ПЕРЕЧЕНЬ
товарных рынков для содействия развитию конкуренции
в Нижегородской области
№ п/п | Наименование рынка | Обоснование включения товарного рынка в перечень | Наименование ключевого показателя | 31 декабря 2021 г. (оценка) | Плановые значения показателя | Ответственные исполнители | |||
31 декабря 2022 г. | 31 декабря 2023 г. | 31 декабря 2024 г. | 31 декабря 2025 г. | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Товарные рынки для содействия развитию конкуренции в субъекте Российской Федерации, предусмотренные приложением к стандарту развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2019 г. № 768-р (далее - Стандарт) | |||||||||
1. | Рынок услуг дошкольного образования | Текущая ситуация. На рынке услуг дошкольного образования Нижегородской области функционируют 1193 организации, реализующих программы дошкольного образования, из них 1134 - государственной и муниципальной формы собственности, 22 - частные организации, имеющие лицензию на образовательную деятельность по программам дошкольного образования (услуги дошкольного образования оказывает также ряд общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования). По результатам ежегодного опроса предпринимателей в рамках мониторинга состояния конкурентной среды 32% респондентов оценили уровень конкуренции на рынке как умеренный, 32% - как высокий, 26% находят конкуренцию слабой. 47% предпринимателей отметили, что существенные административные барьеры на рынке отсутствуют. По результатам опроса потребителей в рамках ежегодного мониторинга основная масса опрошенных (74%) говорит о достаточном количестве организаций в сфере услуг дошкольного образования. Качеством услуг дошкольного образования удовлетворено 65% опрошенных потребителей, возможностью выбора - 62%. Большинство респондентов (66%) положительно оценили соотношение цены и качества услуг дошкольного образования на территории своего муниципалитета. Проблематика. Среди экономических барьеров предприниматели отмечают низкую рентабельность при высоком уровне первоначальных вложений, дополнительные затраты, обусловленные необходимостью соблюдения критериев по помещениям, соответствующим современным санитарным и противопожарным требованиям, а также высокую стоимость их аренды / покупки. По результатам опроса предпринимателей среди основных административных барьеров, препятствующих развитию конкуренции на рынке услуг дошкольного образования, респонденты отметили сложность процедуры регистрации прав на недвижимое имущество, сложность процедуры лицензирования, а также сложность участия в государственных и муниципальных закупках. Обоснование выбора рынка. В Нижегородской области обеспечена 100% доступность дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет, вместе с тем, актуальной остается проблема обеспеченности дошкольным образованием детей от 2 месяцев до 3 лет, решение которой возможно, в том числе за счет развития частных детских садов. Меры по развитию конкуренции. Предоставление государственной поддержки частным образовательным организациям. Повышение уровня квалификации руководителей и педагогов частных дошкольных образовательных организаций. Информационная и консультационная поддержка предпринимателей, в том числе по вопросам лицензирования | Доля обучающихся дошкольного возраста в частных образовательных организациях, у индивидуальных предпринимателей, реализующих основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, в общей численности обучающихся дошкольного возраста в образовательных организациях, у индивидуальных предпринимателей, реализующих основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, % | 0,8 | 1 | 1,2 | 1,4 | 1,6 | Министерство образования и науки Нижегородской области |
2. | Рынок услуг общего образования | Текущая ситуация. Рынок общего образования представлен 827 образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, из которых основная часть - 97,6% - организации государственной и муниципальной формы собственности, 2,4% составляют частные организации. По результатам ежегодного опроса предпринимателей в рамках мониторинга состояния конкурентной среды более половины опрошенных (57%) оценивают уровень конкуренции как умеренный, 22% считают уровень конкуренции высоким, 21% - слабым. Большинство потребителей (74%) указали на достаточность числа организаций, оказывающих общеобразовательные услуги, 16% респондентов считают, что организаций на рынке недостаточно. Качество образовательных услуг положительно оценили 62% опрошенных потребителей. Проблематика. Среди основных факторов, препятствующих ведению собственного дела на рынке, предприниматели отмечают сложность получения лицензии, сложность процедуры регистрации прав собственности на недвижимое имущество, сложность процедуры участия в государственных и муниципальных закупках. Высокая стоимость родительской платы в частных общеобразовательных организациях ограничивает доступ учащихся к их услугам. Необходимость соблюдения критериев по помещениям, соответствующим современным санитарным и противопожарным требованиям, а также высокая стоимость их аренды / покупки. Обоснование выбора рынка. Недостаточное количество мест в образовательных организациях, реализующих программы общего образования (наличие второй смены). Меры по развитию конкуренции. Предоставление государственной поддержки частным образовательным организациям. Информационная и консультационная поддержка предпринимателей, в том числе по вопросам лицензирования | Доля обучающихся в частных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы - образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общем числе обучающихся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы - образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, % | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | Министерство образования и науки Нижегородской области |
3. | Рынок услуг среднего профессионального образования | Текущая ситуация. Рынок среднего профессионального образования представлен 75 организациями, из которых основная часть (94,7%) - организации государственной собственности, 5,3% составляют частные организации. По результатам ежегодного опроса предпринимателей в рамках мониторинга состояния конкурентной среды 25% опрошенных отметили высокий уровень конкуренции, 25% - умеренный, половина респондентов считают конкуренцию слабой или говорят об ее отсутствии. Среди основных административных барьеров респонденты указали сложность процедуры получения лицензии, получения региональной государственной поддержки, отсутствие механизмов обратной связи и работы каналов прямой связи предпринимателей с органами власти. Проблематика. Недостаточный уровень популяризации рабочих профессий в молодежной среде. Недостаточный уровень развития инфраструктуры системного образования для проведения демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia. По результатам опроса потребителей (в рамках ежегодного мониторинга) 32% респондентов считают, что на рынке недостаточное количество организаций, 26% не удовлетворены уровнем цен на данном рынке. Качество услуг не устраивает 24% респондентов. Обоснование выбора рынка. Развитие конкуренции в целях обеспечения населения доступными качественными услугами в сфере среднего профессионального образования. Необходимость подготовки высококвалифицированных рабочих кадров для диверсифицированной экономики Нижегородской области. Меры по развитию конкуренции. Привлечение организаций частной формы собственности к созданию на их основе ресурсных центров подготовки кадров для промышленных организаций Нижегородской области. Аккредитация специализированных центров компетенций, созданных, в том числе, на базе частных организаций, по стандартам WorldSkills Russia | Доля обучающихся в частных образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы - образовательные программы среднего профессионального образования, в общем числе обучающихся в образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы - образовательные программы среднего профессионального образования, % | 9 | 9,1 | 9,2 | 9,3 | 9,4 | Министерство образования и науки Нижегородской области |
4. | Рынок услуг дополнительного образования детей | Текущая ситуация. Рынок услуг дополнительного образования детей представлен более 500 хозяйствующими субъектами, из которых основная часть - 75% - образовательные организации государственной и муниципальной формы собственности, 25% составляют частные образовательные организации. По результатам ежегодного опроса предпринимателей в рамках мониторинга состояния конкурентной среды 48% респондентов считают конкуренцию на рынке умеренной, 22% - высокой и очень высокой, 25% - слабой или говорят об ее отсутствии. Среди административных барьеров, препятствующих ведению бизнеса, предприниматели выделяют длительные сроки получения лицензии, сложность процедуры получения региональной государственной поддержки, сложность процедуры участия в государственных и муниципальных закупках, создание преимущественных условий отдельным предприятиям при осуществлении закупок. Качеством услуг дополнительного образования детей удовлетворены 62% опрошенных потребителей, возможностью выбора - 60%, соотношением цены и качества услуг - 61% участников опроса. Проблематика. 23% опрошенных потребителей отметили недостаточность организаций на этом рынке, 26% не удовлетворены уровнем цен. Высокие требования по соответствию стандартам реализации программ дополнительного образования. Высокая стоимость аренды помещений. Обоснование выбора рынка. Высокая востребованность услуг дополнительного образования детей со стороны населения. Меры по развитию конкуренции. Развитие господдержки частных образовательных организаций. Информационная и консультационная поддержка предпринимателей | Доля организаций частной формы собственности в сфере услуг дополнительного образования детей (доля численности детей, которым в отчетном периоде были оказаны услуги дополнительного образования организациями частной формы собственности, в общей численности детей, которым в отчетном периоде были оказаны услуги дополнительного образования всеми организациями (всех форм собственности), % | 6,1 | 6,2 | 6,3 | 6,4 | 6,5 | Министерство образования и науки Нижегородской области |
