(с изменениями на 15 мая 2024 года)
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 15.05.2024 N 252)
В соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2020 г. N 1969 "Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Законом Нижегородской области от 4 января 1996 г. N 17-З "О защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2. Установить, что плановые проверки, включенные в ежегодный план департамента региональной безопасности Нижегородской области на 2021 год, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., подлежат проведению в рамках регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с Положением о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденным настоящим постановлением.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Нижегородской области Банникова П.В.
(п. 4 в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 15.05.2024 N 252)
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания, за исключением раздела VII Положения о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденного настоящим постановлением, и подлежит официальному опубликованию.
Раздел VII Положения о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденного настоящим постановлением, вступает в силу с 1 марта 2022 г.
Губернатор
Г.С.НИКИТИН
ПОЛОЖЕНИЕ О РЕГИОНАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ НАДЗОРЕ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 15.05.2024 N 252)
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - региональный государственный надзор).
1.2. Предметом регионального государственного надзора являются:
1) соблюдение гражданами и организациями, за исключением организаций и граждан, деятельность которых подлежит федеральному государственному надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области (далее - обязательные требования);
2) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
1.3. Уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим региональный государственный надзор, является департамент региональной безопасности Нижегородской области (далее - Департамент).
1.4. Региональный государственный надзор уполномочены осуществлять следующие должностные лица Департамента (далее - должностные лица Департамента):
1) директор Департамента;
2) исключен с 15.05.2024. - Постановление Правительства Нижегородской области от 15.05.2024 N 252;
3) заместитель директора Департамента;
4) заведующий сектором регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Департамента;
5) консультант сектора регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Департамента;
6) исключен с 15.05.2024. - Постановление Правительства Нижегородской области от 15.05.2024 N 252.
1.5. Должностные лица, уполномоченные на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий:
1) директор Департамента;
2) исключен с 15.05.2024. - Постановление Правительства Нижегородской области от 15.05.2024 N 252;
3) заместитель директора Департамента.
1.6. Региональный государственный надзор осуществляется в отношении граждан и организаций, за исключением организаций и граждан, деятельность которых подлежит федеральному государственному надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - контролируемые лица).
К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного надзора на территории опережающего развития, организацией и проведением проверок индивидуальных предпринимателей или являющихся коммерческими организациями юридических лиц, государственная регистрация которых осуществлена на территории опережающего развития, созданной на территории Нижегородской области согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), либо резидентов иной территории опережающего развития, создавших филиал или представительство на этой территории опережающего развития, которые заключили в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего развития в Российской Федерации" соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего развития и включены в реестр резидентов территории опережающего развития, применяются положения Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) с учетом особенностей осуществления регионального государственного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 15.05.2024 N 252)
1.7. Региональный государственный надзор осуществляется в отношении следующих объектов надзора (далее - объект надзора):
1) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
2) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты).
Учет объектов надзора ведется с использованием информационной системы.
Учет объектов надзора также может осуществляться путем ведения журнала учета объектов надзора установленной формы.
1.8. Должностные лица Департамента при осуществлении регионального государственного надзора обязаны:
1) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы контролируемых лиц;
2) своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, принимать меры по обеспечению исполнения решений Департамента вплоть до подготовки предложений об обращении в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством;
3) проводить контрольные (надзорные) мероприятия и совершать контрольные (надзорные) действия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей и при наличии соответствующей информации в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а в случае взаимодействия с контролируемыми лицами проводить такие мероприятия и совершать такие действия только при предъявлении служебного удостоверения, иных документов, предусмотренных федеральными законами;
4) не допускать при проведении контрольных (надзорных) мероприятий проявление неуважения в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, не препятствовать их проведению, а также не нарушать внутренние установления религиозных организаций;
5) не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей, а с согласия контролируемых лиц, их представителей присутствию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей или его общественных представителей, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Нижегородской области при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие Департамента с контролируемыми лицами) и в случаях, предусмотренных федеральными законами, осуществлять консультирование;
6) предоставлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету регионального государственного надзора, в том числе сведения о согласовании проведения контрольного (надзорного) мероприятия органами прокуратуры в случае, если такое согласование предусмотрено Федеральным законом N 248-ФЗ;
7) знакомить контролируемых лиц, их представителей с результатами контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий, относящихся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;
8) знакомить контролируемых лиц, их представителей с информацией и (или) документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия и относящимися к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;
9) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов контролируемых лиц, неправомерного вреда (ущерба) их имуществу;
10) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
11) соблюдать установленные законодательством Российской Федерации сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий и совершения контрольных (надзорных) действий;
12) не требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации либо которые находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления.