвесторов на строительство метановых заправок и электрозарядных станций), и способствуют увеличению количества транспортных средств, приобретаемых гражданами и организациями на экологически чистых видах топлива, и, следовательно, сокращению вредных выбросов в атмосферу от автотранспорта.";
3) подраздел 3.2 "Экологическая безопасность объектов топливозаправочного комплекса" дополнить следующим абзацем:
"Расширение инфраструктуры зарядных станций и объектов заправки транспортных средств природным газом способствует увеличению количества транспортных средств, использующих экологически чистые виды топлива - природный газ и электрическую энергию в качестве моторного топлива, что снижает выбросы вредных веществ в атмосферу от автотранспорта.".
2. Раздел 4 "Тенденции развития" изложить в следующей редакции:
"4. Тенденции развития
4.1. Развитие инфраструктуры заправки
транспортных средств природным газом
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 767-р "О регулировании отношений в сфере использования газового моторного топлива", Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 11 июня 2013 г. № Пр-1298 и Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. № 1523-р, определены основные направления деятельности.
Нижегородская область входит в число субъектов Российской Федерации по реализации пилотных проектов по переводу транспортных средств и техники на использование природного газа в качестве моторного топлива.
Разработана и реализуется подпрограмма "Развитие рынка газомоторного топлива" государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. № 287 (далее - государственная программа).
Распоряжением Губернатора Нижегородской области от 6 марта 2009 г. № 291-р создана рабочая группа по вопросам расширения использования природного газа в качестве моторного топлива в Нижегородской области.
Между Правительством Нижегородской области и ООО "Газпром газомоторное топливо" заключено соглашение о расширении использования природного газа в качестве моторного топлива от 12 мая 2014 г. № 95-П.
Затраты на приобретение моторного топлива могут достигать более 30 процентов в себестоимости продукции (товаров, услуг). В этой связи использование более дешевого альтернативного вида моторного топлива для предприятий и организаций имеет важное социально-экономическое значение.
КПГ является самым доступным и эффективным альтернативным видом моторного топлива.
КПГ как топливо имеет целый ряд преимуществ, в том числе и перед сжиженным углеводородным газом (пропан-бутаном), который в последние годы получил большое распространение.
КПГ дешевле традиционного топлива и дешевле пропан-бутана. При одинаковом расходе на 100 км пути стоимость КПГ в 3 раза ниже стоимости бензина или дизельного топлива. КПГ сгорает практически полностью и не оставляет копоти, ухудшающей экологию и снижающей КПД, не токсичен в малых концентрациях, не вызывает коррозии металлов. Объем выброса окиси углерода в атмосферу у КПГ в 3,2 раза ниже, чем у бензина, и в 2,2 раза ниже, чем у дизельного топлива.
Эксплуатационные затраты на обслуживание оборудования на КПГ ниже, чем на традиционных видах топлива. Главный минус, который можно отнести к КПГ, - неразвитость сети заправок.
На 1 января 2023 г. в Нижегородской области действует 22 АГНКС публичного доступа для заправки транспортных средств, работающих на природном газе (метане). Они расположены в 11 муниципальных образованиях Нижегородской области: 9 объектов в г. Нижнем Новгороде, 3 объекта в г. Дзержинске, 2 объекта в г. Арзамасе и по 1 объекту в г. Выкса, г. Заволжье, г. Павлово, г. Бор, г. Балахна, г. Кстово, с. Белавка Воротынского г.о., Уренском муниципальном округе. В 2023 году планируется ввод еще двух метановых заправок в г. Арзамасе и г. Нижнем Новгороде.
Перечень мест реализации компримированного
природного газа (КПГ) публичного доступа на
территории Нижегородской области
для заправки транспортных средств
г.о.г.Нижний Новгород | ||
1 | АГНКС-1 | ООО "Газпром газомоторное топливо" |
2 | АГНКС-2, | ООО "Газпром газомоторное топливо" |
3 | блок КПГ на АЗС | ООО "Газпром газомоторное топливо" |
4 | блок КПГ на АЗС | ООО "Газэнерго" |
5 | АГНКС | ЗАО "Торговый Дом ФинСтрой" |
6 | АГНКС | ООО "ГаЗТех" |
7 | АГНКС | ООО "ГазСервисКомпозит" |
8 | АГНКС | ООО "ГазСервисКомпозит" |
9 | АГНКС | АО "ФИНСТРОЙ-ЭКО" |
г.о.г.Арзамас | ||
10 | АГНКС | АО "АРТМЕТАН ГРУПП" |
11 | АГНКС-1 Арзамас | ООО "Газпром газомоторное топливо" |
Балахнинский муниципальный округ | ||
12 | АГНКС | АО "АРТМЕТАН ГРУПП" |
г.о.г.Бор | ||
13 | АГНКС | АО "АРТМЕТАН ГРУПП" |
г.о.Воротынский | ||
14 | МАЗС с блоком КПГ | ООО "Центротех АЗС" |
г.о.г.Выкса | ||
15 | АГНКС в г.Выкса | АО "АРТМЕТАН ГРУПП" |
Городецкий муниципальный округ | ||
16 | АГНКС в г.Заволжье | АО "АРТМЕТАН ГРУПП" |
г.о.г.Дзержинск | ||
17 | АГНКС г. Дзержинск | ООО "Газпром газомоторное топливо" |
18 | АГНКС | ООО "Газпром газомоторное топливо" |
19 | АГНКС | АО "АРТМЕТАН ГРУПП" |
Кстовский муниципальный округ | ||
20 | АГНКС | АО "АРТМЕТАН ГРУПП" |
Павловский муниципальный округ | ||
21 | АГНКС в г. Павлово | АО "АРТМЕТАН ГРУПП" |
Уренский муниципальный округ | ||
22 | АГНКС | ООО "МЕТАН ГРУПП" |
Также в Нижегородской области действуют две заправки корпоративной формы (в Автозаводском округе г. Нижнего Новгорода на территории ПАО "ГАЗ" и в Починковском линейно-производственном управлении магистральных газопроводов ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород"). Доступ для сторонних потребителей на указанные объекты закрыт.
Нижегородская область включена в перечень субъектов Российской Федерации, в которых формирование заправочной инфраструктуры компримированного природного газа (метана) осуществляется в первоочередном порядке, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2019 г. № 1641 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие энергетики" и об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, в которых формирование заправочной инфраструктуры компримированного природного газа (метана) осуществляется в первоочередном порядке".
Объем потребления КПГ за период с начала реализации государственной программы по развитию рынка газомоторного топлива в 2014 году и по 2022 год вырос в 14,8 раз: с 3,3 млн. м3 до 48,8 млн. м в год.
Объемы реализации КПГ на АГНКС