5. | Рынок услуг детского отдыха и оздоровления | Текущая ситуация. В системе загородного отдыха детей Нижегородской области работает 49 загородных детских оздоровительных лагерей и 8 санаторно-оздоровительных лагерей, из них частных - 13 организаций. По результатам ежегодного опроса предпринимателей в рамках мониторинга состояния конкурентной среды половина опрошенных предпринимателей оценили уровень конкуренции на рынке как умеренный, 30% - слабый, 20% высокий. 90% предпринимателей считают, что существенные административные барьеры на рынке услуг детского отдыха и оздоровления отсутствуют. Качество услуг положительно оценили 49% опрошенных потребителей, возможность выбора - 47%. Соотношение цены и качества услуг детского отдыха и оздоровления устраивает 49% респондентов. Проблематика. 39% потребителей не удовлетворены количеством организаций, оказывающих услуги детского отдыха и оздоровления. Треть респондентов не удовлетворены ценами на услуги, 28% участников опроса не довольны качеством услуг. Обоснование выбора рынка. Недостаточность количества организаций, оказывающих услуги детского отдыха и оздоровления (по мнению потребителей). Меры по развитию конкуренции. Развитие материально-технической базы загородных детских оздоровительных учреждений на основе государственно-частного партнерства. Информационная и консультационная поддержка предпринимателей | Доля организаций отдыха и оздоровления детей частной формы собственности (доля численности детей, которым в отчетном периоде были оказаны услуги отдыха и оздоровления организациями частной формы собственности за счет средств консолидированного бюджета Нижегородской области, в общей численности детей, которым в отчетном периоде были оказаны услуги отдыха и оздоровления всеми организациями (всех форм собственности) за счет средств консолидированного бюджета Нижегородской области, % | 20 | 20,2 | 20,4 | 20,6 | 20,8 | Министерство образования и науки Нижегородской области |
6. | Рынок медицинских услуг | Текущая ситуация. На рынке медицинских услуг Нижегородской области функционируют 1364 хозяйствующих субъекта, из которых основная часть (89,1%) частные организации, остальные - организации государственной формы собственности. По результатам ежегодного опроса предпринимателей в рамках мониторинга состояния конкурентной среды половина опрошенных организаций считают конкуренцию на данном рынке умеренной, 23% - высокой или очень высокой, 25% - слабой. Большая часть предпринимателей (79%) отметили отсутствие существенных административных барьеров на рынке. Среди опрошенных в рамках ежегодного мониторинга потребителей 37% отмечают недостаточное количество организаций на рынке. Нехватка медицинских организаций ощущается в большинстве муниципалитетах Нижегородской области, особенно в сельской местности. Проблематика. 50% респондентов не устраивает уровень цен на услуги, качеством медицинских услуг не удовлетворено 44% опрошенных потребителей. Соотношение цены и качества медицинских услуг не устраивает 48% респондентов. Обоснование выбора рынка. Недостаточно высокий уровень удовлетворенности населения качеством медицинских услуг. Меры по развитию конкуренции. Поддержка частных медицинских организаций за счет вовлечения их в реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования. Информационная и консультационная поддержка предпринимателей. | Доля медицинских организаций частной системы здравоохранения, участвующих в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования (доля средств, направленных в отчетном периоде медицинским организациям частной системы здравоохранения на оказание ими медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования Нижегородской области в общем объеме средств, направленных в отчетном периоде медицинским организациям всех форм собственности на оказание ими медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования Нижегородской области), % | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Министерство здравоохранения Нижегородской |
7. | Рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами | Текущая ситуация. Рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами и медицинскими изделиями представлен 421 хозяйствующим субъектом, из которых основная часть 98,1% - частные организации (1,9% - организации государственной и муниципальной формы собственности). По результатам ежегодного опроса предпринимателей в рамках мониторинга состояния конкурентной среды более половины опрошенных предпринимателей (52%) считают, что конкуренция на данном рынке высокая или очень высокая, 37% отмечают умеренную конкуренцию. 77% предпринимателей отметили, что существенные административные барьеры на рынке отсутствуют. Большинство потребителей (80%) отметили достаточное (даже избыточное) количество организаций на данном рынке. Ассортимент товаров устраивает - 64% респондентов, качество товаров - 61%. Проблематика. В ходе опроса предприниматели отметили длительные сроки получения лицензии. Уровнем цен на данном рынке не удовлетворены 38% потребителей. Обоснование выбора рынка. Развитие конкуренции в целях обеспечения населения доступными и качественными услугами розничной торговли лекарственными препаратами. Меры по развитию конкуренции. Повышение информированности предпринимателей, в том числе по вопросам действующих мер государственной поддержки и лицензирования. Контроль за соблюдением соответствующих требований к лицензированной фармацевтической деятельности | Доля организаций частной формы собственности в сфере услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами, % | 92,5 | 92,6 | 92,7 | 92,8 | 92,9 | Министерство здравоохранения Нижегородской области (по компетенции), |
8. | Рынок психолого- педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья | Текущая ситуация. Услуги психолого- педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в Нижегородской области оказывают 34 государственных учреждения социального обслуживания и 10 социально-ориентированных некоммерческих организаций. Кроме того, на базе муниципальных дошкольных образовательных организаций открыто 242 консультативных пункта, оказывающих детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья психолого-педагогическую, диагностическую и консультационную помощь. | Доля организаций частной формы собственности в сфере услуг психолого- педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, % | 3 | 3,1 | 3,2 | 3,3 | 3,4 | Министерство образования и науки Нижегородской области, |
По результатам ежегодного опроса предпринимателей в рамках мониторинга состояния конкурентной среды треть респондентов оценили уровень конкуренции на рынке как умеренный, треть - как слабый или отметили ее отсутствие, 22% считают уровень конкуренции высоким. Соотношение цены и качества услуг на рынке устраивает 38% опрошенных потребителей (37% респондентов затруднились с ответом). Проблематика. Среди административных барьеров предприниматели отметили высокую стоимость получения лицензии, сложность процедуры регистрации прав собственности на недвижимое имущество, сложность участия в государственных и муниципальных закупках, сложность процедуры получения региональной государственной поддержки. По результатам опроса потребителей 36% респондентов считают, что на данном рынке действует недостаточное количество организаций. 25% респондентов не устраивает уровень цен на услуги, 22% качество и ассортимент услуг. Обоснование выбора рынка. Недостаточность организаций на данном рынке (определена потребителями), неудовлетворенность населения качеством и ассортиментом услуг. Меры по развитию конкуренции. Государственная поддержка частных организаций, оказывающих услуги психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучение специалистов, работающих с семьями с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Реализация обучающих программ для родителей с детьми с ограниченными возможностями здоровья на базе социально-ориентированных некоммерческих организаций. Информирование населения о возможностях получения в Нижегородской области услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Информационная и консультационная поддержка предпринимателей | Доля детей с ограниченными возможностями здоровья (в возрасте до 3 лет), получающих услуги ранней диагностики, социализации и реабилитации в частных организациях сферы услуг психолого- педагогического со-провождения детей, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья (в возрасте до 3 лет), получающих услуги ранней диагностики, социализации и реабилитации, % | 10 | 10,2 | 10,4 | 10,6 | 10,8 | |||
