ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 октября 2021 года № 968

Об утверждении Положения о региональном государственном
строительном надзоре на территории Нижегородской области

(с изменениями на 25 декабря 2023 года)

-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 03.06.2022 № 405;
постановлением Правительства Нижегородской области от 29.09.2022 № 794;
постановлением Правительства Нижегородской области от 07.02.2023 № 114 (ред. от 01.03.2023);
постановлением Правительства Нижегородской области от 25.12.2023 № 1114       
------------------------------------------------------------------------


В соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном строительном надзоре на территории Нижегородской области.

2. Инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области в порядке, установленном Регламентом Правительства Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 11 декабря 2009 г. № 920, с соблюдением сроков, установленных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", осуществить подготовку проектов постановлений Правительства Нижегородской области об утверждении перечня ключевых показателей регионального государственного строительного надзора на территории Нижегородской области и их целевых значений, индикативных показателей для регионального государственного строительного надзора на территории Нижегородской области, перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного строительного надзора на территории Нижегородской области.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г. и подлежит официальному опубликованию.



И.о.Губернатора                               А.Н.Гнеушев


     УТВЕРЖДЕНО
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 28 октября 2021 г. № 968

(Положение в ред. постановлений Правительства Нижегородской области от 03.06.2022 № 405; от 29.09.2022 № 794;
от 07.02.2023 № 114 (ред. от 01.03.2023);  от 25.12.2023 № 1114 )

    

Положение
о региональном государственном строительном
надзоре на территории Нижегородской области

   

______________________________________________
слова "мероприятия по государственному надзору" в соответствующем падеже заменены
словами "контрольные (надзорные) мероприятия" в соответствии с
постановлением Правительства Нижегородской области
от 07.02.2023 № 114;    

слова "надзорные мероприятия" в соответствующем падеже заменены словами
 "контрольные (надзорные) мероприятия" в соответствии с


постановлением Правительства Нижегородской области от 07.02.2023 № 114         
______________________________________________     

     I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Нижегородской области при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в частях 1, 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее соответственно - государственный надзор, ГрК РФ).

1.2. При организации и осуществлении государственного надзора применяются нормы Федерального закона от 1 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ), с учетом особенностей, установленных ГрК РФ и Общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2021 г. № 2161 (далее - Общие требования, утвержденные постановлением № 2161). (пункт 1.2 ред. постановления Правительства Нижегородской области от 03.06.2022 № 405 - см. предыдущую редакцию)

1.3. Предметом государственного надзора в отношении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ является:

1) соблюдение требований, установленных частью 3 статьи 54 ГрК РФ.

2) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий. .

Предметом государственного надзора в отношении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 54 ГрК РФ, является соблюдение требований, установленных в части 4 статьи 54 ГрК РФ.

1.4. Объектами государственного надзора (далее также - поднадзорные объекты) являются:

       (абзац первый в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 07.02.2023 № 114 - см. предыдущую редакцию)

а) деятельность, действия (бездействие) застройщика, технического заказчика и лица, осуществляющего строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (далее - контролируемые лица), по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 11 статьи 54 ГрК РФ, в случаях, установленных частями 1 и 2 статьи 54 ГрК РФ;

б) объекты капитального строительства, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и которые указаны в части 11 статьи 54 ГрК РФ, в случаях, установленных частями 1 и 2 статьи 54 ГрК РФ.

(пункт 1.4 изложен в новой редакции постановлением Правительства Нижегородской области от 03.06.2022 № 405 - см. предыдущую редакцию)

1.5. Органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим государственный надзор, является инспекция государственного строительного надзора Нижегородской области (далее - Инспекция).

1.6. Уполномоченными должностными лицами на принятие решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в рамках осуществления государственного надзора, а также профилактических мероприятий, указанных в подпунктах 3, 5 пункта 3.2 настоящего Положения, являются начальник (заместитель начальника) Инспекции. (пункт 1.6 ред. постановления Правительства Нижегородской области от 03.06.2022 № 405 - см. предыдущую редакцию)

1.7. Должностными лицами Инспекции, уполномоченными на осуществление государственного надзора  (далее - должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного надзора) являются:

        (абзац первый в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 07.02.2023 № 114 - см. предыдущую редакцию)

1) начальник Инспекции;

2) заместитель начальника инспекции - начальник управления надзорной деятельности Инспекции;

3) руководители структурных подразделений, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными регламентами входит реализация полномочий по осуществлению государственного надзора, в том числе проведение профилактических иконтрольных (надзорных) мероприятий;

4) иные государственные гражданские служащие Инспекции, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными регламентами входит реализация полномочий по осуществлению государственного надзора, в том числе проведение профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.

1.8. Должностное лицо, уполномоченное на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, профилактического мероприятия, определяется решением Инспекции. (абзац первый в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 07.02.2023 № 114 - см. предыдущую редакцию)

При необходимости контрольные (надзорные) мероприятия могут проводиться в составе нескольких должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственного надзора.