9. | Рынок социальных услуг | Текущая ситуация. На рынке услуг социального обслуживания населения присутствует 655 хозяйствующих субъектов, из них 406 - частные организации. В рамках ежегодного мониторинга 51% опрошенных предпринимателей считают уровень конкуренции на рынке социальных услуг слабым или отмечают ее отсутствие, 31% умеренным, 13% - высоким и очень высоким. В результате опроса потребителей в рамках ежегодного мониторинга 29% респондентов отметили недостаточность организаций, работающих в сфере социального обслуживания населения. Уровнем цен не удовлетворены 27% опрошенных потребителей. Качество услуг положительно оценили 45% респондентов, возможность выбора - 46%. Проблематика. Недостаточно высокий уровень удовлетворенности потребителей ценами и качеством на рынке социальных услуг. Обоснование выбора рынка. Развитие конкуренции с целью увеличения доступности и повышения качества социальных услуг. Меры по развитию конкуренции. Государственная поддержка негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги. Проведение независимой оценки качества социальных услуг. Информационная и консультационная поддержка предпринимателей | Доля негосударственных организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги, % | 62,3 | 62,5 | 62,6 | 62,7 | 62,8 | Министерство социальной политики Нижегородской области, |
10. | Рынок ритуальных услуг | Текущая ситуация. Рынок ритуальных услуг представлен 229 хозяйствующими субъектами, из которых основная часть (97%) - частные организации, 3% - организации муниципальной формы собственности. По результатам ежегодного опроса предпринимателей в рамках мониторинга состояния конкурентной среды 46% опрошенных предпринимателей оценивают уровень конкуренции на рынке как умеренный, 25% респондентов характеризуют конкуренцию как высокую и очень высокую, при этом 27% считают, что конкуренция слабая или ее нет. 75% предпринимателей отметили, что существенные административные барьеры на рынке отсутствуют. Проблематика. По результатам опроса потребителей, 28% не удовлетворены уровнем цен, 25% потребителей не устраивает соотношение цены и качества услуг. Обоснование выбора рынка. Развитие конкуренции на рынке в целях обеспечения населения доступными и качественными услугами. Меры по развитию конкуренции. Повышение прозрачности процедуры получения земельных участков. Регламентирование процедур предоставления мест для захоронений на муниципальном уровне. Проведение инвентаризации действующих мест погребения (кладбищ) | Доля организаций частной формы собственности в сфере ритуальных услуг (доля выручки организаций частной формы собственности, от общего объема выручки всех хозяйствующих субъектов (всех форм собственности), за исключением выручки от оказания услуг (выполнения работ) по содержанию и благоустройству кладбищ), % | 52,3 | 52,4 | 52,5 | 52,6 | 52,7 | Министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области |
11. | Рынок теплоснабжения (производство тепловой энергии) | Текущая ситуация. Рынок теплоснабжения представлен 318 хозяйствующими субъектами, из которых основная часть - 90% - частные организации и 10% составляют организации государственной и муниципальной формы собственности. По результатам ежегодного опроса предпринимателей в рамках мониторинга состояния конкурентной среды 54% опрошенных предпринимателей считают уровень конкуренции на рынке умеренным, 3% - высоким, 43% - слабым или отметили отсутствие конкуренции. Проблематика. Высокий уровень износа основных фондов. По результатам опроса потребителей 31% не удовлетворены уровнем цен, 25% не удовлетворены качеством услуг. Обоснование выбора рынка. Недостаточный уровень развития конкуренции на рынке (по мнению предпринимателей). Неудовлетворенность потребителей уровнем цен, недостаточно высокая удовлетворенность качеством услуг. Меры по развитию конкуренции. Передача в управление частным операторам на основе концессионных соглашений объектов теплоснабжения | Доля организаций частной формы собственности в сфере теплоснабжения (производство тепловой энергии) (доля объема полезного отпуска тепловой энергии (Гкал) организациями частной формы собственности в общем объеме полезного отпуска тепловой энергии (Гкал) всеми хозяйствующими субъектами), % | 72,8 | 72,9 | 73 | 73,1 | 73,2 | Министерство энергетики и жилищно- коммунального хозяйства Нижегородской области |
12. | Рынок услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов | Текущая ситуация. В Нижегородской области работают 7 региональных операторов, с каждым из которых заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО (все являются организациями частной формы собственности). Региональные операторы заключили на конкурсной основе договоры на транспортировку ТКО с операторами по обращению с ТКО (все являются частными). По мнению 42% опрошенных организаций конкуренция на данном рынке умеренная, 42% опрошенных назвали конкуренцию слабой или отметили ее отсутствие, 16% - высокой или очень высокой. 89% предпринимателей отметили, что существенные административные барьеры на рынке отсутствуют. 32% опрошенных потребителей не устраивает количество организаций на рынке. Не удовлетворены уровнем цен на предоставляемые ими услуги 35% опрошенных. 32% респондентов не удовлетворены качеством предоставляемых услуг (при этом четверть потребителей затруднились оценить уровень цен и качество услуг на данном рынке). Проблематика. Низкий уровень развития конкуренции на рынке по оценке предпринимателей. Недостаточно высокая удовлетворенность потребителей уровнем цен и качеством услуг. Ограниченный доступ к закупкам малых и средних предприятий ввиду размещения лотов с большими объемами услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов. Обоснование выбора рынка. Обеспечение равных условий всем участникам рынка в целях недопущения монополизации рынка; повышение качества услуг. Меры по развитию конкуренции. Обеспечение равного доступа к конкурсным процедурам | Доля организаций частной формы собственности не аффилированных с региональным оператором в сфере услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (доля объема транспортируемых твердых коммунальных отходов (м3) организациями частной формы собственности от общего объема транспортируемых твердых коммунальных отходов (м3) всеми хозяйствующими субъектами), % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области |
13. | Рынок выполнения работ по благоустройству городской среды | Текущая ситуация. На территории Нижегородской области действуют более 360 хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по благоустройству, из которых более 80% - частные организации. Также присутствуют на рынке муниципальные организации. В рамках мониторинга более половины (57%) опрошенных предпринимателей считают конкуренцию на рынке умеренной, 13% - высокий или очень высокий, 28% отметили, что конкуренция на данном рынке слабая или вовсе отсутствует. 66% предпринимателей отметили, что существенные административные барьеры на рынке отсутствуют. Треть потребителей, участвующих в опросе, отметили недостаток организаций на данном рынке. 48% опрошенных потребителей удовлетворены качеством услуг по благоустройству, 44% - уровнем цен на рынке. Проблематика. Недостаточно высокий уровень удовлетворенности потребителей уровнем цен и качеством услуг. Обоснование выбора рынка. Недостаточный уровень развития конкуренции по оценке предпринимателей. Недостаточное количество хозяйствующих субъектов на данном рынке, по мнению потребителей. Благоустройство городской среды является приоритетным направлением развития в рамках реализации национальных проектов (НП "Жилье и городская среда"). Меры по развитию конкуренции. Обеспечение прозрачности и равноправного доступа к закупкам для всех участников рынка. Вовлечение населения в процесс определения и реализации приоритетных проектов по благоустройству городской среды. Консультационная поддержка предпринимателей | Доля организаций частной формы собственности в сфере выполнения работ по благоустройству городской среды (доля объема выручки организаций частной формы собственности от общего объема выручки всех хозяйствующих субъектов), % | 60,4 | 60,5 | 60,6 | 60,7 | 60,8 | Органы местного самоуправления городских и муниципальных округов Нижегородской области |
14. | Рынок выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме | Текущая ситуация. Всего на данном рынке действуют 2213 хозяйствующих субъектов, из них большинство частные (98,4%). Также присутствуют на рынке 35 муниципальных организаций (1,6%). В рамках ежегодного мониторинга состояния конкуренции 55 % опрошенных предпринимателей отметили умеренный уровень развития конкуренции на рынке, 15% респондентов оценили его как высокий и очень высокий, 30% респондентов считают конкуренцию слабой или говорят об ее отсутствии. 78% предпринимателей отметили отсутствие существенных административных барьеров на рынке. По результатам опроса потребителей, не удовлетворены качеством услуг 34% потребителей, уровнем цен на рынке - 36% потребителей (при этом 28% респондентов затруднились оценить уровень цен и качество услуг). Проблематика. Недостаточный уровень развития конкуренции по оценке самих предпринимателей. Низкий уровень удовлетворенности потребителей качеством услуг и уровнем цен на данном рынке. Обоснование выбора рынка. Обеспечение равных условий участникам рынка. Повышение удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг. Меры по развитию конкуренции. Усиление мер по более тщательной проверке домоуправляющих компаний при получении лицензий. Недопущение необоснованного укрупнения лотов при организации и проведении конкурсов по отбору управляющей организации, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. № 75 | Доля организаций частной формы собственности в сфере выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (доля общей площади помещений, находящихся в управлении у организаций частной формы собственности, в общей площади помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, находящихся в управлении у всех хозяйствующих субъектов (за исключением товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооператоров или иных специализированных потребительских кооперативов, а также непосредственного способа управления), осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами),% | 98,4 | 98,5 | 98,6 | 98,7 | 98,8 | Министерство энергетики и жилищно- коммунального хозяйства Нижегородской области |
15. | Рынок поставки сжиженного газа в баллонах | Текущая ситуация. В Нижегородской области природный газ присутствует в 45 муниципальных и городских округах Нижегородской области из 51, уровень газификации населения природным и сжиженным газом в соответствии с паспортом газового хозяйства Нижегородской области по состоянию на 1 января 2022 г. составляет 84,5%. На территории Нижегородской области 6 организаций осуществляют заправку бытовых баллонов сжиженным углеводным газом (все организации частные). В качестве уполномоченных газораспределительных организаций по поставке сжиженных углеводородных газов для бытовых нужд населения Нижегородской области выступают две из них: ООО "Газэнергосеть - Нижний Новгород", ЗАО "Реал-Инвест". Треть (33%) опрошенных отмечают, что конкуренция на рынке умеренная, при этом столько же (33%) считают, что конкуренция слабая, 17% отмечают высокий уровень конкуренции. Об отсутствии существенных административных барьеров на рынке говорят 67% предпринимателей. При опросе 22% потребителей отметили нехватку организаций на рынке (при этом 39% респондентов затруднились с ответом). Уровнем цен удовлетворены 34% отпрошенных потребителей, качество устраивает 37% (при этом 46% респондентов затруднились оценить уровень цен и качество услуг на данном рынке). Проблематика. Недостаточное, по мнению потребителей, число организаций на данном рынке. Невысокий уровень удовлетворенности потребителей уровнем цен на рынке. Обоснование выбора рынка. Развитие конкуренции на рынке в целях обеспечения потребностей населения в поставках сжиженного газа в баллонах. Меры по развитию конкуренции. Мониторирование рынка поставки сжиженного газа в баллонах | Доля организаций частной формы собственности в сфере поставки сжиженного газа в баллонах (доля объема реализованных на рынке товаров, работ, услуг в натуральном выражении (м3) организациями частной формы собственности от общего объема реализованных на рынке товаров, работ, услуг в натуральном выражении (м3) всеми хозяйствующими субъектами), % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | Министерство энергетики и жилищно- коммунального хозяйства Нижегородской области |
16. | Рынок купли-продажи электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии (мощности) | Текущая ситуация. На территории Нижегородской области осуществляют деятельность на розничном рынке по продаже электрической энергии (мощности) более 25 сбытовых организаций, включающих четыре гарантирующих поставщика и независимые сбытовые организации (все являются частными организациями). По результатам опроса более половины (55%) опрошенных отмечают, что конкуренция слабая или ее вообще нет, при этом 25% респондентов считают уровень конкуренции на рынке умеренным, 15% - высоким и очень высоким. Качеством услуг на рынке удовлетворены 43% опрошенных потребителей (20% не удовлетворены), 25% респондентов не устраивает уровень цен на данном рынке (37% респондентов затруднились оценить уровень цен и качество услуг на рынке) Проблематика. Неудовлетворенность потребителей уровнем цен и качеством услуг на данном рынке. Обоснование выбора рынка. Развитие конкуренции необходимо в целях обеспечения бесперебойного энергоснабжения населения и организаций Нижегородской области. Исключение возможностей для тарифной дискриминации. Меры по развитию конкуренции. Внедрение института лицензирования энергосбытовой деятельности. Осуществление государственного контроля (надзора) в части соблюдения стандартов раскрытия информации энергоснабжающими, энергосбытовыми организациями и гарантирующими поставщиками | Доля организаций частной формы собственности в сфере купли-продажи электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии (мощности) (доля объема реализованных на рынке товаров, работ, услуг в натуральном выражении (кВт ч) организациями частной формы собственности от общего объема реализованных на рынке товаров, работ, услуг в натуральном выражении (кВт ч) всеми хозяйствующими субъектами),% | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | Министерство энергетики и жилищно- коммунального хозяйства Нижегородской области, |
17. | Рынок производства электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии (мощности), включая производство электрической энергии (мощности) в режиме когенерации | Текущая ситуация. На розничном рынке производства электрической энергии Нижегородской области осуществляют деятельность 3 организации, имеющие частную форму собственности. В Нижегородской области дефицит электрической энергии отсутствует. Требуемая для потребителя электрическая энергия поступает в энергосистему Нижегородской области в полном объеме по развитым магистральным электрическим сетям. По результатам опроса предпринимателей в рамках ежегодного мониторинга, все респонденты отметили слабый уровень развития конкуренции на рынке. Все предприниматели отметили отсутствие существенных административных барьеров на рынке. Проблематика. Высокий уровень капиталовложений на этапе открытия бизнеса. Обоснование выбора рынка. Развитие конкуренции необходимо в целях обеспечения бесперебойного энергоснабжения населения и организаций Нижегородской области. Меры по развитию конкуренции. Осуществление государственного контроля (надзора) в части соблюдения стандартов раскрытия информации. Поддержка инвестиционных проектов, направленных на внедрение новых современных технологий, в том числе энергосберегающих | Доля организаций частной формы собственности в сфере производства электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии (мощности), включая производство электрической энергии (мощности) в режиме когенерации (доля объема реализованных на рынке товаров, работ, услуг в натуральном выражении (кВт ч) организациями частной формы собственности от общего объема реализованных на рынке товаров, работ, услуг в натуральном выражении (кВт ч) всеми хозяйствующими субъектами), % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | Министерство энергетики и жилищно- коммунального хозяйства Нижегородской области |
18. | Рынок оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок | Текущая ситуация. На территории Нижегородской области действуют более 130 организаций, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, из которых около 100 - организации частной формы собственности (76%), четверть организаций на рынке - муниципальной формы собственности (24%). По результатам опроса половина (50%) респондентов считают конкуренцию на данном рынке умеренной, 38% опрошенных - слабой или отмечают ее отсутствие, при этом 12% отмечают высокий или очень высокий уровень конкуренции. 72% предпринимателей отметили отсутствие существенных административных барьеров на рынке. По итогам ежегодного опроса 50% потребителей отметили достаточное количество организаций, предоставляющих услуги на данном рынке. 33% респондентов высказали неудовлетворение качеством услуг по перевозке, 35% опрошенных потребителей не удовлетворены уровнем цен. Проблематика. Наличие нелегальных перевозчиков в муниципальных образованиях Нижегородской области. Недостаточно высокая удовлетворенность потребителей качеством услуг и уровнем цен. Обоснование выбора рынка. Развитие конкуренции в целях обеспечения населения Нижегородской области качественными транспортными услугами. Обеспечение равных условий для участников рынка. Меры по развитию конкуренции. Усиление контроля за нелегальными перевозчиками. Обеспечение прозрачности конкурсов на право осуществления перевозок. Мониторинг пассажиропотока | Доля услуг (работ) по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, оказанных (выполненных) организациями частной формы собственности (по количеству перевезенных пассажиров), % | 53 | 53,5 | 54 | 54,5 | 55 | ОМСУ (по согласованию) |