1.9. В случае необходимости проведения инструментального обследования, испытания, исследования (экспертизы) по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний, применения специальной аппаратуры, техники, оборудования, Инспекцией к проведению контрольного (надзорного) мероприятия могут привлекаться  экспертные организации.  (пункт 1.9 ред. постановления Правительства Нижегородской области от 03.06.2022 № 405 - см. предыдущую редакцию)

1.10. Должностные лица Инспекции, уполномоченные на осуществление государственного надзора, выполняют обязанности, установленные частью 1 статьи 29 Федерального закона № 248-ФЗ, пользуясь правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона № 248-ФЗ.

Должностное лицо, уполномоченное на осуществление государственного надзора, при проведении контрольных (надзорных) мероприятий помимо обязанностей, установленных Федеральным законом № 248-ФЗ, обязано доводить до сведения вышестоящего руководства информацию о выявленных в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий нарушениях обязательных требований, не относящихся к компетенции Инспекции, в целях принятия решения о направлении такой информации в уполномоченные органы для принятия мер в пределах своей компетенции.

1.11. Должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного надзора, несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.12. Учет объектов надзора осуществляется в соответствии с частью 19 статьи 54 ГрК РФ путем ведения реестра поднадзорных объектов капитального строительства на территории Нижегородской области (далее - реестр поднадзорных объектов).

1.13. Контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в форме выездного обследования и наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) в отношении объектов, указанных в части 2 статьи 54 ГрК РФ, может быть начато после внесения в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий сведений, установленных правилами его формирования и ведения. (пункт 1.13 ред. постановлений Правительства Нижегородской области от 03.06.2022 № 405; от 07.02.2023 № 114 - см. предыдущую редакцию)

1.14. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении государственного надзора не проводятся.

1.15. Документы, составляемые в рамках осуществления государственного надзора, в том числе при осуществлении надзорных действий, документы, их копии, полученные от контролируемых лиц и иных источников, в том числе полученные в порядке межведомственного взаимодействия, материалы по итогам рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, подлежат учету и хранятся Инспекцией в соответствии с требованиями законодательства об архивном деле в Российской Федерации.

     II. Управление рисками причинения вреда

    (ущерба) охраняемым законом ценностям

    при осуществлении государственного надзора

    

2.1. При осуществлении государственного надзора не устанавливаются в отношении поднадзорных объектов категории риска причинения вреда (ущерба) и критерии отнесения поднадзорных объектов к категориям риска.

2.2. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в отношении объектов, указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ, Инспекцией разрабатываются индикаторы риска нарушения обязательных требований. Индикатором риска нарушения обязательных требований является соответствие или отклонение от параметров поднадзорного объекта, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

     

     III. Профилактика рисков причинения вреда

     (ущерба) охраняемым законом ценностям

3.1. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям применяется при осуществлении государственного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 ГрК РФ.

3.2. При осуществлении государственного надзора проводятся следующие виды профилактических мероприятий:

1) информирование;

2) обобщение правоприменительной практики;

3) объявление предостережения;

4) консультирование;

5) профилактический визит.

3.3. Профилактика рисков при осуществлении государственного надзора направлена на следующие основные цели:

       (абзац первый изложен в новой редакции постановлением Правительства Нижегородской области от 07.02.2023 № 114 - см. предыдущую редакцию)

1) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами;

2) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

3) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.

3.4. Профилактические мероприятия проводятся на основании программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, которая утверждается ежегодно приказом Инспекции не позднее 20 декабря года, предшествующего году реализации программы профилактики, и размещается на официальном сайте Инспекции в информационно-коммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в течение пяти дней со дня утверждения. (пункт 3.4 изложен в новой редакции постановлением Правительства Нижегородской области от 07.02.2023 № 114 - см. предыдущую редакцию)

3.5. Информирование контролируемых лиц осуществляется посредством размещения сведений, предусмотренных Федеральным законом № 248-ФЗ, на официальном сайте Инспекции в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии).

3.6. Инспекция обеспечивает ежегодное обобщение правоприменительной практики при осуществлении государственного надзора.

По итогам обобщения правоприменительной практики Инспекция в срок до 1 марта следующего за отчетным годом готовит проект доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики, который подлежит публичному обсуждению, путем размещения на официальном сайте Инспекции в сети "Интернет". Срок публичного обсуждения составляет один месяц.

Доклад о правоприменительной практике в течение одного месяца со дня окончания публичного обсуждения утверждается приказом Инспекции и размещается на официальном сайте Инспекции в сети "Интернет".

3.7. В случае наличия у Инспекции сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Инспекция объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

3.7.1. Решение об объявлении контролируемому лицу предостережения принимается на основании мотивированного представления должностного лица, уполномоченного на осуществление государственного надзора, по итогам рассмотрения сведений, указанных в пункте 3.7 настоящего Положения.

3.7.2. Форма предостережения утверждена приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31 марта 2021 г. № 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом. (пп. 3.7.2. изложен в новой редакции постановлением Правительства Нижегородской области от 07.02.2023 № 114 - см. предыдущую редакцию)

3.7.3. Предостережение должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, нормативный правовой акт, их предусматривающий, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению этих требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование о представлении контролируемым лицом сведений и документов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»