19. | Рынок оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок | Текущая ситуация. На рынке оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок работают 46 перевозчиков частной формы собственности, что составляет 2/3 от общего числа перевозчиков, работающих на межмуниципальных маршрутах, остальные - муниципальные перевозчики. Половина (50%) опрошенных в рамках ежегодного мониторинга предпринимателей считают уровень конкуренции на рынке умеренным, 25% - высоким, 19% - слабым или говорят об отсутствии конкуренции на рынке. 72% предпринимателей отметили, что существенные административные барьеры на рынке отсутствуют. В рамках ежегодного мониторинга 34% потребителей отметили недостаточность организаций, предоставляющих услуги на данном рынке (при этом 48% удовлетворены их количеством). 33% опрошенных потребителей не удовлетворены уровнем цен на данном рынке, качеством услуг не удовлетворены 31% респондентов. Проблематика. Неудовлетворенность потребителей уровнем цен и качеством услуг на рынке. Недостаточный уровень развития конкуренции по мнению предпринимателей. Обоснование выбора рынка. Развитие конкуренции на рынке с целью обеспечения населения области доступными и качественными транспортными услугами. Меры по развитию конкуренции. Создание равных условий для всех участников рынка, в том числе за счет повышения информированности об условиях конкурсного отбора перевозчиков. Снижение недобросовестной конкуренции | Доля услуг (работ) по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, оказанных (выполненных) организациями частной формы собственности (по количеству перевезенных пассажиров), % | 64 | 64,1 | 64,2 | 64,3 | 64,4 | Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области |
20. | Рынок оказания услуг по перевозке пассажиров | Текущая ситуация. Рынок оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Нижегородской области представлен 1119 хозяйствующими субъектами, все из которых частные. 43% опрошенных в рамках ежегодного мониторинга предпринимателей считает конкуренцию на данном рынке высокой или очень высокой, 38% - умеренной, 18% - слабой или отмечают ее отсутствие. 86% предпринимателей отметили отсутствие существенных административных барьеров на рынке. Среди опрошенных в рамках мониторинга потребителей большинство (62%) отметили достаточное количество организаций на рынке. 45% респондентов удовлетворены уровнем цен на услуги, 49% устраивает качество услуг, оказываемых на рынке. Проблематика. Сложность и длительные сроки получения лицензии. Недостаточно высокий уровень удовлетворенности потребителей качеством услуг и уровнем цен на рынке. Обоснование выбора рынка. Развитие конкуренции в целях обеспечения населения качественными услугами легкового такси. Меры по развитию конкуренции. Консультирование участников рынка по вопросам получения разрешения на осуществление деятельности по перевозке и получения государственной поддержки за счет средств областного бюджета | Доля организаций частной формы собственности в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Нижегородской области, % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области |
21. | Рынок оказания услуг по ремонту автотранспортных средств | Текущая ситуация. Рынок ремонта автотранспортных средств представлен 2558 хозяйствующими субъектами. Все они являются частными. 51% предпринимателей, опрошенных в рамках ежегодного мониторинга состояния конкурентной среды, оценивают общее состояние конкуренции на данном рынке как умеренное, еще 27% оценили уровень конкуренции на рынке как высокий и очень высокий. Большинство предпринимателей (74%) при опросе отметили отсутствие существенных административных барьеров на рынке. По результатам опроса потребителей, качеством работ, предоставляемых на рынке, удовлетворены около 46% опрошенных. При этом уровень цен не устраивает 28% респондентов. Проблематика. Неравномерное распределение объектов по ремонту автотранспортных средств на территории Нижегородской области. Среди основных административных барьеров, препятствующих развитию бизнеса на данном рынке, предприниматели отметили сложность процедур получения земельных участков под строительство, получения разрешения на строительство и регистрации прав собственности юридических лиц, сложность процедуры получения государственной поддержки. Обоснование выбора рынка. Развитие конкуренции с целью обеспечения населения доступными и качественными услугами авторемонтных организаций. Меры по развитию конкуренции. Содействие реализации инвестиционных проектов в сфере ремонта автотранспортных средств (по созданию современных объектов на территории муниципальных и городских округов Нижегородской области). Консультационная поддержка предпринимателей | Доля организаций частной формы собственности в сфере оказания услуг по ремонту автотранспортных средств, % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | Министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области |
22. | Рынок услуг связи, в том числе услуг по предоставлению широкополосного доступа к информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" | Текущая ситуация. На рынке услуг, в том числе услуг по предоставлению широкополосного доступа к информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" присутствуют 59 хозяйствующих субъектов. Все они являются частными. 46% опрошенных предпринимателей оценивают уровень конкуренции на рынке как умеренный, 25% отмечают высокий и очень высокий уровень конкуренции, вместе с тем 29% считают, что конкуренция на данном рынке слабая либо отсутствует. 61% респондентов заявили об увеличении числа конкурентов за последние 3 года, 32% отметили, что уровень конкуренции на данном рынке не изменился. В рамках ежегодного опроса потребителей 22% | Доля удовлетворенных заявлений операторов связи на размещение сетей и сооружений связи на объектах государственной и муниципальной собственности в общем количестве надлежащим образом поданных заявлений, по отношению к показателям 2021 года, % | 0 | +5 | +10 | +15 | +20 | Министерство информационных технологий и связи Нижегородской области, |
респондентов отметили недостаточное количество организаций на рынке широкополосного доступа в интернет. Не удовлетворены уровнем цен на рынке 31% респондентов. Качество услуг не устраивает 26% потребителей. Проблематика. Высокие затраты на строительство объектов связи. Среди административных барьеров предприниматели указали сложность процедуры регистрации прав собственности на недвижимое имущество, сложность процедуры участия в государственных закупках, сложность процедуры получения региональной государственной поддержки. Обоснование выбора рынка. Развитие конкуренции с целью снижения цифрового неравенства территорий Нижегородской области и обеспечения населения качественным доступом к информационно- телекоммуникационной сети "Интернет". Меры по развитию конкуренции. Оказание содействия операторам связи в реализации инвестиционных проектов по строительству объектов связи на территории Нижегородской области, в том числе в размещении оборудования базовых станций на землях и объектах государственной и муниципальной собственности на территории Нижегородской области. Информационная и консультационная поддержка предпринимателей | Доля организаций частной формы собственности в сфере оказания услуг по предоставлению широкополосного доступа к информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" (доля объема реализованных на рынке товаров, работ, услуг в натуральном выражении (Гбайт) организациями частной формы собственности в общем объеме реализованных на рынке товаров, работ, услуг в натуральном выражении (Гбайт) организациями всех форм собственности), % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | Министерство информационных технологий и связи Нижегородской области | ||
23. | Рынок жилищного строительства | Текущая ситуация. На рынке жилищного строительства присутствуют 4 495 хозяйствующих субъектов, основная часть которых - частные организации, 1 организация имеет муниципальную форму собственности. По результатам опроса предпринимателей половина респондентов считают конкуренцию на рынке умеренной, 30% - высокой и очень высокой. Большинство предпринимателей (78%) считают, что существенные административные барьеры на рынке отсутствуют. Проблематика. По результатам опроса в рамках ежегодного мониторинга среди административных барьеров, препятствующих развитию бизнеса, предприниматели отметили сложность процедур получения земельных участков под строительство и получения разрешения на строительство. По результатам опроса потребителей в рамках ежегодного мониторинга 32% респондентов не удовлетворены уровнем цен на рынке жилищного строительства. Обоснование выбора рынка. Создание условий для развития рынка с целью повышения обеспеченности населения жильем и сдерживания роста цен на него. Меры по развитию конкуренции. Мониторинг фактических сроков прохождения процедур, необходимых для сбора документов, предъявляемых в уполномоченный орган для оформления разрешения на строительство. Информационная и консультационная поддержка предпринимателей | Доля организаций частной формы собственности в сфере жилищного строительства (доля реализованных товаров, работ, услуг (введенные в эксплуатацию жилые дома) в натуральном выражении (м2 общей площади жилых помещений) организациями частной формы собственности от общего объема реализованных товаров, работ, услуг в натуральном выражении всеми хозяйствующими субъектами), % | 90,3 | 90,4 | 90,6 | 90,8 | 91 | Министерство строительства Нижегородской области |
24. | Рынок дорожной деятельности (за исключением проектирования) | Текущая ситуация. На рынке дорожного строительства присутствуют 415 хозяйствующих субъектов. Все организации являются частными. По результатам ежегодного опроса предпринимателей 53% опрошенных предпринимателей оценивают конкуренцию на данном рынке как умеренную, 13% как высокую и очень высокую, при этом треть респондентов считают конкуренцию слабой или отмечают ее отсутствие. По результатам ежегодного опроса большинство предпринимателей (80%) отметили, что существенные административные барьеры, препятствующие ведению бизнеса на рынке, отсутствуют. Проблематика. Ограниченный доступ малых и средних организаций к крупным строительным проектам. Часть респондентов среди административных барьеров, препятствующих развитию бизнеса, отметили сложность процедур получения земельных участков под строительство и получения разрешения на строительство, сложность процедуры участия в государственных и муниципальных закупках, создание преимущественных условий отдельным предприятиям при осуществлении государственных и муниципальных закупок. Обоснование выбора рынка. Недостаточный уровень развития (по мнению самих предпринимателей) конкуренции на рынке. Развитие конкуренции на рынке с целью развития дорожной инфраструктуры Нижегородской области и повышения транспортной доступности всех населенных пунктов Нижегородской области. Развитие транспортной инфраструктуры является приоритетным направлением пространственного развития региона, в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. № 889. Меры по развитию конкуренции. Повышение прозрачности, открытости процедуры торгов, в том числе повышение информированности участников рынка - субъектов малого и среднего предпринимательства. Консультирование субъектов малого и среднего предпринимательства по процедурам участия в государственных закупках | Доля организаций частной формы собственности в сфере дорожной деятельности (за исключением проектирования) (доля выручки организаций частной формы собственности от общего объема выручки всех хозяйствующих субъектов), % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области |
25. | Рынок архитектурно-строительного проектирования | Текущая ситуация. На данном рынке 742 хозяйствующих субъекта, в том числе 731 - частные организации, 8 - муниципальные, 3 - государственные. По результатам опроса предпринимателей 54% оценивают конкуренцию на данном рынке как умеренную, 34% - как слабую или отмечают ее отсутствие. Большинство участников опроса (70%) считают, что существенные административные барьеры на рынке отсутствуют. Часть респондентов отметили затянутые сроки получения лицензии и сертификации, сложность процедуры получения разрешения на строительство, получения земельных участков под строительство. Проблематика. Ограниченный доступ малых и средних организаций к архитектурно-строительному проектированию крупных проектов. Недостаточный уровень развития конкуренции по мнению самих предпринимателей. Обоснование выбора рынка. Необходимость создания равных условий для всех участников рынка. Меры по развитию конкуренции. Обеспечение равного доступа организаций к государственным и муниципальным закупкам. Консультирование предпринимателей по вопросам получения разрешения на строительство и земельных участков под строительство, а также предоставления государственной поддержки, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства | Доля организаций частной формы собственности в сфере архитектурно-строительного проектирования (доля выручки организаций частной формы собственности от общего объема выручки всех хозяйствующих субъектов), % | 80,3 | 80,4 | 80,5 | 80,6 | 80,7 | Министерство градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, |
26. | Рынок лабораторных исследований для выдачи ветеринарных сопроводительных документов | Текущая ситуация. Рынок представлен 8 государственными ветеринарными лабораториями и 11 частными лабораториями. 67% опрошенных предпринимателей оценивают конкуренцию на данном рынке как умеренную, при этом треть респондентов считают конкуренцию высокой. Среди административных барьеров предприниматели указали: затянутые сроки получения лицензии и сертификации, сложность процедуры регистрации прав собственности, сложность процедуры получения региональной поддержки. Проблематика. Недостаточное количество частных организаций по выдаче ветеринарных сопроводительных документов. Недостаточно оптимальная схема размещения организаций по выдаче ветеринарных сопроводительных документов на территории Нижегородской области. Обоснование выбора рынка. Создание равных условий для участников рынка. Развитие конкуренции в целях создания благоприятных условий для развития агропромышленных организаций Нижегородской области. Меры по развитию конкуренции. Оказание консультационной и информационной поддержки участникам рынка | Доля организаций частной формы собственности в сфере лабораторных исследований для выдачи ветеринарных сопроводительных документов, % | 57,9 | 57,9 | 57,9 | 57,9 | 57,9 | Комитет ветеринарии Нижегородской области |
27. | Рынок племенного животноводства | Текущая ситуация. Всего на данном рынке действует 41 хозяйствующий субъект, все они являются частными. В рамках ежегодного мониторинга 58% опрошенных предпринимателей оценивают конкуренцию на данном рынке как умеренную, 12% как высокую, при этом 27% респондентов считают конкуренцию слабой или говорят о ее отсутствии Проблематика. Необходимость увеличения видового и породного разнообразия племенного скота и птицы, разводимых на территории Нижегородской области. Уровень племенного поголовья коров от общего поголовья дойного стада сельскохозяйственных организаций - 37%. Ограниченный спрос на производимую продукцию, обусловленный отсутствием у производителей сельскохозяйственных товаров средств для закупки высокопродуктивного скота и птицы. Обоснование выбора рынка. В соответствии со Стратегией развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. № 889, сельское хозяйство является одной из приоритетных отраслей экономики Нижегородской области. Обеспечение сельскохозяйственных организаций Нижегородской области высокопродуктивными породами скота и птицы в целях повышения конкурентоспособности животноводческой отрасли. Недостаточно высокий уровень племенного поголовья в общем поголовье дойного стада. Меры по развитию конкуренции. Поддержка развития племенного животноводства в рамках государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. № 280. Оказание содействия в регистрации организаций Нижегородской области в государственном племенном регистре Российской Федерации | Доля организаций частной формы собственности на рынке племенного животноводства (доля объема реализованных на рынке товаров в натуральном выражении (в условных головах) организациями частной формы собственности, осуществляющими деятельность по разведению племенных сельскохозяйственных животных, в общем объеме реализованных на рынке товаров в натуральном выражении (в условных головах) всеми организациями, осуществляющими деятельность по разведению племенных сельскохозяйственных животных), % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области |
28. | Рынок семеноводства | Текущая ситуация. Всего на данном рынке 30 хозяйствующих субъектов, из них 28 частные организации, остальные государственные. В рамках ежегодного мониторинга 43% опрошенных предпринимателей считают, что конкуренция на данном рынке умеренная, 43% отметили, что конкуренция на рынке слабая или отсутствует. Проблематика. Ограниченный спрос на производимую продукцию, обусловленный отсутствием у производителей сельскохозяйственных товаров средств для закупки высококачественного посевного материала. Обоснование выбора рынка. В соответствии со Стратегией развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. № 889, сельское хозяйство является одной из приоритетных отраслей экономики региона. Обеспечение нижегородских сельскохозяйственных производителей качественным семенным материалом. По мнению предпринимателей, недостаточный уровень развития конкуренции на данном рынке. Меры по развитию конкуренции. Поддержка развития элитного семеноводства в рамках государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. № 280, в том числе компенсация части затрат на приобретение элитных семян. Содействие быстрому и своевременному включению новых сортов в госреестр. Консультационная поддержка предпринимателей | Доля организаций частной формы собственности на рынке семеноводства, % | 97 | 97 | 97 | 97 | 97 | Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области |
29. | Рынок вылова водных биоресурсов | Текущая ситуация. Рынок представлен 23 хозяйствующими субъектами (все организации частные). По результатам опроса предпринимателей (в рамках ежегодного мониторинга) 20% опрошенных предпринимателей считают уровень конкуренции на рынке высоким, 20% отмечают умеренную конкуренции на рынке, 60% респондентов оценивают конкуренцию как слабую или говорят об отсутствии конкуренции. Проблематика. Наличие организации, занимающей доминирующее положение на рынке. Среди административных барьеров, препятствующих развитию бизнеса, в ходе опроса часть предпринимателей указали сложность процедуры получения региональной государственной поддержки. Обоснование выбора рынка. Необходимость создания равных условий для всех участников рынка. Недостаточный уровень развития конкуренции по оценке предпринимателей. Меры по развитию конкуренции. Оказание консультационных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства в области организации промышленного рыболовства и получения господдержки. Обеспечение равных условий участия рыбодобывающих организаций при распределении квот добычи (вылова) водных биоресурсов | Доля организаций частной формы собственности на рынке вылова водных биоресурсов (доля объема добычи (вылова) рыбы, других водных биоресурсов организаций частной формы собственности в общем объеме добычи (вылова) рыбы, других водных биоресурсов всех хозяйствующих субъектов), % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области |
30. | Рынок переработки водных биоресурсов | Текущая ситуация. Рынок представлен 49 хозяйствующими субъектами (частные организации). Большинство опрошенных в рамках ежегодного мониторинга предпринимателей (56%) считают конкуренцию на рынке слабой или говорят об ее отсутствии, 25% - умеренной, 13% - высокой. Проблематика. Наличие организации, занимающей доминирующее положение на рынке. Среди административных барьеров, препятствующих развитию бизнеса, в ходе опроса часть предпринимателей указали сложность процедур получения земельных участков под строительство, сложности процедуры участия в государственных и муниципальных закупках, сложности получения государственной поддержки. Обоснование выбора рынка. Слабая конкуренция по оценке предпринимателей. Необходимость создания равных условий для всех участников рынка. Меры по развитию конкуренции. Консультирование предпринимателей по вопросам предоставления государственной поддержки. Обеспечение прозрачности и открытости государственных и муниципальных закупок продукции переработки водных биоресурсов | Доля организаций частной формы собственности на рынке переработки водных биоресурсов (доля объема продукции, произведенной из водных биоресурсов организациями частной формы собственности, в общем объеме продукции всех хозяйствующих субъектов данного рынка), % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области |
31. | Рынок товарной аквакультуры | Текущая ситуация. Рынок товарной аквакультуры представлен 26 хозяйствующими субъектами (все организации частные). Более половины (53%) опрошенных в рамках ежегодного мониторинга предпринимателей говорят о слабой конкуренции или ее отсутствии, 37% считают конкуренцию на рынке умеренной. Проблематика. Значительные затраты на обновление материально-технической базы и расширение производства. Среди административных барьеров, препятствующих развитию бизнеса, в ходе опроса часть предпринимателей указали сложность получения земельных участков и разрешений на строительство, сложности получения государственной поддержки. Обоснование выбора рынка. Недостаточный уровень развития конкуренции (по оценке предпринимателей). Развитие конкуренции с целью расширения собственного производства товарной аквакультуры. Меры по развитию конкуренции. Оказание государственной поддержки рыбоводным хозяйствам. Оказание консультационных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере развития товарной аквакультуры | Доля организаций частной формы собственности на рынке товарной аквакультуры (доля объема изъятия объектов товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) организаций частной формы собственности в общем объеме изъятия объектов товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) всех хозяйствующих субъектов), % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области |
32. | Рынок добычи общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения | Текущая ситуация. На рынке присутствуют 106 хозяйствующих субъектов (из них 1 организация муниципальная). Более половины предпринимателей (54%), опрошенных в рамках ежегодного мониторинга, считают конкуренцию на рынке слабой или говорят об ее отсутствии, 36% - умеренной. Проблематика. Среди административных барьеров, препятствующих развитию бизнеса, часть предпринимателей отметили высокую стоимость лицензии, длительные сроки сертификации. Недостаточная информированность участников рынка об участках недр, предлагаемых для предоставления в пользование с целью добычи полезных ископаемых. Обоснование выбора рынка. Недостаточный уровень развития конкуренции на рынке (по мнению предпринимателей). Создание равных условий для участников рынка. Меры по развитию конкуренции. Оказание консультационных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства по вопросам лицензирования, сроков оформления документов. Обеспечение открытости аукционов на право пользования участками недр местного значения. Информирование участников рынка об участках недр, предлагаемых для предоставления в пользование с целью добычи полезных ископаемых, о проводимых аукционах на право пользования недрами местного значения | Доля организаций частной формы собственности в сфере добычи общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения (доля объема добычи общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения организаций частной формы собственности в общем объеме добычи общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения всех хозяйствующих субъектов данного рынка), % | 99,8 | 99,8 | 99,8 | 99,8 | 99,8 | Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области |
33. | Рынок нефтепродуктов | Текущая ситуация. На розничном рынке нефтепродуктов на территории Нижегородской области осуществляют свою деятельность дочерние структуры крупных вертикально интегрированных нефтяных организаций (ПАО "НК "ЛУКОЙЛ", ПАО "Газпром нефть", ПАО "НК "Роснефть", ПАО "Татнефть"). Однако более 50% доли рынка занимают самостоятельные операторы. Более половины организаций (56%), опрошенных в рамках ежегодного мониторинга, считают конкуренцию на розничном рынке нефтепродуктов умеренной, 18% высокой и очень высокой, 23% - слабой или отмечают ее отсутствие. Проблематика. Сложность входа на рынок для малых и средних предприятий ввиду осуществления на рынке деятельности крупных вертикально интегрированных компаний. Обоснование выбора рынка. Развитие конкуренции с целью обеспечения населения качественными услугами автозаправочных станций. Обеспечение равных условий для участников рынка. Недостаточный уровень развития конкуренции по мнению предпринимателей. Меры по развитию конкуренции. Оказание мер господдержки собственникам автозаправочных комплексов, относящимся к категории субъектов малого и среднего бизнеса. Консультационная поддержка предпринимателей | Доля организаций частной формы собственности на рынке нефтепродуктов (доля объема реализованных на рынке нефтепродуктов в натуральном выражении (тыс. литров) организациями частной формы собственности от общего объема реализованных на рынке товаров, работ, услуг в натуральном выражении (тыс. литров) всеми хозяйствующими субъектами), % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | Министерство энергетики и жилищно- коммунального хозяйства Нижегородской области |
34. | Рынок легкой промышленности | Текущая ситуация. Общее число хозяйствующих субъектов (по полному кругу организаций, включая индивидуальных предпринимателей) в легкой промышленности составляет 929 (все, за исключением одного муниципального предприятия, являются частными). 41% опрошенных предпринимателей отметили умеренный уровень развития конкуренции на рынке, 38% считают конкуренцию на рынке слабой или отмечают ее отсутствие, 18% - высокой. Проблематика. В ходе опроса среди основных административных барьеров развития конкуренции часть предпринимателей отметили сложность процедур получения земельных участков под строительство и разрешения на строительство, получения региональной государственной поддержки, регистрации прав собственности на недвижимое имущество. Обоснование выбора рынка. Недостаточный уровень конкурентоспособности нижегородских организаций в условиях высокой доли импорта на рынке. Меры по развитию конкуренции. Консультирование по вопросам предусмотренной государственной поддержки предприятий легкой промышленности и предоставление ее в рамках государственных программ. Содействие продвижению продукции нижегородских предприятий легкой промышленности. | Доля организаций частной формы собственности в сфере легкой промышленности (доля объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, услуг (в стоимостном выражении) организаций частной формы собственности в общей величине стоимостного оборота рынка), % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | Министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области |
35. | Рынок обработки древесины и производства изделий из дерева | Текущая ситуация. Общее число хозяйствующих субъектов по обработке и производству изделий из дерева составляет 1154 (за исключением одного предприятия региональной формы собственности). Большинство предпринимателей (46 %), опрошенных в рамках ежегодного мониторинга состояния конкурентной среды, оценивают уровень состояния конкуренции на данном рынке как умеренный, 37% - как высокий и очень высокий. 79% предпринимателей при опросе отметили отсутствие административных барьеров на рынке. Проблематика. В ходе опроса предприниматели среди основных административных барьеров, препятствующих развитию конкуренции на рынке, отметили сложность процедуры получения земельных участков под строительство, регистрации прав собственности, получения государственной поддержки. Недостаточная загруженность мощностей организаций. Обоснование выбора рынка. Развитие конкуренции в целях расширения собственного производства глубокой переработки. Меры по развитию конкуренции. Повышение уровня загрузки мощностей предприятий деревообработки и производства изделий из дерева. Консультационная поддержка предпринимателей | Доля организаций частной формы собственности в сфере обработки древесины и производства изделий из дерева (доля объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, услуг (в стоимостном выражении) организаций частной формы собственности в общей величине стоимостного оборота рынка), % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | Министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области |
36. | Рынок производства кирпича | Текущая ситуация. Рынок производства кирпича представлен 14 хозяйствующими субъектами (все организации - частные). Большинство (70%) опрошенных в рамках ежегодного мониторинга состояния конкурентной среды отмечают слабый уровень конкуренции или ее отсутствие. Вместе с тем, 20% респондентов оценивают уровень состояния конкуренции на данном рынке как высокий, 10% - как умеренный. 70% предпринимателей при опросе отметили отсутствие административных барьеров на рынке. Проблематика. Существенные затраты на производство при высоком потреблении энергетических ресурсов, незначительные темпы модернизации основных фондов предприятий промышленности строительных материалов. Обоснование выбора рынка. Развитие конкуренции с целью технологического развития нижегородских производителей и расширения собственного производства. Меры по развитию конкуренции. Содействие реконструкции, модернизации действующих производств, в том числе путем информирования организаций отрасли о действующих мерах государственной поддержки технического перевооружения предприятий промышленности | Доля организаций частной формы собственности в сфере производства кирпича (доля объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, услуг (в стоимостном выражении) организаций частной формы собственности в общей величине стоимостного оборота рынка), % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | Министерство строительства Нижегородской области |
37. | Рынок производства бетона | Текущая ситуация. Рынок производства бетона представлен 62 хозяйствующими субъектами (все организации - частные). Большинство опрошенных в рамках ежегодного мониторинга состояния конкурентной среды предпринимателей (73%) оценивают конкуренцию на данном рынке как умеренную, 20% как слабую или отмечают ее отсутствие. 70% предпринимателей при опросе отметили отсутствие административных барьеров на рынке. Проблематика. Существенные затраты на производство при высоком потреблении энергетических ресурсов, незначительные темпы модернизации основных фондов предприятий промышленности строительных материалов. Обоснование выбора рынка. Развитие конкуренции с целью технологического развития нижегородских производителей и расширения собственного производства. Меры по развитию конкуренции. Содействие реконструкции, модернизации действующих производств. Консультирование предпринимателей по вопросам получения государственной поддержки | Доля организаций частной формы собственности в сфере производства бетона (доля объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, услуг (в стоимостном выражении) организаций частной формы собственности в общей величине стоимостного оборота рынка), % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | Министерство строительства Нижегородской области |
38. | Сфера наружной рекламы | Текущая ситуация. Сфера наружной рекламы представлена 1777 хозяйствующими субъектами (все организации - частные). 40% предпринимателей, опрошенных в рамках ежегодного мониторинга состояния конкурентной среды, считают уровень развития конкуренции на рынке умеренным, 15% высоким и очень высоким, при этом 37% оценивают конкуренцию на данном рынке как слабую или отмечают ее отсутствие. Проблематика. В ходе опроса часть предпринимателей среди основных административных барьеров, препятствующих развитию конкуренции в сфере наружной рекламы, отметили длительные сроки регистрации прав собственности на недвижимое имущество, сложность процедуры получения региональной государственной поддержки, участия в государственных и муниципальных закупках. Обоснование выбора рынка. Развитие конкуренции за счет создания безбарьерной среды. Меры по развитию конкуренции. Оказание консультационных услуг предпринимателям по существующим мерам поддержки бизнеса | Доля организаций частной формы собственности в сфере наружной рекламы, % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | ОМСУ (по согласованию) |
39. | Рынок строительства объектов капитального строительства, за исключением жилищного и дорожного строительства | Текущая ситуация. Рынок строительства объектов капитального строительства, за исключением жилищного и дорожного строительства, представлен 7618 хозяйствующими субъектами (из них 2 организации муниципальной формы собственности). 42% предпринимателей, опрошенных в рамках ежегодного мониторинга состояния конкурентной среды, считают уровень конкуренции на данном рынке умеренным, 39% - высоким и очень высоким. 77% предпринимателей при опросе отметили отсутствие административных барьеров на рынке. Проблематика. В ходе опроса предприниматели среди основных административных барьеров, препятствующих развитию конкуренции на рынке, отметили сложность процедур получения земельных участков под строительство и разрешения на строительство, сложность процедуры участия в государственных закупках. Обоснование выбора рынка. Развитие конкуренции за счет создания безбарьерной среды. Меры по развитию конкуренции. Оказание консультационных услуг предпринимателям по вопросам получения земельных участков и разрешения на строительство, по вопросу участия в закупках | Доля организаций частной формы собственности в сфере строительства объектов капитального строительства, за исключением жилищного и дорожного строительства (доля выручки организаций частной формы собственности от общего объема выручки всех хозяйствующих субъектов), % | 99,9 | 99,9 | 99,9 | 99,9 | 99,9 | Министерство строительства Нижегородской области |
Иные рынки | |||||||||
40. | Рынок деятельности в сфере туризма, в том числе рынок гостиничных услуг | Текущая ситуация. На рынке деятельности в сфере туризма, в том числе гостиничных услуг, присутствуют 1178 хозяйствующих субъектов (из них в сфере гостиничных услуг - 318), в основном это частные организации. По рынку деятельности в сферу туризма. 37% предпринимателей, опрошенных в рамках ежегодного мониторинга, указывают на высокий и очень высокий уровень конкуренции на рынке, 36% - на умеренный, при этом 26% считают, что на рынке слабая конкуренция или вовсе отсутствует. 88% респондентов отметили отсутствие существенных административных барьеров. По рынку гостиничных услуг. 46% опрошенных указывают на умеренный уровень конкуренции на рынке, 21% - на высокий и очень высокий, при этом 31% считают, что на рынке слабая конкуренция или вовсе отсутствует. Большинство респондентов (68%) отметили отсутствие существенных административных барьеров. Оценка потребителями по рынкам деятельности в сфере туризма, в том числе рынок гостиничных услуг различна, например: 49% оценили количество организаций на рынке как достаточное, 27% - как недостаточное. Это связано с неравномерностью предоставления услуг по территории Нижегородской области. Согласно опросу, 37% потребителей удовлетворены ценами на услуги на данном рынке, при этом 27% уровень цен не устраивает. Проблематика. Недостаточно высокий уровень удовлетворенности потребителей количеством организаций и уровнем цен на рынке в сфере туристских услуг. Обоснование выбора рынка. Развитие туристской отрасли в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. № 889, является приоритетом Правительства Нижегородской области. Развитие туриндустрии необходимо для обеспечения стабильного развития гостиничного бизнеса. Меры по развитию конкуренции. Повышение информированности хозяйствующих субъектов о мерах по развитию туристской отрасли. Содействие созданию объектов туриндустрии | Количество разработанных маршрутов / экскурсий (нарастающим итогом, начиная с 2021 г.), ед. | 9 | 12 | 15 | 18 | 21 | Министерство туризма и промыслов Нижегородской области |
41. | Рынок автомобильных компонентов | Текущая ситуация. На территории Нижегородской области зарегистрировано 136 хозяйствующих субъектов, производящих автокомпоненты. Все организации частные. В рамках ежегодного мониторинга половина (50%) опрошенных предпринимателей оценили конкуренцию на рынке автокомпонентов как умеренную, 32% - как высокую и очень высокую. 77% опрошенных предприятий считают, что на данном рынке отсутствуют существенные административные барьеры. Проблематика. Существенная доля импорта автокомпонентов, используемых предприятиями автомобилестроения области. Обоснование выбора рынка. Развитие автопрома, в том числе производство автокомпонентов, является одним из стратегических приоритетов Правительства Нижегородской области. Меры по развитию конкуренции. Оказание государственной поддержки участникам рынка, направленной на стимулирование импортозамещения, расширение собственного производства | Количество реализуемых совместных кластерных проектов участников промышленных кластеров Нижегородской области (нарастающим итогом, начиная с 2021 г.), ед. | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области |
В соответствии со Стандартом развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2019 г. № 768-р, министерство экономического развития и инвестиций Нижегородской области ежегодно организует мониторинг состояния и развития конкуренции на товарных рынках Нижегородской области.
Зарегистрировано по данному виду деятельности, но фактически деятельность по этому виду не ведет.".